Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Первые и пока единственные в Москве | Издательский дом

Первые и пока единственные в Москве

 

Одной из задач, решаемых в рамках Программы модернизации здравоохранения города Москвы на 2011–2012 годы, является повышение качества и доступности медицинской помощи за счет внедрения современных информационных технологий

 

Главный врач ГБУЗ города Москвы «Городская поликлиника № 108 Департамента здравоохранения города Москвы», врач высшей категории  Светлана Бутырина

 

 

 Столичные Департамент информационных технологий (ДИТ) и Департамент здравоохранения приступили к реализации мероприятий по устранению очередей к врачам. В московских поликлиниках начинается внедрение подсистемы удаленной записи пациентов – части Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС).

 Автоматизированная запись на прием к специалистам производится посредством установки в вестибюле медицинского учреждения инфоматов с сенсорными экранами. С помощью этих устройств пациент сможет узнать график работы врачей и, собственно, записаться на прием к специалисту.

 Каждый прикрепленный к поликлинике житель города может завести в системе так называемый электронный личный кабинет, где в качестве персонального идентификатора пациента используется штрихкод полиса обязательного медицинского страхования, социальная карта москвича, а также Универсальная электронная карта (УЭК). Стоит заметить, запись на прием к врачу через инфомат значительно упрощает эту процедуру и дает пациенту существенный выигрыш во времени по сравнению с традиционной записью через регистратуру. И кроме того, избавляет его от двукратного посещения поликлиники: в первый раз за талоном, второй – уже непосредственно на прием. При автоматизированной системе записи к врачу пациент имеет возможность самостоятельно выбрать дату приема, исходя из предложенного в меню терминала «двухнедельного окна». Сразу после получения пациентом талона через инфомат весь его дальнейший маршрут автоматически отражается и сохраняется в личном кабинете, а при желании на мобильный номер пациента отправляется уведомление о дате и времени посещения специалиста поликлиники.

 

Реализация инновационного проекта

 

 Городская поликлиника № 108 в Левобережном районе столицы еще в октябре прошлого года, первая и пока единственная в Москве, приступила к реализации инновационного проекта по внедрению подсистемы удаленной записи пациентов. Расположенная на Смольной улице поликлиника обслуживает более 60 тыс. пациентов – население районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино. В настоящий момент в холле установлены три информационных киоска – система инфомат.

 Внедрение системы управления потоками пациентов в поликлинике проходит в два этапа:

·        На первом этапе создается «электронная регистратура», которая фактически ликвидирует очереди на запись и прием к специалистам.

·        На втором этапе развертывается компонент системы на уровне кабинетов врачей.

 Но это не единственная аппаратура, представляющая собой систему управления информационными потоками. В нее также входит 46 информационных табло, которые расположены над каждым кабинетом врача. На табло высвечивается номер талона, обладатель которого приглашается на прием, а также подается информация, необходимая для того, чтобы оптимизировать порядок лечебного процесса (график работы врача, информация о проведении дополнительной диспансеризации, профилактических мероприятиях и прививках). Стоит отметить, что в поликлинике компьютеризированы 46 рабочих мест. Это позволяет докторам вести истории болезней пациентов в электронном виде, что избавляет от лишней бумажной работы, до сих пор отнимавшей достаточно много времени и сил.

 

 Видео-конференц-связь

 

 В настоящее время внедряется система видео-конференц-связи, благодаря которой врачи могут общаться между собой, находясь непосредственно на рабочем месте, причем не только на территории своей поликлиники, но и с другими ЛПУ. Это позволяет по необходимости в кратчайшие сроки собрать видеоконференцию или провести срочный видеоконсилиум. В настоящее время в 108-й поликлинике большинство врачей непосредственно на рабочих местах прошли обучение по пользованию Единой медицинской информационно-аналитической системой. Теперь каждый специалист, имея собственную чиповую карту, сможет войти в свой личный кабинет в любом медицинском учреждении, где установлена ЕМИАС, и получить полную информацию о так называемом «маршруте пациента» – посещении врачей, выполненных медицинских исследованиях и лечебных манипуляциях. Таким образом формируется электронная карта пациента, которая со временем полностью заменит бумажный носитель. Кстати, пациентам не следует волноваться о конфиденциальности собранной информации, так как Единая медицинская информационно-аналитическая система надежно защищена от преступных посягательств, а информацией о состоянии здоровья в полном объеме владеет только лечащий врач.

 

Стирая стереотипы

 

 Анализ работы поликлиники в условиях новой системы полностью оправдал ожидания администрации лечебного учреждения. Если в первые две недели работы ЕМИАС в тестовом режиме инфоматами пользовались лишь около 20% пациентов, а остальные предпочитали обычную регистратуру, то уже через месяц ситуация изменилась с точностью до наоборот – прибегать к помощи информационных терминалов стали порядка 80% посетителей поликлиники. В результате очереди на запись и прием к врачам исчезли. Теперь для удобства посетителей, особенно старшего возраста, сейчас рядом с информационными киосками постоянно находятся специальные консультанты, которые обучают пациентов премудростям пользования инфоматами.

 

Альтернативные варианты

 

 Существует ряд альтернативных инфомату каналов удаленной записи на прием к врачу. С 10 января 2012 года вступил в строй, в перспективе единый для всех московских поликлиник, call-центр. Попасть на врачебный прием пациент может связавшись с оператором по многоканальному телефону 539-30-00.

 Кроме того, можно воспользоваться услугами сети Интернет, зайдя в личный кабинет на московском городском портале государственных услуг. В этом случае пациент, не выходя из дома, самостоятельно выбирает врача-специалиста, записывается к нему на прием, а если необходимо – меняет время приема. Планируется, что в перспективе таким образом можно будет записаться к необходимому специалисту или пройти диагностическое обследование в условиях любой городской поликлиники на выбор.

 

Новый уровень

 

 В будущем столичный Департамент здравоохранения намерен при помощи IT-технологий вывести городские лечебные учреждения на совершенно новый уровень обслуживания населения. В настоящее время уже идет разработка программ по выдаче электронных рецептурных бланков и листков нетрудоспособности. Это также позволит пациенту избежать очередей в поликлинике и своевременно получить необходимые лекарственные препараты по направлению в определенный аптечный пункт. Кстати, уже сейчас пациент, получив рецепт у врача, может через инфомат в поликлинике узнать о наличии лекарств в аптеках.

 Департамент здравоохранения г. Москвы планирует в течение 2012 года внедрить систему электронной записи на прием к врачу во всех поликлиниках города, а это ни много ни мало 547 лечебных учреждений! К Системе управления потоками пациентов будет подключено порядка 20 тыс. кабинетов, амбулаторный прием в которых осуществляют порядка 45 тыс. специалистов.

 Всего же программа информатизации охватывает все 778 медицинских учреждений Москвы. Итогом такой колоссальной работы должно стать создание Единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы. Подобной структуры нет пока ни в России, ни в другой стране мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

Яндекс.Метрика