Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Особо востребованная медицина | Издательский дом

Особо востребованная медицина

 

 В одной из лучших Московских клиник ,  давно занимаются совершенствованием гериатрической помощи

 

Главный врач ГБУЗ города Москвы «Городская больница № 49 Департамента здравоохранения города Москвы», врач высшей квалификационной категории, член-корреспондент Международной Академии общественных наук, действительный член Академии поддержки и развития здравоохранения, мастер спорта СССР по футболу, кавалер 16 орденов и медалей РФ Руслан Леков

 

 

– Руслан Муратович, столичная медицина – особая. Она имеет больше финансовых возможностей в сравнении с провинциальной. Но в то же время и «медицинские» ожидания горожан гораздо выше. Впрочем, как и спрос городского департамента здравоохранения с больниц и поликлиник за доступность помощи. Вы согласны с такой оценкой?

 

– Полностью согласен.

 

Столичное здравоохранение должно являться образцом грамотного и эффективного построения инновационной инфраструктуры медицины и являться примером для регионального развития. Москва – это мегаполис, который требует построения большой и эффективной системы здравоохранения. С этой целью Правительством Москвы была утверждена программа «Столичное здравоохранение», предусматривающая многоступенчатое развитие московского здравоохранения по различным направлениям деятельности до 2016 года.

Особенностью программы является то, что она накладывается на двухлетнюю общероссийскую программу модернизации здравоохранения, предусматривающую выделение беспрецедентного количества финансовых средств. Как сказал руководитель Департамента здравоохранения г. Москвы Л.М. Печатников: «Эти деньги должны превратиться в самое современное медицинское оборудование, превратить здравоохранение в хорошо информатизированную систему, и до конца 2012 года диагностическая база московского здравоохранения должна выйти на принципиально новый уровень, отвечающий мировым стандартам».

Взять, к примеру, нашу городскую больницу № 49, расположенную на окраине Москвы в районе Капотня Юго-Восточного административного округа. За время своего 53-летнего существования она превратилась в многопрофильное лечебное объединение, имеющее в своем составе стационар с девятью лечебными отделениями, взрослое и детское поликлинические отделения, женскую консультацию. В стационар больницы поступают как плановые, так и больные по «скорой помощи».

Пять лет назад, когда я был назначен главным врачом больницы, проблемы виделись во всем: медицинское диагностическое оборудование морально и физически устарело, да и износ его доходил до 90–100%. Клинико-диагностическая лаборатория не соответствовала предъявляемым к ней требованиям из-за отсутствия современной аппаратуры.

Капитальный ремонт не проводился ни разу. Из-за этого стало рушиться здание пищеблока и административного корпуса, да и здания стационара и поликлиники требовали немедленного ремонта. Замены требовало бетонное ограждение больницы. Необходимо также благоустраивать территорию. И как при всем этом можно было соответствовать высокому званию «Столичная больница»?

Видя такое состояние, Управление здравоохранения ЮВАО г. Москвы, департамент здравоохранения начали выделять финансовые средства больнице.

В результате чего был отремонтирован пищеблок, заменено на нем устаревшее оборудование. Приобретены автоматические анализаторы для лаборатории – теперь она полностью оснащена, отремонтированы фасад здания стационара, палаты, заменены окна. Произведен ремонт аптеки, конференц-зала и кабинетов в административном корпусе.

Заменено бетонное старое ограждение вокруг больницы на светопрозрачное металлическое длиной почти 1 км. Заменены трубы горячего и холодного водоснабжения, три лифта в стационаре.

Во всех зданиях больницы произведена замена старой пожарной сигнализации на современную АПС. В настоящее время продолжается ремонт взрослой и детской поликлиник. На 2013 год запланирован капитальный ремонт стационара. По программе «Модернизации здравоохранения» в больницу с 2011 года начата поставка медицинского оборудования, и до конца 2012 года будет поставлена 131 единица медицинской техники и оборудования на общую сумму более 116 млн рублей.

Я работаю в московском здравоохранении больше 25 лет, и это дает мне право утверждать, что такой масштабной, грандиозной, продуманной программы «оздоровления», реформирования московской медицины еще никогда не было.

Но самым сложным остается кадровый вопрос. Ну оснастятся больницы и поликлиники современн техникой, высокотехнологичным медицинским оборудованием и сразу исчезнут очереди на прием к врачу, исчезнут жалобы пациентов и их родственников? Конечно нет. В основном ведь жалуются на отсутствие внимания и чуткости со стороны медицинского персонала, нарушение медицинской этики и деонтологии в общении с больными и их родственниками. Мы забыли такие чувства, как доброта и милосердие, терпение, чуткость и сострадание к больному человеку.

Я всегда напоминаю своим сотрудникам об этом и говорю, что диплом врача еще не дает права называться ВРАЧОМ – это звание надо заслужить своим ежедневным кропотливым трудом, вниманием, чуткостью, заботой о больном человеке и, наконец, доверием и любовью пациентов.

 

– В Москве разрабатывается городская программа «Старшее поколение». Нужна ли она? Почему больницу № 49 можно назвать одной из передовых клиник по работе с престарелыми больными?

 

– Да, совершенно верно. Одна из семи подпрограмм «Столичного здравоохранения» так и называется – «Здоровье старшего поколения».

Нужна ли она? Не только нужна – она просто необходима. И я бы ее назвал одной из самых важных.

Перед нашими стариками, ветеранами и инвалидами войны, тружениками тыла, теми, кто ценой своего утраченного здоровья, а порой и жизни отстоял свободу и независимость нашей Родины и дал нам возможность жить и трудиться, учиться и воспитывать наших детей, мы все, их потомки, в неоплатном долгу. И отношение к старшему поколению должно быть особенным не только в праздники, но и в будни. Я не перестаю напоминать своим сотрудникам, что мы в своей работе должны всегда помнить и придерживаться принципа мудрецов: «Облегчи старику путь, помоги хоть малость, сам поймешь когда-нибудь, что такое старость!»

На примере двух терапевтических отделений по уходу, которые имеются в нашей больнице, можно показать, с каким вниманием и любовью надо относиться к пожилым, тяжелобольным людям.

В этих отделениях медицинский персонал на высоком профессиональном уровне осуществляет лечение и постоянный круглосуточный уход за престарелыми и тяжелобольными людьми.

Эти отделения пользуются доброй славой, заслуженным авторитетом и уважением у москвичей и жителей других регионов.

Почему нас называют одной из передовых клиник по работе с престарелыми больными? В 1991 году именно в нашей 49-й больнице впервые в Москве открылось терапевтическое отделение по уходу за такими больными, затем в 1994 году открылось второе отделение. Так что мы являемся первопроходцами и стараемся держать марку лучших отделений по уходу и по сей день.

И если посмотреть со стороны на работу медицинского персонала этих отделений, то вот где по-настоящему можно встретить доброту и милосердие, терпение, чуткость и сострадание к больному, немощному человеку.

Отбор медицинского персонала в эти отделения особый. Сотрудник должен обладать лучшими человеческими качествами. И, несмотря на высокую заработную плату, текучесть кадров существует, так как не все сотрудники могут выдержать тяжелый физический труд, моральные и психологические перегрузки. Тем не менее этот тяжелый труд дает свои плоды и не проходит даром. И если больных в отделение привозят обездвиженными, то не малая часть из них  обратно домой уходят на своих ногах.

Еженедельно я получаю благодарственные письма от пациентов и их родственников.

 

– Как вы считаете, нужны ли специализированные гериатрические отделения в стационарах и поликлиниках? Какие специалисты прежде всего должны заниматься оказанием помощи пожилым?

 

– Конечно же нужны. И считаю, что такие отделения должны быть не просто отделениями по уходу, а реабилитационными отделениями. И если подавляющая часть больных (до 90%), поступающие в отделения по уходу, – это больные после перенесенного инсульта, которые не могут самостоятельно двигаться и есть, не могут говорить, сами себя обслуживать, то называться такие отделения должны неврологическими реабилитационными отделениями с хорошим штатом специалистов, в котором, кроме врачей геронтологов, реабилитологов, физиотерапевтов, психологов, специалистов по восстановительной терапии, должны непременно быть терапевт и невролог. Большой проблемой в лечении пациентов с ОНМК во всем мире, в том числе и в РФ, является профилактика осложнений, вызванных долгим неподвижным, лежачим положением больного. А это такие грозные осложнения, как застойная пневмония, пролежни, тромбозы вен нижних конечностей, которые нередко приводят к еще более грозному осложнению – тромбоэмболии легочной артерии. Поэтому борьба с ними выходит на первый план.

Следующей задачей неврологических реабилитационных отделений является восстановление функции ходьбы как навыка, в наибольшей степени влияющего на социальную адаптацию пациента, возможность его самообслуживания и независимость от постороннего ухода. Немаловажную роль также играет восстановление мелкой моторики и координации движений. За счет высокой пластичности функций мозга можно добиться существенных улучшений пораженных двигательных функций.

Задачей также является восстановление речи и уменьшение интеллектуально-мнестических нарушений. Добиться всего этого возможно только оснастив отделения современным медицинским оборудованием: тренажерами, комплексами для обучения ходьбе и коррекции походки, аппаратами для функциональной электростимуляции. В сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, массажем и медикаментозной терапией можно добиться желаемого результата.

Следует отметить, что ежегодно у нас в стране инсульт развивается у 500 тысяч человек. 75% из них – люди работоспособного возраста, и их можно вернуть к полноценной жизни и труду, а в настоящее время возвращаются к прежней трудовой деятельности только 15% больных. Поэтому актуальность данной проблемы очевидна. Постинсультная инвалидность занимает первое место среди всех причин первичной инвалидности. Главная причина инвалидности – нарушение функций ходьбы.

По мнению экспертов ВОЗ, реальной является задача достижения бытовой независимости не менее чем у 75% больных, выживших после развития инсульта. И мы не должны отставать в решении этих задач от ведущих клиник Германии, Швейцарии, Франции, где есть такие реабилитационные центры.

 

– Часто возраст пациента является противопоказанием для проведения оперативных вмешательств, назначения различных методов лечения. Но не слишком ли высоко поднята эта планка сегодня? Как вы оцениваете здоровье нашего старшего поколения?

 

– Да. На самом деле бывает, когда возраст пациента является противопоказанием для проведения оперативного вмешательства. Но ведь классность, профессионализм хирурга заключается не в количестве проведенных им операций, а в умении обойтись в лечении больного без них. Особенно это касается больных преклонного возраста. И не забывайте об основной заповеди врачевания – не навреди!

А что можно сказать о здоровье нашего старшего поколения? Это наши отцы и деды, на долю которых выпало столько испытаний, страданий и мучений, что хватило бы на несколько поколений. И конечно же здоровья это не прибавляет.

Но что удивительно! Пример моего отца, полковника танковых войск, героя Великой Отечественной войны, который 16-летним добровольцем пошел защищать Родину. Четырежды был тяжело ранен, горел в танке на Курской дуге. Но и в свои 86 лет энергичен, подтянут, работоспособен, активно занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи и даже прекрасно водит автомобиль. И такие они – его немногочисленные оставшиеся товарищи-однополчане. Поколение Победителей! Как будто тяжелые испытания так закалили их, как не закаляется даже сталь. Но человеческие силы и возможности организма не безграничны. И я хочу повторить, что забота об их здоровье, их благополучии – это наша прямая святая обязанность, причем не только медиков. Если бы на то была моя воля, я бы вписал это в Конституцию РФ.

 

– Руслан Муратович, часто пожилые люди – это еще и социально незащищенные пациенты. Учитывает ли это обстоятельство в работе с ними руководство больницы № 49?

 

– Да, на самом деле пожилые люди часто являются социально незащищенными. Поэтому мы работаем в тесном контакте с Управлением социальной защиты населения и Советом ветеранов войны и труда. И совместно решаем возникающие проблемы таких пациентов.

 

– В работе с пожилыми людьми, наверное, часто встают вопросы этики и деонтологии. Например, всегда ли можно сообщать пациенту диагноз и прогноз заболевания? Как быть с информированным согласием, если больной поступил без сознания или в силу болезни плохо понимает, что с ним происходит?

 

– При общении с пожилыми людьми часто встают вопросы этики и деонтологии. Поэтому надо всегда учитывать, что пожилые люди очень ранимы и обидчивы в силу своего возраста. Недаром античные мудрецы говорили: «Старики дважды дети». И мы в своей работе это учитываем и не забываем. Всегда ли можно сообщать такому пациенту диагноз и прогноз заболевания? В соответствии с законом мы обязаны. Но при этом всегда надо учитывать личность пациента, его индивидуальные качества. Принцип «не навредить» и здесь работает.

 

– Президент России Дмитрий Медведев на второй встрече в формате открытого правительства высказался о борьбе с коррупцией. Что, на ваш взгляд, является взяткой для медика? Как быть врачу, когда бюджетных денег на покупку современных лекарств или расходных материалов не хватает? Где грань между благодарностью, подарком и служебным преступлением?

 

– Бороться с коррупцией необходимо на всех уровнях. На мой взгляд, врач не имеет право брать денег с пациента, какие бы мотивации и оправдания этому ни были. Тем более работая в Москве, где заработная плата медиков в разы выше, чем в регионах. И каждый случай взятия денег врачом с пациента должен являться предметом служебного, а порой и уголовного разбирательства. Я не говорю о вымогательстве денег с пациента, так как врачу-вымогателю вообще не место во врачебном сообществе. А передача врачу бутылки коньяка с коробкой конфет от благодарного пациента я не считаю преступлением.

 

– На ваш взгляд, могут ли профессиональные медицинские ассоциации помочь в наведении порядка в здравоохранении? Например, рассматривая конфликтные ситуации между врачом и пациентом…

 

–На мой взгляд, навести порядок в московском здравоохранении под силу департаменту здравоохранения без чьей-либо помощи, что и происходит сейчас.

 

– Проводятся ли социологические опросы в вашей больнице? Что они показывают?

 

–Да, регулярно проводятся. В ходе них устанавливается, что тех пациентов, кто доволен медицинским обслуживанием, становится все больше и больше. Вероятно, это заслуга не только сотрудников больницы, но и благодаря проводимым реформам в московском здравоохранении. Это радует, но не успокаивает.

 

– Много говорится об информатизации здравоохранения. Но пожилые люди часто не очень-то дружат с компьютерами. На ваш взгляд, как сделать для них более доступной запись на прием к врачу?

 

– Информатизация московского здравоохранения позволит пациенту записаться к врачу, не выходя из дома, с использованием сети Интернет или самостоятельно через электронный терминал в поликлинике. А медицинскому работнику позволит сократить время, которое тратится на бумажную работу, и позволит врачам больше времени уделять пациентам. И уверяю, что пожилые люди не пострадают от информатизации здравоохранения, так как обычная запись к врачу через регистратуру или по телефону тоже сохранится.

 

– Чем, на ваш взгляд, может гордиться городская больница № 49?

 

– Городская больница № 49 по праву может гордиться своим дружным многонациональным коллективом и своими успехами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика