#

Масштабная реорганизация

 

Городская поликлиника № 220 считается одной из лучших в столице. Здесь можно получить практически любое диагностическое исследование (внедренное в практику) и консультацию узкого специалиста. Более того, широко практикуется привлечение ведущих специалистов города Москвы для консультации пациентов. Профессионализм персонала, помноженный на технические возможности, создал, как говорится, имя этому лечебному учреждению. К городской поликлинике № 220 хотят прикрепиться многие москвичи.

 

 Главный врач ГБУЗ «Городская поликлиника № 220 Департамента здравоохранения города Москвы», кандидат медицинских наук Вера Шастина

 

 

 Вера Ростиславовна, в Москве идет создание поликлинических объединений. Как вы считаете, удастся ли эффективно управлять бывшими самостоятельными поликлиниками, которые войдут в состав холдингов?Не получится ли так, что хотели как лучше, а получили сокращение…

 

  Не очень мне нравится название «холдинг», скорее это Амбулаторный центр, созданный для того, чтобы повысить качество медицинской помощи. Начну с того, для чего проводится реорганизация. Во-первых, не покривлю душой, когда скажу, что стратегическая ее цель – здоровье горожан. Человеческие ресурсы – самые важные богатства для государства, а не нефть и газ. Ни для кого не секрет, к каким показателям состояния здоровья населения мы пришли в 90-е годы. «Русский крест» демонстрировал резкое превалирование смертности над рождаемостью. Ситуацию можно было охарактеризовать как плачевную, а здравоохранение не могло эффективно реагировать на эти вызовы времени.

 Руководство страны в начале 2000-х годов обратило самое пристальное внимание на положение дел в охране здоровья. Несмотря на то что здоровье человека лишь на 10–15% зависит от уровня медицины, этот вклад значительный. Но нельзя забывать и о том, что состояние здоровья людей зависит от многих факторов, в том числе: наличия экологических проблем, особенностей питания, наследственности, распространенности вредных привычек, уверенности людей в завтрашнем дне, социальной защищенности. Еще очень важный момент – отношение людей к своему здоровью. Одни считают, что оно дается им свыше, навсегда, и никоим образом не пытаются его улучшить. Другие относятся к нему как к капиталу. Стараются приумножать свое «богатство», проходить профилактические диспансерные осмотры, всячески помогают докторам, которые также содействуют им оставаться долгие-долгие годы здоровыми. Не просто жить долго, а вести активный, полноценный образ жизни.

 В этой ситуации совершенно логично, что государство делает большие финансовые вливания в сферу здравоохранения. Что греха таить, состояние многих больниц и поликлиник оставляет желать лучшего. И не только в каких-то отдаленных районах, но и в столице. Закономерно, что еще год назад только 30–40% москвичей, обратившихся в лечебные учреждения, были удовлетворены качеством оказания медицинской помощи. С приходом нового мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина родился проект качественного изменения городского здравоохранения. Чтобы повысить удовлетворенность населения уровнем медицины хотя бы до 70%. А дальше преодолеть и эту планку. В таких условиях были разработаны две программы: региональной модернизации здравоохранения на 2011–2012 годы и программа «Столичное здравоохранение до 2016 года».

 Никто не собирается сокращать количество самих лечебных учреждений. Часть некрупных поликлиник приобретет статус филиалов Амбулаторных центров – крупных, в том числе и по метражу, поликлиник, в которых станет возможно разместить самое современное диагностическое оборудование, в том числе КТ и МРТ-томографы. Поэтому думать, что выполнение второй программы приведет к серьезному сокращению количества лечебных учреждений, нет никаких оснований. В городе будет 46 таких Амбулаторных центров для взрослых и 36 для детей. Однако москвичи смогут, как и раньше, посещать свои территориальные филиалы, врачи которых будут по необходимости направлять пациентов в головное учреждение для уточнения диагноза и лечения.

 

   Что можно ожидать от реализации этих программ?

 

  Они способны вывести московское здравоохранение на качественно новый уровень, сделать его лучшим в стране и конкурентоспособным в мире.

 При составлении первой программы совершенно четко анализировалось, что нужно сделать, какие больницы и поликлиники следует привести в порядок, как улучшить их материально-техническую базу, чтобы они смогли заработать на качественно ином уровне. Можно сказать, что региональная программа модернизации на 2011–2012 годы уже завершается. Многие лечебные учреждения уже отремонтированы и оборудованы новой медицинской техникой. Однако не все еще средства освоены. Процесс продолжается. Безусловно, приобретенный материальный уровень позволит поднять качество медицинской помощи.

 Есть в этой программе раздел – информатизация. Раньше пациенты жаловались на очереди в поликлиниках, невозможность записи на прием к врачу. Сейчас в поликлинике установлены инфоматы, осуществляется самозапись на прием через Интернет, по телефону. Это расширило права пациентов. Ведь поликлиника предоставляет людям возможность записаться на прием в удобное время и день, выбрать того врача, к которому хочется обратиться за помощью. Но получилось так, что наше лечебное учреждение сильно продвинулось вперед в этом направлении. И теперь мы работаем в несколько замкнутом цикле. Соответственно нам еще предстоит «слиться» с программами, действующими в городе.

 Сейчас идет активная работа по программе «Столичное здравоохранение». На ее выполнение также выделяются существенные средства – 1,3 трлн рублей. Она содержит семь подпрограмм: формирование эффективной системы организации медицинской помощи, специализированная медицинская помощь, материнство и детство, здоровье старшего поколения, медицинское обеспечение инвалидов, здоровый образ жизни, развитие кадрового потенциала.

 

  В чем суть совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи?

 

  Если раньше основным видом медицинской помощи была стационарная, то теперь происходит переориентация и основной приоритет отдается амбулаторно-поликлинической. Именно такая помощь максимально приближена к пациентам. Каждый больной должен все-таки знать изначально своего доктора в поликлинике. К нему он должен обращаться за первой помощью. Эта консультация не должна быть формальной, при необходимости она должна открывать ему путь к применению самых современных технологий.

 Если для постановки точного диагноза нужно пройти магнитно-резонансную или компьютерную томографию, то раньше это было проблемой. Сегодня с созданием Амбулаторных центров она должны быть решена.

 Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 20 января 2012 года № 38 определил три уровня амбулаторно-поликлинической помощи в городе. Первый уровень – это те городские поликлиники, в которые привыкли обращаться москвичи. Они обладают достаточно стандартным набором специалистов и возможностью проведения распространенных исследований: флюорографии, маммографии, других клинико-диагностических исследований. Именно они должны заниматься профилактической работой, проведением медицинских осмотров инвалидов и других категорий граждан, диспансеризацией работающих. Не случайно охват профилактическими осмотрами должен составить к концу 2016 года по этой программе свыше 90%.

 Ведь основой нашей медицинской деятельности, конечно, остается профилактика. Понятно, что любую болезнь легче предупредить, нежели вылечить. На ранних стадиях это сделать проще. На это должны быть ориентированы медики первичного звена. Однако они самостоятельно не в состоянии решить эту проблему. Если сами люди не поймут, что от них зависит уровень и качество их здоровья, никакие советы доктора не помогут. Чтобы здоровье москвичей укреплялось, человек сам должен стремиться прийти в поликлинику на ежегодный профилактический осмотр. В этом изменении психологии кроется ключ к успеху. Людям стоит относиться к диспансеризации как к правильной и нужной процедуре. Объединив усилия врача и пациента, можно многое сделать. При этом нацелить человека на здоровый образ жизни.

 Не все вопросы диагностики и лечения можно решить на первом уровне амбулаторно-поликлинической помощи. Но оснащать такие поликлиники дорогостоящим оборудованием нерационально.

 Второй уровень – это крупные поликлиники, такие как наша. Они способны предоставить высокотехнологичные методы диагностики не только ранее прикрепленному населению, но и «прибавляющемуся» населению филиалов. Сейчас идет реорганизация и к поликлинике № 220 прикрепляются еще три городские поликлиник и две медсанчасти. Надо сказать, что мы уже работаем как задуманный Амбулаторный центр. Мы принимаем заявки на проведение необходимых исследований, проведение консультаций специалистов, которых в этих поликлиниках нет. Они присылают к нам пациентов, чтобы верифицировать диагноз. В результате пациентам быстро ставится диагноз, назначается правильное лечение.

 Если на нашем уровне не получается поставить диагноз, оказать необходимую помощь, врачи столкнутся с какими-то проблемами, для этого существует третий уровень – консультативно-диагностические отделения крупных многопрофильных больниц.

 В соответствии с приказами Департамента здравоохранения г. Москвы выстраивается стройная система оказания помощи москвичам. Все это позволит оказывать действительно качественную медицинскую помощь в соответствии с федеральными стандартами. Подчеркну, что в программах обозначен конкретный и измеримый результат. Главное – должна увеличиться средняя продолжительность жизни москвичей до 76,5 лет. Должны уменьшиться показатели смертности, заболеваемости. А это не может не повлечь за собой увеличения как охвата профилактической работой, так и удовлетворенности москвичей качеством медицинской помощи. Мне кажется, это сильная сторона программы. Ее результаты конкретны, а не просто прописанные лозунги: улучшить, усилить, повысить. В 2016 году можно будет посмотреть, что удалось сделать, как сойдутся эти цифры.

 

  На ваш взгляд, удастся ли эффективно управлять таким большим хозяйством?

 

  Это правильный вопрос. И оно действительно большое. Штатное расписание насчитывает более полутора тысяч человек. Конечно, есть определенные проблемы и риски. Но современная система менеджмента позволяет снизить их до минимума. Не случайно мы провели серьезную подготовительную работу в период создания Амбулаторного центра, анализируя сильные и слабые места тех лечебных учреждений, которые войдут в состав нашей поликлиники.

 

 Со всеми ли врачами участковых поликлиник вы заключите контракты? Как будет начисляться заработная плата? Есть ли шанс, что она будет постепенно повышаться?

 

  Естественно, стараемся максимально сохранить кадры врачей и средних медицинских работников. Искать себе новую работу будет вынуждена очень малая часть сотрудников. В основном это управленческий персонал. Поскольку вся финансово-экономическая деятельность переходит в поликлинику № 220, то сотрудников, занимающихся этим блоком, станет меньше. Мы не стараемся создать условия, чтобы пациент по любому поводу посещал Амбулаторный центр. Наоборот, нужно сделать все, чтобы специализированная и высокотехническая помощь оказывалась как можно быстрее.

 Как уже объявлено, здравоохранение отходит от системы, которая ориентировалась на тарифную систему оплаты труда бюджетников. Помимо базового оклада, появятся стимулирующие выплаты. Они станут инструментом в руках руководителя, позволяющим достигнуть определенного качества медицинской помощи. Когда врач работает хорошо, пациенты довольны, качество лечения на высоте, специальная комиссия вправе назначить стимулирующие выплаты. Они пойдут сверх тех, что утверждены законодательством. Но деньги на эти цели нужно еще заработать. В следующем году система ОМС переходит на полный тариф. Это крайне важный момент. Не скрою, есть и сомнения, удастся ли сделать этот тариф по-настоящему полным. Ведь в него должны «поместиться» содержание лечебных учреждений, заработная плата с начислениями, закупки аппаратуры не дороже 100 тыс. рублей и многое другое. А качественная медицинская помощь априори не может быть дешевой. Но сглаживать положение должен тот факт, что бюджетные учреждения здравоохранения получили право на платные медицинские услуги. Дело за тем, чтобы не разрушить баланс, не перевести медицину на платные рельсы. Во главе всего – выполнение программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. А после этого – предоставление платных услуг.

 Поликлиника № 220 ставку делает на развитие добровольного медицинского страхования.

 

  Вера Ростиславовна, что должно измениться в амбулаторном звене после реализации программ модернизации и развития столичного здравоохранения?

 

  В лечебные учреждения поступают огромные финансовые средства. Они поднимут здравоохранение на новый уровень. Мы должны оправдать эти расходы. Москвичи должны жить долго.

 В амбулаторном звене после реализации программы модернизации здравоохранения должно измениться очень многое. Оно станет превалирующим, на него ляжет основная нагрузка по выявлению и лечению заболеваний у наших горожан, благодаря этому должны разгрузиться стационары. Дальше – отлаженное взаимодействие между поликлиниками и больницами. Совершенно ясная преемственность. А если еще объединить второй и третий уровень, то тогда очевидно, что пациент всегда будет под контролем. Лечащий врач в амбулаторном центре будет направлять на лечение в стационар, а из него пациент будет возвращаться на долечивание, реабилитацию вновь в поликлинику.

 

  Что бы вы могли сказать о проведении ремонтов и приобретении нового оборудования по программе модернизации здравоохранения…

 

  ГУ «ПТО капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения Москвы» путем проведения торгов определяет выбор подрядчика, который проводит эти работы. Руководители лечебных учреждений только составляют техническое задание и что необходимо сделать. А всем остальным, начиная от определения видов работ, составления сметы, проведением торгов, занимается это ведомство. Кстати, централизация дает свои плоды, и при покупке современного диагностического оборудования Департаменту здравоохранения города Москвы удалось сэкономить огромную сумму – более 9 млрд рублей. Теперь на эти деньги покупаются дополнительные единицы. Один из магнитно-резонансных томографов поступил в поликлинику № 220. Под него уже готовится помещение, хотя, конечно, хотелось бы этот процесс ускорить.

 

 Как вы оцениваете уровень квалификации ваших врачей?

 

  Хотя кадровая проблема в городе и существует, квалификация медицинского персонала в поликлинике 220 высокая. Квалификационную категорию имеют 70% сотрудников, ученую степень – 29 человек. При этом укомплектованность врачами достаточная. Практически во всех терапевтических отделениях ставки заполнены на 100%.

 Поликлиника № 220 была создана в 1929 году и длительное время являлась структурным подразделением Четвертого главного управления при Минздраве СССР. В 1990 году была передана московскому городскому здравоохранению. Сегодня поликлиника является крупнейшим лечебно-диагностическим учреждением г. Москвы и рассчитана на 2200 посещений в день. И это также оказало свое влияние на ситуацию с кадрами.

 

  Увеличивается ли приписное население? Как вы относитесь к тому, что все больше и больше москвичей хотят обследоваться и лечиться именно в поликлинике № 220?

 

  Регистр прикрепленного населения, естественно, увеличивается. Прежде всего, путем простого арифметического сложения всего населения присоединяемых поликлиник.

 Между тем наш народ сориентирован на Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Каждый понедельник я сталкиваюсь с тем, что на прием приходят люди с заявлениями с просьбой прикрепить их к поликлинике № 220. Идет ссылка на закон и заявление, что больше они нигде не хотят обслуживаться. Но в нашем лечебном учреждении хотя и много этажей, но принять весь город оно явно не в состоянии. Тем более что приказами Департамента здравоохранения города четко прописаны наши прикрепленные контингенты: участники и инвалиды войны, боевых действий, Герои Социалистического Труда, чернобыльцы и др., члены семей по всей Москве. Конечно, часть таких заявлений, имеющих четкое обоснование, мы удовлетворяем. Поэтому постепенно прикрепленное население расширяется. Кроме того, мы понимаем, что не за горами переход на подушевое финансирование. Мы стремимся использовать максимально свои ресурсы, предоставляя медицинскую помощь большему числу пациентов. Но мы не можем забывать и о качестве медицинской помощи.

 Я являюсь депутатом Муниципального собрания ВМО Арбат, вносила поправки в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Все они были приняты, кроме одной. Не удалось добиться, прописать в этом законодательном акте усиление ответственности гражданина за свое здоровье. По-прежнему это его право – ходить или нет на профилактические осмотры в поликлинику. Новшество другого закона «Об обязательном медицинском страховании» – выбор пациентом один раз в год страховой медицинской компании, лечебного учреждения, врача. К сожалению, некоторые пациенты трактуют это право совершенно произвольно. Приблизительно так: я хочу сегодня быть прикрепленным к одному доктору в этой поликлинике, а завтра попробую, как меня полечит другой доктор. Но тем самым они разрушают участковый принцип обслуживания пациентов. А диагностика и лечение будут быстрыми и точными, когда врач знает своего больного. В противном случае он, скорее всего, останется без присмотра врача.

 

  Насколько доступна специализированная помощь жителям Центрального округа столицы?

 

  Насколько мне известно, достаточно доступна. Конкретно могу рассказать о работе нашего Амбулаторного центра. К нам ежемесячно до 15 числа поступают заявки от поликлиник на требуемое количество диагностических исследований и консультаций специалистов на следующий месяц. Мы отправляем по ним направления на визит к специалистам или исследования с указанием даты и времени их проведения. Оформленные направления рассылаются в поликлиники Амбулаторного центра, где выдаются врачами на руки пациентам. После выполнения диагностических исследований и консультаций специалистов пациенту на руки выдается заключение проведенного исследования, а после консультации специалиста заключение с установленным диагнозом и рекомендациями по дополнительному обследованию и лечению. Все заключения о проведенных консультациях с рекомендациями передаются пациентами лечащему врачу, направившему в Амбулаторный центр ГП 220.

Таких работающих центров уже достаточно много в столице, хотя реорганизация еще не закончена. Но уже многие москвичи почувствовали на себе реальные изменения в московском здравоохранении, а врачи, с моей точки зрения, должны ощущать более полное удовлетворение от результатов своей работы.

И врачам, и пациентам хочу пожелать крепкого здоровья. Мы все потенциальные пациенты, и поэтому заинтересованы в том, чтобы система здравоохранения нашего любимого города работала максимально эффективно и качественно.

 

 

123022, г. Москва, ул. Заморенова, д. 27

Тел.: (499) 255-14-33, 255-19-37

E-mail: info@gp220.mosgorzdrav.ru

Сайт: www.gp220.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика