Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Традиции плюс современность | Издательский дом

Традиции плюс современность

 

 Московское медицинское училище № 1 – одно из старейших учебных заведений России, перешагнувшее свой 200-летний юбилей. Оно было основано в 1801 году

 

 Директор Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище № 1 Департамента здравоохранения города Москвы», врач, заслуженный учитель РФ, отличник здравоохранения, руководитель высшей категории Игорь Алабин

 

 

 История училища тесным образом связана с именем замечательного врача, известного отечественного акушера и историка медицины Вильгельма Рихтера. Именно он стал первым директором учрежденного им при Московском Воспитательном доме Повивального института, целью которого стало обеспечение Москвы и губернии опытными, образованными повивальными бабками (акушерками). Впоследствии на базе института и было создано медицинское училище № 1. С самого начала и до 1938 года учебное заведение находилось на Солянке. А в 1938–1939 годах по решению Мосгорздрава строится новое трехэтажное здание на Павловской улице, в котором училище размещается и по сей день, по соседству со Свято-Даниловым монастырем и городской клинической больницей № 4, которая открылась еще раньше – в 1763 году – и называется москвичами «Павловской».

 Московское училище широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом благодаря своим выпускникам – высококвалифицированным медсестрам, зубным врачам и зубным техникам. Немногие учебные заведения России могут сравниться с нами по возрасту, верности заложенным традициям, которые передаются от одного поколения преподавателей и студентов к другому.

 Традиции и современность неразрывно связаны в деятельности учреждения. Так, педагогический коллектив гордится тем, что именно в стенах медицинского училища № 1 в Москве возродилась подготовка сестер милосердия. Московская патриархия обращалась во многие медицинские училища города с просьбой открыть такое отделение, но везде получала отказ. А мы решили заняться этим благородным делом, и в 1990 году было открыто отделение сестер милосердия. Обучение проходили в основном люди взрослые, верующие. Сестры милосердия изучали те же дисциплины, что и медсестры, но, кроме этого, историю православия, Закон Божий. Выпускники этого отделения работают сегодня в 1-й и 5-й городских больницах столицы, в хосписах – где лежат самые тяжелые больные. Состоялось два выпуска, а затем 20 июля 1992 года по распоряжению правительства Москвы и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея IIбыло создано самостоятельное Свято-Димитриевское училище на территории первой городской больницы.

 

 

В ногу со временем

 

 В последние годы самое серьезное внимание уделяется переводу системы среднего образования на инновационный путь развития. Более того, это является одним из приоритетов государственной политики, направленной на обеспечение учреждений здравоохранения высококвалифицированными кадрами. Многое сделано в этом направлении и в московском медицинском училище № 1. Практически все его кабинеты оснащены компьютерами, интерактивными досками, во время занятий используются учебные видеофильмы. Все это помогает сделать занятия более интересными для студентов, позволяет легче усваивать предметы. В библиотеке также установлен компьютер, где каждый учащийся может воспользоваться Интернетом, получить необходимую информацию при изучении того или иного предмета, подготовить реферат.

 Причем современной материально-технической базой училища пользуются не только студенты училища. Более 20 лет здесь работает отделение повышения квалификации для зубных техников, зубных врачей, стоматологических медицинских сестер, медицинских сестер инфекционных больниц и отделений.

 Сегодня Московское медицинское училище № 1 работает по Федеральным государственным стандартам 3-го поколения. Цель внедрения этих стандартов – подготовить не только хорошего специалиста, но и всесторонне образованного человека. Студенты изучают психологию, медицинскую этику и деонтологию, медсестры должны знать, как тактично вести себя с пациентами, избегая конфликтных ситуаций. Большое внимание в новых стандартах уделяется уходу за старыми и пожилыми людьми. Кроме того, преподаются предметы, которые направлены на соблюдение здорового образа жизни. Это – «Здоровый ребенок», «Здоровый взрослый». Студенты также изучают иностранные языки, этику, медицинское право, где разъясняются права и обязанности медицинских работников в процессе выполнения ими своей профессиональной деятельности.

 Кроме того, в медицинском училище № 1 применяется новый подход к воспитанию кадров. Так, руководство учебного заведения твердо убеждено, что медсестра должна быть равноправным участником лечебного процесса. Для обеспечения индивидуального и более внимательного отношения к пациентам, повышения качества оказываемой помощи, эффективного взаимодействия врач – медсестра необходимо пересмотреть нормы загруженности медицинских сестер.

 

 

Нельзя оставить без внимания

 

 Медицинское училище № 1, кроме медсестер широко профиля и зубных техников, раньше готовило и санитарных фельдшеров. Эти специалисты работали в санэпидстанциях города и были главными помощниками санитарных врачей. Они выполняли самую ответственную оперативную работу – обследовали закрепленные за ними участки: предприятия торговли и общественного питания, коммунальные объекты, контролировали уборку мусора во дворах и т.д. И в случае выявления нарушений составлялись акты, наводился порядок на вверенных им территориях. Руководство ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» почему-то решило, что Москве санитарные фельдшеры не нужны. Что ж, неужели в Москве наведен образцовый порядок в этой сфере? Как раз наоборот – в городе продолжают незаконно функционировать мелкие предприятия, в подвалах, в антисанитарных условиях. Нередко люди работают без медицинских книжек, в помещениях – грязь, тараканы, крысы. К тому же, по новому положению, теперь такие предприятия можно проверять только один раз в три года! Кроме того, в Москве проживает огромное количество мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья, бомжей – у многих из них серьезные инфекционные заболевания. И вместо того чтобы увеличить число санитарных фельдшеров в Москве, их подготовка почему-то свернута.

 

 

Разносторонний подход

 

 При обучении специалистов для медицинских учреждений очень важную роль играет общий уровень подготовки школьников, поступающих в училище. К сожалению, за последние годы в связи с введением ЕГЭ в российской средней школе наметилась тенденция к его заметному снижению. Если раньше в училище приходили юноши и девушки с более широким кругозором и с ними можно было хоть о чем-то поговорить, то сейчас с абитуриентами очень трудно найти тему для беседы. Вдобавок ко всему многие из них просто малограмотны – в заявлении о приеме в училище выпускники школ умудряются сделать несколько ошибок. Хотя результаты по ЕГЭ у них достаточно высокие – 80–100 баллов.

 Да и вообще в последние годы процедура зачисления в средние учебные заведения стала пустой формальностью, в ней нет индивидуального подхода к абитуриентам, позволяющего выявить действительно лучших. Так, раньше при приеме на зуботехническое отделение медицинского училища № 1 для юношей и девушек проводился творческий экзамен по мануальным навыкам. Они сдавали экзамен по художественной лепке, поскольку при изготовлении зубных протезов очень важно, как у будущих студентов работают руки, насколько развит вкус, глазомер. А оценивал работы абитуриентов скульптор. Однако несколько лет назад чиновники от образования посчитали, что такой экзамен не нужен, и отменили его.

 К сожалению, все заботы по исправлению ошибок в воспитании и образовании выпускников школ ложатся на плечи педагогов училища. Студенческая жизнь не только лекции и практические занятия. Это еще и научно-практические конференции, профессиональные конкурсы, участие в художественной самодеятельности, праздничных концертах, фестивалях, КВНах, а также коллективные туристические поездки по историческим местам. В результате после 3–4 лет обучения наши студенты получают не только профессию, но и становятся всесторонне развитыми людьми, полноценными членами общества.

 У Московского медицинского училища № 1 непререкаемый авторитет в подготовке кадров. А потому лечебно-профилактические учреждения столицы с удовольствием берут на работу выпускников нашего учебного заведения. Между давними партнерами действуют двусторонние договоры о сотрудничестве в области подготовки зубных техников и медсестер. Уже много лет подряд выпускники училища распределяются в городскую клиническую больницу № 4, Научно-практический центр медицинской помощи детям с пороками развития челюстно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы, в детские городские поликлиники № 2 и 118, стоматологические поликлиники № 3, 9, 11, 62 и другие ЛПУ Москвы.

 

 

Наша справка:

 

 Ежегодно летом в медицинском училище № 1 проводится прием абитуриентов на следующие специальности:

– СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО (квалификация: медицинская сестра / медицинский брат).

На базе неполной средней школы – 3 года 10 месяцев. Вступительные испытания: биология, русский язык (по результатам ГИА). На базе средней (полной) школы – 2 года 10 месяцев. Вступительные испытания: биология, русский язык (по результатам ЕГЭ).

– СТОМАТОЛОГИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ (квалификация: зубной техник).

На базе средней (полной) школы – 2 года 10 месяцев. Вступительные испытания: химия, русский язык, физика (по результатам ЕГЭ). Студенты обеспечиваются стипендией, бесплатным горячим питанием, льготными проездными билетами. Выпускники трудоустраиваются в лечебно-профилактические учреждения города Москвы.

На базе училища имеются ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ (с октября по май).

Приемная комиссия начинает работать с 1 июня. Часы работы ежедневно, кроме воскресенья, с 10 до 17 часов.

 

Адрес: 115093, Москва, ул. Павловская, д. 25, стр. 1а

Секретариат: (495) 952-90-37

E-mail: info@mu1.mosgorzdrav.ru

Сайт: www.mmu1.ru

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика