Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Государственно-частное партнерство – способ выхода из кризиса постдипломного образования | Издательский дом
#

Государственно-частное партнерство – способ выхода из кризиса постдипломного образования

 


 Заместитель председателя НП «Национальная медицинская палата» Республики Башкортостан, заместитель директора АНО ДПО «Башкирский медицинский институт», доктор медицинских наук, профессор Радмир Хасанов

 

 

При обсуждении на конференциях и симпозиумах вопросов различного характера, касающихся постдипломного образования в сфере здравоохранения, к большому сожалению, ни разу не приходилось услышать положительные отзывы о его уровне и качестве. Вплоть до того, что известные организаторы здравоохранения объясняли существование институтов постдипломного образования необходимостью сохранения существующих педагогических кадров, то есть получалось так, что ИПО при медицинских университетах нашей страны существует только для того, чтобы сохранить рабочие места для сотрудников, а не для того, чтоб наши коллеги могли за отведенное им учебное время совершенствовать и поднимать свой профессиональный уровень.
 

Каждый раз, обсуждая проблемы постдипломного образования, все присутствующие единогласно приходили к мнению о необходимости непрерывности этого образования, понимая ее как непрекращаемость учебной деятельности после завершения базового образования. При этом к числу основных принципов образовательной политики относили добровольность обучения, понимая недопустимость какого-либо принуждения в выборе формы образования со стороны администрации лечебных учреждений. В последние годы появился ряд законодательных актов на уровне Российской Федерации, подчеркивающих необходимость, или даже, может быть, обязательность автономности образовательных учреждений, то есть невмешательство органов центральной и местной власти в работу образовательных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Определенные практические сдвиги мы увидели, посещая Международную конференцию, посвященную непрерывному медицинскому образованию, прошедшую 29 октября 2012 года, где участникам форума при регистрации выдавали бейджи с электронными чипами для отметки количества баллов за участие в этом мероприятии.
 

Естественно, специалисты, посещая научно-практические конференции, мастер-классы, слушая доклады ведущих специалистов своей отрасли, получают гораздо больше информации, чем дает традиционное на сегодня, однократное обучение один раз в пять лет в сертификационных циклах ИПО, где в качестве преподавателей в лучшем случае выступают три-четыре педагога. Когда говорим о постдипломном образовании, встает вопрос о формах обучения. Мы же все знаем, что на сегодня преподавательская работа в вузах страны не столь популярна из-за мизерности заработной платы и из-за недостаточности современных методов и технологий обучения. Видимо, поэтому средний возраст преподавательского состава в вузах страны неминуемо растет, нет притока молодых кадров.

 

 

Автономные некоммерческие организации и ГЧП

 

Эти насущные вопросы в сфере постдипломного образования могли бы решить автономные некоммерческие организации и государственно-частное партнерство.

На сегодняшний день принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях» и подзаконные акты к нему в рамках реализации закона. С 2006 года действует закон о государственно-частном партнерстве, которое по ряду различных и необъективных причин до сих пор остается малозамеченным. В плане реализации этих федеральных законов в Башкортостане с 2006 года успешно функционируют альтернативные курсы постдипломного образования для врачей-стоматологов на базе частного предприятия.Уже через год деятельности учреждения слушателями сертификационных циклов наряду со специалистами из Башкортостана стали врачи-стоматологи из соседних Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей. Вскоре начали обучаться врачи из северных регионов нашей страны. Их всех привлекали преподаватели – известные ученые нашей страны, приехавшие в г. Уфу для чтения лекции и проведения мастер-классов. При этом следует отметить, лекторы наряду с командировочными получали достойную заработную плату, в разы отличающуюся от зарплаты по основному месту работы. В связи с изменением федеральных законов мы изменили статус образовательного учреждения и в этом году согласно федеральным законам создали Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Башкирский медицинский институт». Получили лицензию на образовательную деятельность установленного образца. С учетом большой потребности начали обучать наряду со стоматологами организаторов здравоохранения и профпатологов.Нормальная деятельность альтернативного в нашей республике постдипломного образовательного учреждения прекратилась с приходом нового руководства в Башкирский государственный медицинский университет. Что случилось? Они увидели в лице Автономной некоммерческой организации своих непримиримых конкурентов. Начались увольнения лиц, причастных к этой некоммерческой организации, наряду с исключением из аспирантуры их учеников. С высоких трибун громко говорили о ненасытных коммерсантах, наживающихся на образовательной деятельности.

Вот такое у нас в Башкортостане государственно-частное партнерство в сфере постдипломного образования, поддерживаемое законами Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика