Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Выстроить целостную систему оказания медицинской помощи | Издательский дом

Выстроить целостную систему оказания медицинской помощи

 

Восточный административный округ столицы становится все более красивым, экономически развитым, в этой части мегаполиса все более комфортно и удобно жить. Немалая заслуга в этом принадлежит и медицине

 

 Директор ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Восточного административного округа г. Москвы» Всеволод Галкин

 

 

 

 Всеволод Николаевич, оценка работы московского здравоохранения по выполнению программы модернизации недавно прозвучала из уст министра здравоохранения России Вероники Скворцовой. Она считает, что столица сумела набрать нужный темп реализации столь важного проекта. Но удастся ли исполнить все задуманное, ведь остается совсем мало времени до конца года?

 

  Комиссия Министерства здравоохранения РФ побывала перед совещанием, на котором выступила министр, в лечебных учреждениях нашего округа. Проверяющие остались довольны увиденным (на тот момент процент выполнения программы в целом по городу достигал 70%). Но мы не существуем отдельно от столичного здравоохранения, мы – его составная часть. Хотя Восточный административный округ имеет и свои особенности. Он располагает обширной сетью государственных лечебных учреждений. По приблизительным оценкам, порядка 30% московских больниц и поликлиник находятся в ВАО. У нас есть очень крупные, многопрофильные стационары, которые известны многим москвичам. Назову некоторые из них: это городские больницы № 15, 36, 14, 57, 70, в составе каждой более 1000 коек. Они оказывают медицинскую помощь не только жителям округа, столицы, но больным из Подмосковья, иногородним гражданам. О масштабе их работы свидетельствует тот факт, что, по официальной статистике, в ВАО проживают около 1,5 млн жителей, то есть практически целый город.

 Сегодня в лечебных учреждениях строители завершают ремонтные работы, а поставка медицинского оборудования идет полным ходом. Так что нет оснований опасаться, что программа модернизации в какой-то части будет не выполнена.

 

  Модернизация здравоохранения в Москве «наложилась» на его реорганизацию. Не вносит ли это дополнительные трудности в работу лечебных учреждений?

 

 Действительно, недавно была создана сеть амбулаторных центров. До начала реализации программы модернизации во всем округе только в одной поликлинике был установлен компьютерный томограф. Естественно, это влияло на ожидание исследования, доступность «хромала на обе ноги». Программа модернизации здравоохранения позволила разместить в каждом Амбулаторном центре компьютерные томографы, а в двух из них еще и магнитно-резонансные. В результате возникла новая реальность: нуждающиеся в проведении этого исследования жители округа смогут пройти его не позднее двух недель с момента получения направления в головной поликлинике или ее филиале. Речь, безусловно, не идет об экстренных случаях, здесь надо действовать быстро.

 Мы понимаем, что любая реорганизация, происходящие изменения связаны с принятием ответственных управленческих решений. Хочу сказать, что я очень признателен всем сотрудникам дирекции, руководителям лечебных учреждений. Многие из них, не считаясь с личным временем, занимались проработкой вопросов реорганизации. А само совмещение с программой модернизации позволит использовать новое оборудование с максимальной отдачей.

 Важный момент: оптимизация деятельности поликлиник назрела давно. К сожалению, сегодня лечебные учреждения выполняют достаточно много не свойственных им функций. Реорганизация, безусловно, освободит их от этого.

 Программа модернизации тесно связана с программой развития столичного здравоохранения. Последняя дополняет первую, определяет вектор дальнейшего пути московского здравоохранения в 2013–2015 годах. В качестве примера такой интеграции целевых программ можно привести капитальный ремонт детских поликлиник. В нашем округе он заканчивается сразу в пяти. Хочу уточнить, что это случай для Восточного округа беспрецедентный. Хотя ремонт проводился действительно капитальный. Износ зданий поликлиник был таким, что они не соответствовали никаким требованиям, особенно в части коммуникаций. Приведение их в порядок – наглядная демонстрация, как переплетаются программы модернизации и развития столичного здравоохранения.

 

 Тем не менее часть москвичей и медиков выразили свою обеспокоенность проводимыми изменениями…

 

  Давно известно, что более 60% посещений поликлиник приходится на пациентов, возраст которых превышает 60 лет. В Восточном округе каждый четвертый житель достиг такого возраста, а это около 26% населения. Конечно, мы должны обратить особое внимание на пожилых людей. Именно они являются основными «потребителями» медицинской помощи. Я неоднократно встречался с представителями ветеранских организаций, вел личный прием граждан. Сотрудники дирекции старались донести до них позицию Департамента здравоохранения Москвы, рассказать об истинных целях реорганизации. Давайте честно скажем: люди боятся, что будет хуже. Они привыкли обращаться в поликлиники, которые находятся в двух шагах от дома. Но никто не собирается закрывать их, они останутся в шаговой доступности, но называться будут филиалами. Реорганизация направлена на то, чтобы повысить качество медицинской помощи, а не усложнить ее получение. С 1 октября новые Амбулаторные центры заработали. Они на деле доказывают, что реформы преследовали благие цели. Пусть это звучит несколько пафосно, но модернизация столичного здравоохранения проводилась во имя укрепления здоровья москвичей…

 

 Не приведет ли это к оттоку медиков из поликлиник-филиалов? Вчера они работали в одном учреждении, а с сентября – уже в другом. Надо еще влиться в коллектив, найти взаимопонимание с руководством Амбулаторного центра. Не снизится ли уровень заработной платы?..

 

 Надо посмотреть правде в глаза: врачей в поликлиниках всегда не хватало, особенно узких специалистов. Срок ожидания консультации некоторых из них затягивался на срок больше месяца. За счет нового объединения, грамотного распределения ресурсов это время сократится до двух недель. Следующим этапом станет повышение качества медицинской помощи, благодаря усилению связи со стационарами. Сегодня укомплектованность кадрами в поликлиниках Восточного округа составляет 75–80%, это неплохие цифры. Более того, они меняются в лучшую сторону. Хотя понятно, что какой-то дефицит кадров еще долго сохранится. Причины явления лежат на поверхности. В 90-е годы произошла отмена обязательного распределения выпускников вузов, из-за низкой заработной платы молодые врачи уходили из профессии, увеличивалась доля медиков пенсионного возраста. Сегодня решением кадровой проблемы активно занялось Министерство здравоохранения РФ. Для ее решения потребуется какое-то время.

 Что касается непосредственно реорганизации, все штатные расписания Амбулаторных центров сформированы. Они не предусматривают сокращение ни одного медицинского работника, хотя оптимизация численности сотрудников действительно произошла. Но она не касалась врачей, медицинских сестер, все они без исключения остались на своих рабочих местах. В головную поликлинику филиалы передали только хозяйственные функции, что позволило высвободить часть работников.

 Я надеюсь, что на ситуацию с кадрами положительно повлияет и новая система оплаты труда. В следующем году на нее должны перейти все лечебные учреждения Москвы. Кроме того, появятся новые стимулирующие механизмы, позволяющие премировать за хорошую работу. Дополнительные выплаты предусмотрены и по программе модернизации, за внедрение федеральных стандартов. В результате заработная плата в лечебных учреждениях округа заметно повысится как в стационарном звене, так и в амбулаторном.

 Надо сказать, что большинство главных врачей остались заведующими филиалами. Смена кадров в какой-то мере происходит, это нормальный процесс, абсолютно естественный. Люди, в том числе и руководители, меняют свое местожительство, работу, идут на повышение по служебной лестнице, кто-то получает и взыскания. Думаю, заведующие филиалами станут в настоящем понимании этого слова главными врачами. Они будут заниматься исключительно лечебной работой, а остальные функции будут выполнять специально подготовленные специалисты. Однако новое всегда с трудом пробивает себе дорогу.

 

 Что можно сказать о взаимодействии поликлиник со стационарами?

 

 Думаю, что ни для кого не секрет, что существует определенный разрыв между стационарным звеном и поликлиническим. Хотя они должны функционировать как единое целое. Постепенно это взаимодействие наладится. Но оно не выстраивается так быстро, как хотелось бы.

 Первый шаг в этом направлении дирекция сделала около года назад. Мы организовали консультации пациентов в самых проблемных поликлиниках сотрудниками кафедр, работающих на базе многопрофильных стационаров ВАО. Этот прием ведется в определенном режиме, таким лечебным учреждениям оказывается и методологическая помощь. Второй этап стартует в ближайшее время. Это создание клинико-диагностических центров при городских больницах № 15 и 57. То есть создается третий уровень оказания амбулаторной помощи.

 Свой вклад в это дело обязательно внесет информатизация. Сейчас заканчивается монтаж сетей в поликлиническом звене, налаживается их электронный документооборот со стационарами. В режиме онлайн поликлиники вскоре будут обмениваться со стационарами информацией, что позволит создать запись на госпитализацию. И третий важный вопрос, который не ускользает из поля нашего зрения, – активное внедрение стационарозамещающих технологий. Хорошо известно, что в Москве по ряду профилей сохраняется избыточное количество коек. Поэтому идет их постепенное сокращение. В качестве примера могу привести 105 коек дневных стационаров, которые открыты в этом году. Таким образом, лечение некоторых заболеваний будет проводиться непосредственно в поликлинической сети, это уменьшит нагрузку на больницы.

 

 Чем может гордиться Восточный округ?

 

  Своими кадрами и применением новейших технологий как в стационарах, так и в поликлиниках. На протяжении десятилетий наши врачи работают совместно с кафедрами ведущих медицинских вузов страны. На мой взгляд, сформировались очень профессиональные, работоспособные коллективы лечебных учреждений, представляющие прославленную московскую медицинскую школу. Несмотря на определенные трудности с кадрами, сохраняется преемственность, связь поколений, которую еще больше укрепляют врачебные династии.

В нашем округе особое отношение к повышению квалификации персонала. Считаю, что общение с коллегами на конференциях или в специальных командировках, в том числе и зарубежных, приносит огромную пользу делу. Для клинициста такое «живое» обсуждение сложных случаев нужно как воздух. В округе постоянно проводятся научно-практические конференции. Мы добиваемся, чтобы подходы к диагностике и лечению были одинаковыми как в поликлиническом звене, так и в стационарном. Доктора должны разговаривать на одном языке, если мы хотим выстроить преемственность оказания медицинской помощи на всех ее этапах. Эффективная система может быть сформирована только на таких принципах.

 

 С 2013 года здравоохранение переходит на одноканальное финансирование. На ваш взгляд, готовы ли лечебные учреждения работать в новой модели?

 

 Конечно, любое реформирование может вызвать какие-то проблемы. При этом вопросы финансирования остаются одними из главных для медицины. Поэтому подготовка экономического блока, главных врачей уже ведется. По моему мнению, у руководителей лечебных учреждений есть четкое представление, как им работать в новых условиях. Преимущества одноканального финансирования очевидны. Это позволит, в отличие от постатейного финансирования, более оперативно решать многие вопросы, добавит свободы в управленческих решениях руководителям. В результате появятся новые возможности для развития лечебного учреждения. При этом каждый заведующий филиалом, главный врач должен быть хорошим хозяином, уметь считать деньги. Одним из аргументов за создание дирекций, изменение структуры столичного здравоохранения в свое время стало желание сделать их прообразами управляющих компаний.

 

  Есть ли примеры частно-государственного партнерства в здравоохранении Восточного округа? Как должна развиваться такая форма в мегаполисе?

 

  К этой форме сотрудничества государства и частного бизнеса мы готовы. Но не хотелось бы забегать вперед. Не скрою, что в стадии проработки находится ряд проектов, которые помогут привлечь в здравоохранение Восточного округа серьезные инвестиции. На мой взгляд, это абсолютно правильный, прогрессивный путь решения многих проблем. Частный бизнес может участвовать в строительстве новых поликлиник, расширении спектра медицинских услуг или их доступности. Думаю, что реализации этих проектов не за горами. Нормативная база такого сотрудничества, безусловно, нуждается в совершенствовании.

 

 Правительство России недавно утвердило правила оказания платных услуг в лечебных учреждениях. Как они применяются в больницах и поликлиниках округа?

 

  Начнем с того, что доля платных услуг в поликлиническом звене минимальна. Эта работа более активно ведется в некоторых стационарах, принося лечебным учреждениям дополнительные доходы. Хотя развиваться это направление более интенсивно стало в течение последних месяцев. Конечно, моя позиция как руководителя – медицинская помощь в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи должна оставаться бесплатной. В этом плане не может быть никакой подмены или замены одного на другое. Москвичи, да и все граждане России, не должны платить за медицинскую помощь, если она предоставляется по полису ОМС. Другой вопрос – оказание медицинской помощи большому количеству иногородних граждан, иностранцев, проживающих на территории Москвы и Восточного округа, в частности. Когда они обращаются в столичные лечебные учреждения, чтобы пройти диагностическое обследование или лечение, в этих случаях вполне уместно использовать платные медицинские услуги. При этом дирекция Восточного округа не ставит своей задачей достичь какой-то планки платных медицинских услуг в конкретные временные сроки. Сами главные врачи, учитывая особенности своего лечебного учреждения, должны сформировать такие планы. С другой стороны, со следующего года, с внедрением подушевого и одноканального финансирования, сами экономические условия заставят руководителей задуматься над решением подобных вопросов. И тогда платные услуги займут в финансировании лечебного учреждения ту долю, которую они должны составлять. Полагаю, что задействовать надо механизмы экономические, а не административные. Главные врачи должны сами разобраться, какие сервисные или дополнительные медицинские услуги им стоит внедрить во вверенных им поликлиниках. Административный диктат в этом вопросе не уместен, он может привести к перегибам и нарастанию социальной напряженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

Яндекс.Метрика