Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Программа модернизации в действии | Издательский дом
#

Программа модернизации в действии

 

Главный врач ГБУЗ «Онкологического диспансера № 5 Департамента здравоохранения города Москвы», заслуженный работник здравоохранения РФ, отличник здравоохранения, врач высшей категории ЛюдмилаБартош

 

 

Людмила Кузьминична, в столичном здравоохранении идет реорганизация, коснулась ли она онкологического диспансера № 5?

 

 Программа «Модернизация здравоохранения» утверждена Правительством РФ и Москвы в 2010 году, первый этап рассчитан на 2011–2012 годы, и открытие нашего онкологического диспансера явилось результатом этой программы. До апреля 2012 года онкологическая служба округа располагалась в двух поликлиниках – в городских поликлиниках № 24 и 227. Служба была разрознена. Объединение этих поликлиник позволило пациентам проходить полное обследование и лечение на базе одного лечебного учреждения.

 

 Вошло ли ваше лечебное учреждение в программу модернизации здравоохранения или федеральную онкологическую программу? Если нет, то какие целевые программы помогают развиваться диспансеру?

 

   В региональную программу «Модернизация здравоохранения» вошли почти все стационарные и амбулаторно-поликлинические учреждения округа, в том числе и наш диспансер. Проведен косметический ремонт двух этажей, подвальных помещений, регистратуры, благоустройство территории и, конечно, оснащение современным медицинским оборудованием клинико-диагностической лаборатории, отделений эндоскопического, ультразвуковой диагностики. Готовятся помещения для установки высокотехнологического оборудования – цифрового маммографа и компьютерного томографа, в чем особенно нуждаются онкологические больные.

 

 Одна из болевых точек в лекарственном обеспечении – снабжение препаратами больных с онкологическими заболеваниями. Как вы оцениваете ситуацию с ними в Москве?

 

 Проведение химиотерапевтического лечения является очень важным моментом при ведении онкологических больных. Много сделано, чтобы пациенты своевременно получали специфическое лечение. Увеличилось количество коек в дневном стационаре с 20 до 25 в две смены. Организовано химиотерапевтическое отделение с увеличением количества врачей-химиотерапевтов, что позволило уменьшить период ожидания при лечении в дневном стационаре.

Открыт аптечный пункт, который находился в другом микрорайоне Москвы, в связи с чем значительно сократилось количество обращений от больных. К сожалению, в связи с перебоями в поставках специфических лекарственных препаратов приходится менять схемы лечения, заменять препараты аналогами.

 

 В последнее время много жалоб поступает на взимание необоснованной платы за оказание медицинской помощи. Как, на ваш взгляд, должны развиваться платные услуги в онкологии? И все же основную часть денег в лечениеонкологических больных, безусловно, вкладывает государство, но за что человеку все-таки придется выложить собственные средства?

 

 Проработав много лет в здравоохранении, не могу однозначно относиться к вопросу оплаты за лечение больных, но действительность подталкивает к тому, что без введения платных услуг невозможно выжить. ЛПУ испытывает необходимость в проведении каких-то текущих дел: мелкий ремонт, приобретение расходных материалов, бахил и т.д. Ни в коем случае речь не идет о взимании платы с онкологических больных, но ведь к нам приходят за консультацией иногородние или иностранные граждане, которых мы не только консультируем, но и обследуем на дорогостоящем оборудовании. Учитывая наш статус (не работаем в системе ОМС), мы вынуждены ущемлять интересы больных, так почему бы не воспользоваться системой платных услуг?

 

 Диагностика и зачастую лечение онкобольных – процесс довольно дорогостоящий, возникает вопрос: насколько доступен он большинству москвичей?

 

 Учитывая нашу оснащенность медицинским оборудованием, наличие высококвалифицированных медицинских кадров, могу точно сказать: онкологическая помощь вполне доступна для населения нашего округа как в части обследования и лечения, так и получения стационарного лечения.

Злокачественные новообразования являются одной из наиболее сложных медико-социальных проблем, что обусловлено устойчивой тенденцией роста онкологической заболеваемости, высокой смертностью и значительной инвалидизацией больных. В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» среди основных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни поставлена цель снижения смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случаев на 100 тысяч населения.

Реализовать весь комплекс поставленных задач возможно при качественном преобразовании системы оказания первичной и специализированной медицинской помощи, повышении роли первичного медико-санитарного звена, что и отражено в программе «Модернизация здравоохранения».

 

 Людмила Кузьминична,в чем отличие столичной структуры онкологической заболеваемости от других регионов России?Можно ли утверждать, что онкологические заболевания в Первопрестольной «молодеют»?

 

 Тенденция к развитию онкологической заболеваемости в основном одинаковая, но на эпидемиологических показателях отражаются генетические особенности этнических групп населения, природные условия среды обитания, традиционные привычки питания, стиль жизни, правила поведения и другие факторы. Так, например, с повышением уровня солнечной инсоляции связано преимущественное распространение меланомы, а урбанизация, загрязнение канцерогенными веществами почвы, воды, воздуха влекут за собой рост заболеваемости раком легких.

 

 На ваш взгляд, существует ли такое понятие, как профилактика рака? В чем она должна заключаться?

 

  Проведение профилактических мероприятий в онкологии осложняется многообразием факторов карцерогенеза. К первичной профилактике злокачественных образований относят социально-гигиенические мероприятия: снижение воздействия канцерогенных факторов внешней среды, стабилизацию иммунной системы, пропаганду здорового образа жизни, правильного питания, отказ от вредных привычек.

К вторичной профилактике относятся мероприятия, направленные на выявление пациентов с предраковыми заболеваниями, в соответствии с целевыми программами по раннему выявлению рака молочной железы, шейки матки, предстательной железы и др. В округе хорошо себя зарекомендовали скрининговые методы диагностики рака молочной железы. Почти в каждом ЛПУ имеются маммографы для скрининговых исследований, далее пациентки направляются в диспансер к онкомаммологам. Эта система позволила в 2010–2011 годах значительно улучшить показатели по раннему выявлению рака молочной железы 0–1–2 ст. среди женщин 40–60 лет.

 

 Новый министр здравоохранения России Вероника Скворцова считает, что одна из самых серьезных проблем в здравоохранении – кадровая. А что можно сказать об онкологии, приходят ли сюда на работу молодые специалисты? Как вы оцениваете уровень их профессиональной подготовки? Чем может гордиться коллектив онкологического диспансера № 5?

 

 Действительно, самая серьезная проблема в здравоохранении – это кадры. В настоящее время мы не испытываем дефицита врачебных и сестринских кадров. Все врачи и 98% среднего медперсонала имеют сертификаты по своей специальности. В диспансере работают два доктора медицинских наук, 10 кандидатов медицинских наук, все врачи имеют первую и высшую квалификационные категории. Коллектив трудоспособный, средний возраст врачей – 47 лет, медсестер – 38 лет. Учитывая, что мы образовались из слияния двух коллективов, много внимания администрация, профсоюзный комитет, совет медицинских сестер уделяют этике и деонтологии не только по отношению к больным и родственникам, но и в отношениях с коллегами. Внимательное отношение к ветеранам и молодым сотрудникам, чествование юбиляров, проведение врачебных и сестринских конференций сплачивают наш коллектив. Надеюсь, появятся и свои традиции, ведь нашему коллективу всего семь месяцев.

 

 Как вы считаете, где должны оперироваться онкологические больные, – в специализированных стационарах или, в принципе, в любой многопрофильной больнице? Есть ли в столице очередность на вмешательства для онкологических больных, ждут ли такие операции москвичи длительное время?

 

 В соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 21 января 2012 года № 65 все округа закреплены за стационарами. Наш диспансер направляет пациентов на госпитализацию в ГКБ № 57, ОКД № 1. Но если пациент по каким-либо причинам хочет лечиться в других стационарах Москвы, законодательство это разрешает. Длительность ожидания госпитализации в связи с нормативными документами – две недели. Стационары эти сроки выдерживают, при необходимости мы совместно принимаем решение о досрочной госпитализации пациента.

 

  Сегодня выстраивается трехуровневая система оказания медицинской помощи в стране. Удалось ли онкологическому диспансеру № 5 «встроиться» в нее? Какое место, на ваш взгляд, должны занять в будущем в новой модели специализированные лечебные учреждения?

 

 Амбулаторно-поликлинические центры, которые сейчас организованы в Москве во всех округах, в том числе и в нашем округе, на всех трех уровнях, осуществляют первичную медико-санитарную помощь населению, а диспансер по направлению врачей Амбулаторных центров оказывает специализированную помощь.

В настоящее время специализированная онкологическая помощь в Москве оказывается в онкодиспансерах, объединениях диспансер – стационар, научно-практических центрах, а какая система эффективнее и доступнее, покажет время и мнение наших пациентов.

Надеюсь, что программа «Модернизация здравоохранения» будет продолжена и в части внедрения новейших информационных технологий, дальнейшего оснащения учреждений современным медицинским оборудованием, внедрения порядка и стандартов оказания медицинской помощи населению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика