Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Новый уровень обучения | Издательский дом
#

Новый уровень обучения

 


Недавно целый ряд информагентств сообщил о создании в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова учебной виртуальной клиники. Это первый шаг по созданию в России единой комплексной системы симуляционного обучения врачей на додипломном и постдипломном уровне. За последние годы Первый мед выступил уже с целым рядом концептуальных инициатив по модернизации российского здравоохранения. О стратегических путях развития университета и медицинского образования в России

 

Ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, член-корреспондент РАМН, профессор, доктор медицинских наук Петр Глыбочко

 

 

  Петр Витальевич, новость о создании виртуальной клиники в вашем университете вызвала большой резонанс. Чем руководствовался Первый мед, запуская этот проект?

 

 Отправной точкой здесь можно считать общий низкий уровень клинической подготовки в медвузах страны. Мы видели, в каком кризисе оказалась российская медицина в последние два десятилетия, а вместе с нею падал и уровень медицинского образования в России. В какой-то момент эти проблемы были подняты на государственном уровне и принята комплексная программа модернизации отечественного здравоохранения. В частности, это выразилось в принятии новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В них, помимо прочего, вводится компетентностный подход к подготовке специалиста, который предусматривает набор определенных практических навыков на каждом уровне подготовки. Эта градация повышается от курса к курсу медицинского вуза и продолжается на всех этапах постдипломной переподготовки и повышения квалификации врача. Анализируя мировой опыт, мы поняли, что эту задачу не решить без комплексной системы симуляционного обучения.

 

 И здесь может помочь виртуальная клиника?

 

 В том числе. Отработке практических навыков на тренажерах во всем мире отводится огромное значение, и это входит в обязательную программу обучения. Качество подготовки при этом на порядки повышается за счет того, что профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок. Теперь такой обязательный компонент заложен и в наших ФГОС третьего поколения. Однако мы в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова пошли дальше и разработали концепцию учебной виртуальной клиники. Она расширяет понятие симуляционного курса обучения и позволяет унифицировать этот процесс для всех медицинских вузов страны. Речь идет о разработке единых методик, системы подготовки преподавателей, аттестации специалистов и т.д.

 

 Но ведь традиционно считалось, что лучшая практика для врача нарабатывается у постели больного?

 

 Вы, наверное, уже читали в СМИ различные отзывы, мол, в Первом меде ушли от реальной клиники и пришли к виртуальной… Я должен сказать, что клиническая практика никуда не уходит, она есть и будет важным аспектом в образовательном процессе. Но сегодня, чтобы студент был полноценно подготовлен, он должен пройти обучение на фантомах, тренажерах, симуляторах и уже после получить допуск к больному. В целом предлагаемая нами система определяет многоэтапную и многоуровневую подготовку и аттестацию специалистов, начиная с отработки в 3D-визуализации, затем отработки навыков на виртуальных симуляторах, на тренажерах «живой эндоскопии» на нативных тканях, затем – на экспериментальных животных, и только после успешного освоения всех этапов специалист сможет получить допуск в операционную к больному. Причем на каждом этапе обучения критерием будет служить не просто удачное освоение навыка, но его неоднократное повторение и наработка с ним определенного количества, так сказать, «летных часов». Лишь после этого обучающийся может перейти на новый уровень обучения. Эта система коснется всех направлений подготовки, предполагающих наличие практических навыков у врача.

 

 И когда же мы можем познакомиться с виртуальной клиникой Первого меда?

 

 Пока Университетская виртуальная клиника существует в качестве пилотного образовательного проекта. На проходившем съезде врачей один из ее модулей был представлен премьер-министру Дмитрию Анатольевичу Медведеву и министру здравоохранения Веронике Игоревне Скворцовой.Этот модуль представляет концептуально новую систему подготовки по эндохирургии, но в дальнейшем эта система коснется всех направлений подготовки, предполагающих наличие практических навыков у врача. Непосредственно же презентацию виртуальной учебной клиники с проведением мастер-класса мы планируем провести 4–5 апреля 2013 года в рамках ежегодного форума «Медицинское образование – 2013».

 

 Есть ли еще какие-нибудь новшества в образовательном процессе?

 

 В начале этого года мы набрали первых студентов Центра инновационных образовательных программ «Медицина будущего». Основная цель нового проекта – подготовка наиболее перспективных и востребованных для современной медицины кадров: первоклассных врачей и провизоров, исследователей и управленцев в сфере здравоохранения. Поступить в «Медицину будущего» могут студенты любого государственного медицинского вуза России, успешно окончившие 3 курса лечебного или 2 курса фармацевтического факультета. При этом они должны на продвинутом уровне владеть одним из европейских языков и доказать в ходе испытаний свои способности к творческой инновационной и научно-педагогической деятельности. Обучаться они будут по совершенно новым методикам, программам и учебным планам, а высокого качества подготовки мы в немалой степени намерены добиться за счет прохождения студентами практики в ведущих медицинских центрах России и стажировок за рубежом. На данный момент все наши студенты ЦИОП «Медицина будущего» определились со своими научными интересами, под них подобраны соответствующие исследовательские базы, определяется круг отечественных и зарубежных лекторов для проведения встреч и мастер-классов. По сути, здесь речь идет о тьюторстве ведущих ученых и врачей над будущим нашей академической науки и фармбизнеса. И недавно от президента Российской академии медицинских наук Ивана Ивановича Дедова нам поступило предложение сделать доклад на Президиуме РАМН о развитии этого направления подготовки научных кадров.

 

 Хорошо, это что касается перспектив подготовки специалистов. А какие задачи сегодня стоят перед Первым медицинским, вот уже два года пребывающем в статусе университета?

 

 Если говорить непосредственно о статусе, то он существенно повысил конкурентные преимущества нашего вуза и позволяет эффективнее использовать наши уникальные кадровые, научные и материально-технические ресурсы, оставаться ведущим медико-образовательным центром. У нас появилось больше возможностей участия в различных государственных программах, конкурсах и международных грантах. Но самое важное – университетский статус усилил научно-изыскательную составляющую образовательного и исследовательского процесса. Особенно в области фундаментальных дисциплин, на стыке смежных специализаций, где делаются сегодня важнейшие и наиболее перспективные открытия. Если в статусе академии вуз занимался преимущественно прикладными изысканиями, то теперь мы стали развивать весь комплекс, новые научные направления – от фундаментальных исследований до последующего практического внедрения результатов. В вузе мы разрабатываем новые технологии диагностики, лечения и профилактики заболеваний, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. У нас есть научные школы, которые передают знания и опыт уже на протяжении столетий. И вполне естественно, что многим научным коллективам стало тесно работать в рамках тематики кафедры или клиники, а научно-исследовательские институты вуза охватывают далеко не все уникальные направления научной работы. Поэтому мы пошли по пути создания на базе университета научно-образовательных клинических центров (НОКЦ). Каждый из НОКЦ занимается конкретной научной проблемой и лечением тематических больных: в рамках узкой тематики или редкого заболевания мы консолидируем усилия профильной клиники, кафедры и отдельной научной группы и обеспечиваем их современной диагностической и лабораторной базой. В результате российским больным не нужно будет лечиться за рубежом, высококвалифицированную помощь они получат в России. Мы же при этом получаем уникальную клиническую и научную базу. Сейчас таких НОК-центров уже 18, но число это будет расти.

 

 Петр Витальевич, вот уже более двух лет вы возглавляете Первый мед. Что вы считаете своим наибольшим достижением на посту ректора за это время?

 

 Университет, университетская среда – это сложный и многослойный организм. Традиции, атмосфера здесь складываются десятилетиями, а то и столетиями. Крайне важно сохранить эти традиции, идти вперед, не разрушая их. Поэтому мне необычайно ценна атмосфера взаимопонимания и сотрудничества с профессорско-преподавательским сообществом. Мы находим полную поддержку наших начинаний со стороны совета ветеранов и совета старейшин нашего университета. Очень важно, что во всех реформах и преобразованиях последнего времени я мог рассчитывать на помощь и авторитет ученого совета вуза: сегодня университет уверено развивается и крепнет. Вот в этом единстве и сотрудничестве, опоре на лучшие силы Первого меда мы видим залог наших будущих успехов. 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика