Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Открытость в работе министерства | Издательский дом
#

Открытость в работе министерства

 


 8 ноября прошло заседание Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства

 

Министр образования и науки Российской Федерации  Дмитрий Ливанов

 

 

 Министерство образования и науки РФ с июля 2012 года начало эту работу, и она для нас, как вы уже отметили, принципиально важна. Только прямую заинтересованность в работе министерства имеют 40 млн наших граждан – это те, кто учится, те, кто работает, родители обучающихся. А в целом я думаю, что каждый российский гражданин интересуется тем, что происходит в системе образования, имеет свое мнение, желает, чтобы это мнение было услышано. И безусловно, те современные информационные технологии, коммуникационные технологии, которые существуют, в целом позволяют нам сделать так, чтобы действительно эти голоса были не только услышаны, но и находили воплощение, реализацию в тех решениях, которые мы принимаем в системе образования.

 Скажу о нескольких таких действиях, которые мы произвели за это время. Прежде всего мы провели независимую оценку уровня информационной открытости, которая существует у нас на сегодняшний день. Эта оценка была проведена силами консалтинговой компании «Монитор», за что ей большое спасибо. Мы увидели, что сейчас мы находимся между третьим и четвертым из пяти уровней информационной открытости, то есть фактически на переходе от уровня взаимного обмена информацией с обществом к прямому вовлечению общественности в принятие важных, ключевых решений.

 

 

Новая модель общественного совета

 

 Итак, первое, что мы сделали, – мы предложили и реализовали новую модель формирования общественного совета Министерства образования и науки РФ. Половина членов общественного совета была выбрана по результатам интерактивного голосования в сети Интернет. Людьми было предложено более 600 кандидатур, из них был составлен шорт-лист, по этому шорт-листу прошло голосование. В результате были выбраны и мной приглашены в состав общественного совета те люди, которые получили большинство голосов по итогам этого голосования. Для нас важно, чтобы это были люди с широкой аудиторией, которые бы могли, с одной стороны, транслировать интересы и запросы общества нам, а с другой стороны, вместе с нами участвовать в выработке и обсуждении решений и, таким образом, использовать свою аудиторию в том, чтобы эти решения лучше объяснялись и были более понятны людям. Председателем общественного совета был избран Жорес Иванович Алферов – нобелевский лауреат по физике, единственный из работающих сегодня в России ученых такого уровня. Могу тоже для справки сказать, что первое заседание общественного совета, которое проходило в конце августа, точнее сказать – ролик с видеозаписью этого заседания, собрало на YouTube более 700 тысяч просмотров. Просто оказалось, что людям интересно, что обсуждается. Мне кажется, что это как раз означает то, что состав был правильно подобран, то, что люди, входящие в состав общественного совета, говорят интересно. Это важно, потому что хуже всего, когда возникает отторжение, нет интереса и так далее.

 Для нас также очень важно, чтобы члены общественного совета имели необходимый инструментарий для работы со своей аудиторией. Мы сделали специальный сайт для общественного совета: каждый его член будет иметь свой личный кабинет на этом сайте, там будут созданы возможности и для обсуждения каких-то проблем между членами общественного совета, и для организации каких-то голосований, опросов и так далее. Кроме того, запустили call-центр, для того чтобы любой человек мог позвонить по телефону. Цель – чтобы общественный совет был действительно открыт для максимально широкой аудитории, для максимально большого числа наших граждан.

 

 

Экспертное сообщество в системе образования и науки

 

 Вторая часть нашей работы связана с формированием экспертного сообщества в системе образования и науки и максимально широкого привлечения экспертов к принятию ключевых решений. Мы на площадке Открытого правительства уже провели обсуждение по наиболее важным, резонансным документам, которые в последние месяцы обсуждались и принимались в системе образования и науки: это две государственные программы в области образования, в области науки и технологий, это проект федерального закона «Об образовании» и план действий по реализации национальной стратегии действий в интересах детей. И, безусловно, мы дальше будем использовать и площадку Открытого правительства, и общественный совет, и другие виды и формы обсуждения, для того чтобы эти решения были максимально прозрачны и понятны.

 

 

Концепция контрактной эффективности

 

 Третье, что мы делаем, – это переход на концепцию контрактной эффективности, то есть выработка представлений об основных целях, задачах работы министерства, о тех критериях, которые будут определять успешность или неуспешность решения этих задач. Мы тут видим два так называемых контура. Первый – это внутренний контур, то есть просто формально, сколько документов министерства открыто для доступа (на сегодняшний день это уже выше 90%), насколько открыт бюджет министерства и понятен людям, как они могут проследить, на что и как расходуются деньги, и так далее.

 Это внешний контур, который мы будем реализовывать путем опросов референтных групп: это руководители образовательных и научных организаций, это бенефициары образования и науки, то есть те люди, которые учатся или работают, и это ключевые эксперты.

 В целом мы хотим, чтобы на всех этапах этих проектов (и закупочных процедур, и просто тех проектов, которые мы реализуем, – у нас есть целый спектр проектов от больших национальных до небольших работ, которые мы заказываем) от формирования технического задания и до принятия отчета об исполнении все происходило максимально гласно и публично, при этом экспертное сообщество максимально полно вовлекалось бы в принятие решений на каждом этапе.

 

 

Электронные услуги

 

 Следующее – это переход на электронные услуги. Сегодня есть реестры всех услуг, которые оказывает Министерство образования и науки РФ и которые в целом оказываются в сфере образования. Большая часть этих услуг, кстати, на региональном и муниципальном уровне находится. К концу 2013 года мы полностью перейдем на электронное оказание услуг.

 

 

Информационная открытость

 

 Следующее – это стандарт информационной открытости. Мы имеем сегодня представительства во всех социальных сетях: «Фейсбук», «Живой журнал», «ВКонтакте», YouTube, Instagram и так далее. Что очень важно. У нас, кроме официального сайта, есть дискуссионная площадка – специальный портал, на котором любой человек может задать вопрос, поставить задачу и обязательно получить ответ. В месяц туда приходит около 5 тысяч обращений, вопросов, запросов от наших граждан, и ни одно из них не остается без ответа. В целом созданная информационная инфраструктура позволяет информировать всех заинтересованных участников о том, что происходит, отвечать на их вопросы и, что очень важно, проводить обсуждение тех решений, которые приняты или планируются приниматься, получать обратную связь от общества.

 Мы в принципе считаем, что тот массив информации, те знания, которые нами накоплены за эти несколько месяцев, позволяют нам говорить о том, что возможна действительно некая единая концепция информационной открытости органов государственной власти, которая может использоваться не только у нас, а может использоваться другими федеральными органами исполнительной власти. Во всяком случае мы готовы своим ноу-хау поделиться. Мы считаем, что нам действительно это оказывает большую помощь и очень серьезно нас продвигает вперед с точки зрения качества нашей работы.
 

На ближайшую перспективу мы, безусловно, будем повышать открытость работы министерства, расширять объем информации, который доступен тем людям, которые интересуются ей. Планируется провести независимый аудит расходов, которые министерство производит, пригласив аудиторскую компанию, чтобы получить объективную картину того, как мы расходуем бюджетные деньги. Мы завершим формирование системы ключевых показателей эффективности на разных уровнях, начиная с меня как министра и заканчивая другими сотрудниками министерства. И, что очень важно, будем масштабировать эту систему на уровень субъектов Федерации, регионов, поскольку значительная часть, может быть даже большая и подавляющая часть, тех вопросов и тех проблем, которые в сфере образования существуют, решается и должна решаться на муниципальном и региональном уровне. Очень важно, чтобы этот стандарт нами переносился на эти уровни. Кстати говоря, многие регионы продвинулись здесь даже дальше нас. Нам важно сделать так, чтобы каждый гражданин независимо от региона, где он проживает, мог почувствовать сопричастность к тем решениям, которые в сфере образования принимаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика