Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Первые итоги реорганизации | Издательский дом

Первые итоги реорганизации

 

2013 год во многом станет знаковым для московского здравоохранения. Процедура оптимизации амбулаторно-поликлинического звена завершена (как во взрослой сети поликлиник, так и в детской), и уже можно подводить первые итоги реорганизации, которую все желали и которой боялись одновременно

 

Директор ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Центрального административного округа г. Москвы» Карина Петросян

 

 

В Центральном административном округе произошел ряд изменений: 26 взрослых поликлиник преобразовались в 5 Амбулаторных центров с филиалами; из 12 детских поликлиник путем реорганизации были сформированы 3 крупных Амбулаторных центра.

 

Положительный эффект от реализованных мероприятий очевиден: улучшились многие медицинские показатели. Пациенты на собственном опыте замечают, что оказание медицинской помощи стало и качественнее, и быстрее, и эффективнее. Во многих поликлиниках сделан капитальный ремонт, завезена новая техника, в том числе высокотехнологичная, которая раньше была доступна только в крупных медицинских центрах.

Конечно, это не предел и еще есть что совершенствовать. В этом году мы продолжаем работу по профилактике и раннему выявлению заболеваний. Возобновится диспансеризация подростков до 18 лет. Она будет проводиться раз в год, как и раньше, но более углубленно, с учетом стандартов для каждого отдельного возраста.

 

 

Перемены к лучшему

 

Кроме того, продолжается работа по повышению доступности и улучшению качества оказания медицинской помощи. Пока, на данном этапе, когда москвичи только привыкают к новой системе амбулаторно-поликлинических объединений, возникают и сложности, и недопонимания, и даже недовольства в отдельных случаях. Люди старшего поколения зачастую ругают ненужную, на их взгляд, компьютеризацию медицины. На самом деле просто срабатывает эффект неприятия всего нового, через какое-то время они поймут, насколько это комфортно и эффективно, и тогда это нововведение будет восприниматься как неотъемлемая часть качественного и быстрого обслуживания пациентов. Благодаря инфоматам и Интернету есть возможность записаться к врачу, не простаивая очередь в регистратуру. Кроме того, есть возможность бесплатно пройти сложную диагностику на современном оборудовании. Нет необходимости ждать длительное время у дверей того или иного врача. При записи вы получаете четкое время приема и просто приходите в назначенный час. На любой волнующий вопрос можно получить ответ у квалифицированного специалиста: в округе работает «горячая линия» Дирекции здравоохранения ЦАО (495) 951-67-65, где готовы выслушать каждого, принять жалобу или услышать благодарность.

 

 

Трехуровневая система

 

Хотелось бы отметить, что детские Амбулаторные центры в ЦАО только сформировались и пока рано подводить какие-то итоги, чего не скажешь о взрослых поликлиниках. Они уже больше полугода работают в системе амбулаторно-поликлинических объединений и за это время добились определенных результатов.

В целях дальнейшего совершенствования организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы во всех взрослых Амбулаторных центрах ЦАО создана трехуровневая система оказания амбулаторно-поликлинической помощи.

 

Первый уровень – это филиалы. Основными задачами работы филиалов являются:

– оказание первичной доврачебной и врачебной помощи и некоторых видов первичной специализированной помощи, в том числе на дому;

– ранняя диагностика заболеваний у лиц с повышенным риском развития сердечно-сосудистой, неврологической, онкологической и другой распространенной патологии, требующей дообследования и лечения в амбулаторно-поликлинических учреждениях, а также в стационаре;

– организация и проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности, в том числе мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни.

 

Второй уровень – это Амбулаторный центр (головная поликлиника). Его задача – оказывать первичную доврачебную и врачебную помощь, первичную специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, в том числе в условиях дневного стационара и на дому. Еще одно новшество – в наших поликлиниках открываются гериатрические кабинеты. Это поможет разгрузить участковых терапевтов, чтобы они больше внимания могли уделять профилактической работе.

 

Третий уровень – это стационары, диспансеры, научно-практические центры. Если с заболеванием пациента не справляется медицина первого и второго уровней, больной направляется в стационар или в другое ЛПУ округа при условии необходимого дообследования в условиях стационара и оказания высокоспециализированной медицинской помощи.

Реорганизация и создание амбулаторно-поликлинических центров позволяет проводить диагностические процедуры, доступные для жителей всех районов, что, безусловно, повысит качество медицинской помощи.

Возможности Амбулаторных центров позволяют проводить весь комплекс диагностических мероприятий, направленных на своевременную профилактику, диагностику и определение дальнейшей тактики лечения пациентов.

 

 

Очевидные преимущества

 

Безусловным плюсом укрупнения поликлинического звена является оснащение поликлиник современным диагностическим оборудованием (МРТ, КТ, УЗИ-аппараты экспертного класса, аппараты холтеровского мониторирования и др.). Таким образом, пациенты, прикрепленные к любой из поликлиник звена, автоматически становятся пациентами Амбулаторного центра и получают доступ ко всем возможностям, которые есть у сети поликлиник, объединенных в АЦ. При этом жители, как и прежде, обращаются в свои районные поликлиники-филиалы, и уже там врачи при необходимости будут назначать диагностические исследования, направляя пациентов в головной Амбулаторный центр, при этом время ожидания пациентом специализированной медицинской помощи значительно сокращено и составляет максимум 14 дней.

Отмечу, что главные врачи Амбулаторных центров стараются по максимуму использовать возможности укрупненного объединения, учитывают «изюминки» каждого филиала. То есть в одном филиале, к примеру, хорошо организовано пульмонологическое отделение, в другом сильно развито кардиологическое отделение, и так далее. Очевидны еще одни плюсы реорганизации: раньше этими услугами могли пользоваться только пациенты этих филиалов, наблюдающиеся здесь по месту жительства. Теперь же эти услуги доступны абсолютно всем пациентам амбулаторно-поликлинического центра, а это уже порядка 100–300 тысяч человек.

 

 

Профилактическая направленность

 

Я уже говорила о профилактической работе учреждений здравоохранения Центрального округа. Добавлю, что в поликлиниках ведется работа по основным целевым городским программам: раннее выявление сердечно-сосудистых заболеваний, рака молочной железы у женщин, заболеваний предстательной железы у мужчин, патологии шейки матки, туберкулеза, оценки состояния здоровья подростков. В наших учреждениях работают кабинеты доврачебного контроля, смотровые кабинеты, кабинеты профилактики инсультов и инфарктов, Центры здоровья. В эти подразделения можно прийти без записи и проконсультироваться у врача о состоянии своего здоровья, узнать о факторах риска развития заболеваний, получить совет, к какому специалисту следует обратиться за консультацией.

 

 

Успешное продвижение

 

В поликлиниках ведется работа по внедрению современных информационных систем, уже установлена Единая медицинская информационная автоматизированная система (ЕМИАС), в рамках которой запись на прием к врачу осуществляется через инфоматы, установленные в холле поликлиник, по общему городскому телефону и по Интернету. В 2013 году планируется внедрение электронной медицинской карты.

 

Из наиболее насущных проблем сейчас – вопрос укомплектованности медицинским персоналом, особенно врачами-терапевтами и врачами для работы на новом медицинском оборудовании. Но работа в этом направлении ведется. Необходимо повышать профессиональный уровень врачей. В том числе, как обещает министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова, будут обновлены подходы к обучению студентов-медиков.

В целом могу уверенно заявить, что реорганизация в Центральном округе прошла успешно. Осуществленный комплекс социально-экономических и организационных мероприятий дает возможность улучшить качество и повысить уровень обеспечения доступности медицинской помощи населению. Проведено мощное «перевооружение» медицинской техники, упрощена система документооборота в поликлиниках, определена четкая маршрутизация пациентов. И теперь любой москвич может получить услуги высокотехнологичной медицины, не выходя за пределы своего административного округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика