Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Развитие здравоохранения в Нижегородской области | Издательский дом

Развитие здравоохранения в Нижегородской области

 
В целях повышения доступности и качества медицинской помощи постановлением правительства Нижегородской области 23 апреля 2013 года № 274 принята программа «Развитие здравоохранения Нижегородской области до 2020 года»
 
 
Министр здравоохранения Нижегородской области Александр Карцевский
 
 
 
 
За последние 7 лет итоги реализации государственной политики в сфере здравоохранения Нижегородской области свидетельствуют об устойчивой положительной динамике демографических показателей в виде:
– увеличения рождаемости на 26,8%;
– снижения смертности на 23%;
– беспрецедентного сокращения естественной убыли населения – в 2,7 раза;
– сокращения младенческой смертности на 40%; 
– материнской смертности – в 3 раза. 
 
 
Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 5,5 года: с 63,4 до 68,9 года, или на 8,7%.
Данные показатели свидетельствуют о повышении качества медицинской помощи и достигнуты в силу значительных инвестиций государства в здравоохранение в виде реализации таких крупномасштабных проектов, как приоритетный национальный проект «Здоровье», программы модернизации здравоохранения, региональных целевых программ по модернизации службы родовспоможения, кардиохирургической службы, поддержке молодых специалистов.
 
 
 
 
Трехуровневая система
 
 
В области сформирована 3-уровневая система организации медицинской помощи, включающая областные, федеральные и частные медицинские организации. Первый уровень – первичная медико-санитарная помощь, второй уровень – межрайонные центры, третий – региональные центры и федеральные учреждения, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. 
 
 
 
 
Динамика состояния здоровья
 
 
Несмотря на высокие темпы улучшения демографических показателей, показатель смертности остается выше, чем среднероссийский, на 20%, а продолжительность жизни меньше среднероссийской на 1,8 года. 
Причины, формирующие недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, можно обозначить следующие:
– особенность структуры населения: в области ниже, чем в среднем по России, доля детей – 16,6%, РФ – 19%; более высокий процент людей старше трудоспособного возраста – 25,4%, РФ – 22,7%;
– высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (показатель курящих в НО: взрослые – 40%, дети в возрасте 11–17 лет – 25%);
– высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (распространенность ожирения среди жителей Нижегородской области составляет 4,3 на 1000, наибольший процент у подростков 15–18 лет (1,5%); высокая распространенность гиперхолестеринемии – 19,2%).
 
 
 
 
Программа развития здравоохранения Нижегородской области
 
 
Для решения сохраняющихся проблем и разработана программа «Развитие здравоохранения Нижегородской области до 2020 года», целью которой станет увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области, укрепление здоровья нижегородцев и снижение смертности на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области. Программа ставит 10 задач, в соответствии с которыми разработано 10 подпрограмм.
 
 
Прогнозная стоимость программы составляет более 387 млрд рублей, в т.ч., 58,6 млрд рублей (15%) – средства федерального бюджета, практически 96 млрд рублей (25%) – средства областного бюджета, 228 млрд рублей (59%) – средства ТФ ОМС, свыше 5 млрд рублей – внебюджетные источники. 
Главным результатом реализации программы должно быть увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области. Такие показатели, как смертность от ДТП, туберкулеза, материнская смертность, уже сейчас ниже, чем в среднем по России. Наша стратегическая задача – снижение смертности от заболеваний органов кровообращения, она должна снизиться на треть.
Хочу обратить внимание, что показатели смертности в районах области различаются между собой. Можно выделить районы с высокой смертностью, на уровне среднеобластного, ниже среднеобластного и с показателем ниже среднероссийского. 
На это влияют демографические и социально-экономические особенности районов, различная структура причин смертности, сложившиеся особенности здравоохранения. 
 В соответствии с протоколом заседания правительства Нижегородской области разработка комплексных планов должна быть завершена до 1 октября 2013 года.
Как мы планируем достичь поставленной цели.
 
 
 
 
Подпрограмма 1. «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»
 
 
Она включает 8 мероприятий, носит межведомственный характер и предусматривает наибольшее количество соисполнителей.
Целью данной подпрограммы является уменьшение распространенности курения, избыточного веса, повышение уровня физической активности населения, повышение доступности первичной медико-санитарной помощи.
К ключевым мероприятиям в рамках подпрограммы можно отнести следующие.
1. Большое количество мероприятий, направленных на повышение информированности различных групп населения, в том числе детей и подростков, о здоровом образе жизни. 
2. Развитие службы медицинской профилактики.
3. Проведение диспансеризации населения и профилактических медицинских осмотров. При проведении диспансеризации взрослого населения расширяются возрастные границы диспансеризации – от 21 до 99 лет. В среднем в год в области должны проходить диспансеризацию 336 тысяч человек, или 23% от подлежащих. Чтобы такое количество жителей обратилось в поликлиники, необходима широкая разъяснительная работа для мотивации населения. Необходима активная помощь органов местного самоуправления. Важна как активная позиция самого человека, работодателя, так и активная позиция медицинской организации. 
4. Поскольку вопросами профилактики и диспансеризации занимается первичное звено здравоохранения, предполагается расширение лечебной сети: увеличение количества кабинетов врачей общей практики, использование мобильной медицины, активизация выездной формы работы, расширение количества кабинетов социально-психологической помощи с «телефоном доверия» с 10 до 21, привлечение частных медицинских организаций с 26 до 124.
Основные целевые индикаторы: снижение числа курящих среди взрослого населения на 17,5%, среди детей – на 10%, увеличение доли людей с высокой физической активностью – на 45%.
 
 
 
 
Подпрограмма 2. «Совершенствование оказания специализированной, высокотехнологичной, скорой медицинской помощи» 
 
 
Она включает 10 мероприятий, основными среди них являются:
1. Совершенствование помощи при заболеваниях органов кровообращения. 
В области создана сеть ПСО и РСЦ, которые внесли существенный вклад в снижение смертности от БОК. Основным индикатором является снижение смертности от БОК на 32%: с 901 до 618 на 100 тысяч.
 
 
2. Онкологическая помощь. 
В модернизацию онкологической службы Нижегородской области за последние 3 года направлено около 1,4 млрд рублей, что позволило кардинально обновить парк оборудования. Развитие получили современные методы ядерной медицины, которые определяют эффективность лечения. Создана сеть онкологических учреждений, включающая 90 смотровых кабинетов, 60 ПОК, 2 межрайонных центра (Арзамас, Павлово) и 1 региональный центр (НООД). Смертность от онкологических заболеваний в последние годы уменьшается, однако она остается на 8% выше среднероссийского показателя.
 
 
 Ключевые мероприятия будут включать:
– завершение формирования сети межрайонных центров: будет создан еще центр в Балахне;
– создание трех позитронно-эмиссионных центров (двух частных ПЭТ-центров с объемом инвестиций 1,7 млрд рублей и ПЭТ-центр на базе ПОМЦ за счет федерального бюджета);
– правительством области в 2013 году приобретены за счет областного бюджета необходимые площади для развертывания онкологического консультативно-диагностического центра НООД, в том числе на основе ГЧП.
Основным индикатором является снижение смертности от онкологических заболеваний на 14%: с 220,1 до 190 на 100 тысяч.
3. Совершенствование помощи пострадавшим при ДТП. Смертность от ДТП в области на 8% ниже, чем в среднем по России. Большую роль в этом сыграло создание сети травмоцентров, включающей три травмоцентра третьего уровня, девять травмоцентров второго уровня и три травмоцентра первого уровня.
 
 
Ключевые мероприятия по данному направлению будут включать:
– завершение формирования сети травмоцентров: дополнительно будут созданы три травмоцентра второго уровня (Балахна, Выкса, Сергач). В результате сеть будет включать три травмоцентра третьего уровня, двенадцать травмоцентров второго уровня и три травмоцентра первого уровня;
– предусмотренную модернизацию службы скорой медицинской помощи в виде обновления парка автомобилей, капитального ремонта помещений; создания единой диспетчерской службы, включая интеграцию в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 с единым диспетчерским центром управления бригадами скорой медицинской помощи на базе ГКУЗ НО «Нижегородский территориальный центр медицины катастроф»;
– строительство восьми вертолетных площадок класса «взлет-посадка» для межрайонных центров.
Основным индикатором является снижение смертности после ДТП на 17%: с 11,5 до 9,6 на 100 тысяч.
 
 
 
4. Развитие высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП).
На территории Нижегородской области ВМП оказывают шесть областных и три федеральных медицинских организации. 
Из 28 профилей ВМП, утвержденных действующим приказом Минздрава России, на территории области выполняются 26, включая наиболее сложные в техническом и организационном плане. Ежегодно в Нижегородской области выполняется более 85% от общего объема ВМП, запланированного в рамках государственного задания.
Ключевые мероприятия:
– модернизация и перевод со второго на третий уровень 7-го роддома и детской больницы № 1;
– перевод ВМП с 2015 года в ОМС.
Обеспеченность населения Нижегородской области ВМП уже в настоящее время выше, чем в среднем по России: 292 на 100 тысяч при среднероссийском показателе 224.
Основным индикатором является увеличение удовлетворенности населения области в ВМП до среднеевропейских стандартов, которые составляют 551,6 на 100 тысяч.
 
Подпрограмма 3. «Развитие государственно-частного партнерства»
 
Цель данной подпрограммы – создание условий для развития государственно-частного партнерства в здравоохранении Нижегородской области, привлечения внебюджетных источников.
В настоящее время ГЧП в здравоохранении реализуется в следующих направлениях:
– привлечение частных медицинских организаций для реализации ПГГ: при оказании первичной медико-санитарной помощи (частные поликлиники), специализированной помощи (гемодиализ, проведение КТ- и МРТ-исследований, селективной коронарографии), скорой медицинской помощи;
– реализация инвестиционных проектов: развитие ядерной медицины в виде создания двух ПЭТ-центров, семейного медицинского центра «Мать и дитя», двух центров реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата – с общим объемом инвестиций свыше 5 млрд рублей. 
Ключевые мероприятия будут включать дальнейшее увеличение количества частных организаций в ПГГ с 28 до 126 и поиск нишевых решений в инвестиционном сегменте. 
 
 
 
Подпрограмма 4. «Охрана здоровья матери и ребенка»
 
 
В Нижегородской области функционируют десять межрайонных перинатальных центров и областной центр на функциональной основе на базе 40 больницы. Создано два центра по выхаживанию маловесных детей. 
Показатель материнской смертности ниже среднероссийского на 23%, показатель младенческой смертности в 2011 году также был ниже, чем в среднем по РФ, в 2012 году он возрос в связи с введением новой системы учета. 
Ключевые мероприятия в рамках подпрограммы:
– завершение формирования сети перинатальных центров: создание двух межрайонных центров (Семенов, Починки) и регионального центра третьего уровня на базе 40-й больницы; ввод в эксплуатацию Дзержинского перинатального центра;
– совершенствование специализированной медицинской помощи матерям и детям, в т.ч., капитальный ремонт 1-й детской больницы; развитие неонатальной хирургии, увеличение объемов репродуктивных технологий – ЭКО, создание кабинетов кризисной помощи женщинам на базе 11 крупных межрайонных перинатальных центров.
Основные целевые индикаторы: снижение материнской смертности на 42%: с 10,3 до 6,0 – и снижение младенческой смертности на 32%: с 8,8 до 6,0.
 
 
 
Подпрограмма 5. «Развитие медицинской реабилитации»
 
 
Ее основная цель – обеспечение доступности и повышение качества медицинской реабилитации. Реабилитационная помощь Нижегородской области характеризуется недостаточным развитием второго этапа реабилитации (в стационаре) и третьего этапа реабилитации (в поликлинике и санатории). 
Поэтому предусмотрено: для второго этапа реабилитации –ликвидация дефицита коек с созданием десяти межрайонных отделений реабилитации и двух региональных центров. 
Целевым индикатором является увеличение охвата реабилитационной помощью в 10 раз: с 2 до 20%.
 
 
 
Подпрограмма 6. «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»
 
 
Актуальной проблемой всегда было повышение качества жизни неизлечимых больных людей. Это может быть достигнуто за счет решения физических, психологических и духовных проблем, возникающих при развитии неизлечимого заболевания.
Паллиативная помощь в области представлена 15 койками для взрослых и 10 койками для детей. Расчетная потребность для взрослых составляет 275 коек, для детей – 20. Соответственно, необходимо развернуть 260 коек для взрослых, 10 – для детей. Кроме коек, необходимо открыть 47 кабинетов паллиативной помощи и организовать 27 выездных бригад.
Целевым индикатором является доведение обеспеченности населения паллиативными койками до федерального норматива.
 
 
 
Подпрограмма 7. «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» 
 
 
В Нижегородской области используются различные пути снижения дефицита врачебных кадров. 
Очень эффективно работает областная целевая программа «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области». За время реализации программы, с 2006 по 2012 годы, в учреждения здравоохранения Нижегородской области привлечено 944 молодых специалиста. В 2012 году с учетом реализации программы модернизации в здравоохранение была передана половина квот области – 244. В 2013 году планируется включить в программу еще 110 специалистов. С 2013 года впервые будут участвовать ЛПУ Нижнего Новгорода и Дзержинска.
Наша область имеет существенные преимущества: наличие медицинской академии с богатой научной школой. Кроме того, у нас есть 7 медицинских училищ. Тем не менее дефицит врачебных кадров остается.
Будут продолжены действующие мероприятия, включение в программу государственных гарантий частных медицинских организаций, медицинских организаций федерального подчинения с использованием их кадрового потенциала, обеспечение уровня заработной платы медицинских работников в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 598; введение эффективного контракта.
Целевыми индикаторами являются достижение укомплектованности врачами, достижение соотношения заработной платы врачей к средней заработной плате в области к 2018 году 200%, среднего и младшего медперсонала – 100%.
 
 
 
Подпрограмма 8. «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе, в амбулаторных условиях»
 
 
Ключевые мероприятия подпрограммы направлены на дальнейшую отработку существующих в области механизмов лекарственного обеспечения в стационаре и при амбулаторном лечении, обеспечение пациентов с орфанными заболеваниями, страдающих гепатитом В и С, онкологическими заболеваниями.
 
 
 
Подпрограмма 9. «Развитие информатизации» 
 
 
Работа в этом направлении предусматривает создание единого информационного пространства между медицинскими организациями, Министерством здравоохранения Нижегородской области, а также Минздравом России, развитие телемедицины и электронной системы управления качеством.
 
 
 
Подпрограмма 10. «Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Нижегородской области»
 
 
Дополнительно в эту подпрограмму включен раздел по оптимизации расходов и повышению эффективности системы, который включает:
– удельный вес первичного звена должен составлять не менее 60%;
– достижение сбалансированности объемов медицинской помощи в ПГГ;
– совершенствование тарифной политики в ОМС;
– развитие ГЧП. 
 
 
 
Что в результате?
 
 
Сейчас резко возросло внимание к системе здравоохранения на всех уровнях, это совершенно очевидно, это факт. И причем не просто внимание. За ним следует и финансовый ресурс, и кадровое обеспечение. В результате реализации всех программных мероприятий будет полностью завершено формирование 3-уровневой системы оказания медицинской помощи, количество медицинских организаций на каждом уровне будет увеличено, средняя заработная плата прогнозно составит у врачей к 2018 году – 90 968,2 рубля, среднего и младшего медицинского персонала – 45 484,1 рубля, будут обеспечены условия для выполнения стандартов, население Нижегородской области будет мотивировано на здоровый образ жизни.
 
 
Это позволит достигнуть цели: уменьшить к 2020 году смертность до уровня ниже среднероссийского и достичь в 2017 году естественного прироста населения Нижегородской области.
В настоящее время Министерство здравоохранения Нижегородской области начало работу по формированию координационного совета для контроля за реализацией Программы развития здравоохранения региона. 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика