Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Профессиональная компетентность педагога как основа качества образовательного процесса в медицинском вузе | Издательский дом

Профессиональная компетентность педагога как основа качества образовательного процесса в медицинском вузе

 
Профессиональная компетентность педагога как основа качества образовательного процесса в медицинском вузе
 
 
 
Ректор ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ Виктор Лазаренко
 
 
 
Проректор по учебной работе, доктор медицинских наук, профессор Александр Конопля
 
 
 
Проректор по лечебной работе и непрерывному образованию, доктор медицинских наук, профессор Олег Охотников
 
 
 
Декан факультета повышения квалификации, доктор фармацевтических наук, профессор Нина Дрёмова
 
                                       

 

В число главных задач современной государственной образовательной политики включено обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия развития потребностей общества и достижений научно-технического потенциала. Высшее профессиональное образование предназначено подготовить специалистов, способных применить полученные в вузе знания, умения и навыки в условиях достаточно жесткой конкурентной рыночной экономики.      Проблема обеспечения качества образовательного процесса не является новой, обсуждаются ее разные аспекты, в частности материальные, финансовые, кадровые ресурсы учебных заведений. Но значительная роль в этом процессе отводится преподавателю вуза, который, согласно требованиям сегодняшнего дня, должен быть и профессиональным специалистом в своей области знаний, и компетентным педагогом: уметь вовлечь в свою профессию студентов и подготовить новую смену субъектов трудового потенциала общества.

 

Современный образовательный процесс предъявляет большой комплекс требований к преподавателю по организации учебных занятий, к обеспечению его необходимыми дидактическими методами и средствами, позволяющими развивать потенциал личности студента как профессиональными знаниями, так и способностями творческого саморазвития. В связи с чем априори правомерно утверждение, что качество образовательного процесса является следствием профессиональной компетентности преподавателя, который должен владеть компетенциями педагогической деятельности.

 

Актуальность нашего утверждения не вызывает сомнений в медицинском университете, в преподавательском коллективе которого доминируют специалисты с медицинским образованием, не изучавшие в свое время педагогику и, следовательно, не владеющие основами педагогических знаний. Определенную долю в нем занимают преподаватели, обучающиеся в аспирантуре, в учебный план которой в последнее десятилетие входят некоторые педагогические дисциплины. Но это лишь одно решение проблемы обеспечения молодых преподавателей профессиональными педагогическими компетенциями. Основной проблемой в этой ситуации является повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава, длительно работающего в вузе и составляющего его ценностный базис.

 

Решение данной проблемы возможно при условии получения преподавателем дополнительного профессионального педагогического образования, опыт организации которого представлен в настоящем сообщении.        

 

 

Дополнительная квалификация «преподаватель высшей школы»

 

В 2010 году в рамках факультета повышения квалификации преподавателей вуза была открыта подготовка по профессиональной образовательной программе (ПОП) для получения дополнительной квалификации (ДК) «преподаватель высшей школы» (ПВШ), аккредитованная в апреле 2011 года. Основным регламентирующим организационно-правовым документом на эту подготовку является Приказ Минобразования РФ № 180 от 24 января 2002 года «О введении в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы». В нем утверждены квалификационная характеристика ПВШ, требования к его умениям, навыкам, знаниям.

 

В деканате ФПК подготовлена логическая структура обучения, включающая в себя, в частности, следующие блоки:

·        теоретическая подготовка (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, тренинг);

·        педагогическая практика (разработка учебно-методических материалов, проведение модельного занятия, самоотчет, подготовка портфолио);

·        итоговая государственная аттестация (выпускная квалификационная работа – дипломная).

 

 

В тематический план ПОП включены следующие дисциплины:

1)     психология человека (60 часов); 2) педагогика (60); 3) история, философия, методология (100); 4) информационные технологии в науке и образовании (100); 5) психология и педагогика высшей школы (60); 6) дидактика высшей школы, технологии профессионального образования (60); 7) организационные основы системы образования (60); 8) иностранный язык (140); 9) организация учебной работы на кафедре, методика преподавания предмета (140); 10) тренинг «Формирование и развитие педагогического мастерства (60); 11) педагогическая практика (100); 12) ИГА, защита дипломной работы (140). Итого 1080 часов.

 

При сданных кандидатских экзаменах срок обучения 1 год, так как третья и восьмая дисциплины перезачитываются; если экзамены не сданы, то срок обучения 2 года.

Особенностью подготовки является оформление каждому слушателю индивидуальной образовательной траектории. В нее входят дисциплины учебного плана, которые нужно освоить после перезачета предметов, освоение которых подтверждено соответствующими документами как вузовского, так и послевузовского образования. В период организации этой подготовки в вузе с большой ответственностью был подобран преподавательский коллектив: привлекались профессиональные педагоги с педагогическим образованием, имеющие ученую степень доктора или кандидата педагогических наук. Разные дисциплины преподают доктора психологических, философских, медицинских и фармацевтических наук. Все педагоги получили ДК «преподаватель высшей школы» в Курском государственном университете или в КГМУ.

Большое внимание уделено организации учебно-методических комплексов по дисциплинам. Весь лекционный материал представлен в мультимедийных презентациях, причем их печатные версии предоставляются слушателям; готовится различный раздаточный материал для решения ситуационных задач, деловых игр, кейсов, тестов. Итоговый контроль осуществляется с использованием подготовленных кураторами дисциплин рубежных тестов. На семинарских и практических занятиях используются элементы различных образовательных технологий, в том числе самопрезентации, портфолио, проблемного обучения, мозговой штурм и других технологий активного обучения. По ряду дисциплин применяется и дистанционное обучение, в частности тестовый контроль, самообследование, отчеты преподавателей и др.

 

Для каждой дисциплины определены виды самостоятельной работы, которая выполняется по желанию слушателя и рекомендациям ведущего преподавателя.

Вся информационная база необходимых знаний о подготовке, в том числе и методические рекомендации по выполнению дипломной работы, представлены слушателям в учебно-методическом пособии «Преподаватель высшей школы: организационно-методические материалы» (Охотников О.И., Дрёмова Н.Б., 2012 год).

 

В заключение обучения по ПОП ДК ПВШ слушатель готовит и защищает дипломную работу, целью которой является выявление степени подготовленности преподавателя к работе в вузе на основе полученных теоретических знаний и практических навыков, освоенных по педагогике высшей школы. Слушатель сам выбирает тему и руководителя из числа ведущих занятия по ПОП преподавателей. Тематика дипломных работ отражает актуальные проблемы современной системы высшего профессионального образования в общем и системы высшего медицинского образования в частности. Рекомендуется выбор темы осуществлять с учетом потребностей кафедр. Это исследования по современным технологиям учебно-воспитательного процесса и их адаптации к условиям конкретных кафедр, педагогические исследования разных аспектов образовательного процесса, в том числе оценка качества лекций, приема экзаменов, практики, контроля качества знаний, организации рейтинговой системы и т. д.

 

Особый интерес у слушателей вызывают социологические разноплановые исследования студентов: их отношение к образовательному процессу (лекциям, контролю, компьютеризации и др.); их ценностные ориентации в жизни и другая тематика. Результаты исследований позволяют разрабатывать корректирующие планы учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы в вузе. Председатель ИГА комиссии профессор Ильина И.В. (Курский государственный университет) неоднократно отмечала высокое качество выполненных и защищенных дипломных работ преподавателей КГМУ.

 

Всего за период функционирования подготовлено 186 выпускников программы, в т. ч. в 2010 году – 51; 2011 – 57; 2012 – 57; 2013 – 21 (без ученой степени, обучение 2 года); ожидается выпуск 2013 года – 60 человек. Министерством образования РФ выделено 55 бюджетных мест для подготовки по ПОП ДК ПВШ в КГМУ. Среди ППС, получивших диплом ПВШ, весь ректорат, в т. ч. ректор, все проректоры и деканы факультетов, примерно 80% заведующих кафедрами, ведущие профессора, доценты, преподаватели, ассистенты. После включения в структуру университета медико-фармацевтического колледжа 25 его преподавателей получили дополнительную квалификацию ПВШ, закончив обучение в КГМУ. 

 

 

Опыт инноваций в педагогике

 

         В 2012 году опыт работы данного образовательного проекта обсуждался на Российской научно-методической конференции с международным участием «От качества преподавания к качеству образования. Современные тенденции и новации в подготовке преподавателей высшей школы» (май, 2012, Курск, КГМУ). На пленарных заседаниях и секциях с большим интересом были выслушаны сообщения курских и иногородних участников по инновациям в педагогике высшей школы, образовательному менеджменту, творческому потенциалу и педагогической креативности преподавателей вуза и другим актуальным педагогическим аспектам. В мае 2014 года планируется вторая конференция по данному направлению.

В заключение следует отметить существенные положительные изменения в отношении ППС к повышению своего педагогического мастерства, педагогическим научным исследованиям, участию в научно-методических конференциях разного уровня, подготовке публикаций и учебно-методических материалов по дисциплинам, что в конечном итоге влечет за собой повышение качества образования.

 

 

                  

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика