Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Управление профессиональными рисками | Издательский дом

Управление профессиональными рисками

 

Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова

 

В Российской Федерации удельный вес работающих во вредных и опасных условиях труда на предприятиях основных видов экономической деятельности неуклонно растет. В 2013 году по сравнению с 2004 годом в основных видах промышленности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) удельный вес увеличился на 10–12%.

 

 

Производственные факторы и репродуктивное здоровье женского населения

 

На начало 2013 года в России трудилось 49,7% населения, из которого половина – женщины. Ежегодно регистрируется значительное количество рабочих мест, где во вредных и опасных условиях труда трудятся женщины: на предприятиях по добыче полезных ископаемых – на трети таких рабочих мест и на каждом четвертом рабочем месте – на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Средний возраст занятых в экономике женщин составляет 40 с небольшим лет, это женщины детородного возраста. В Российской Федерации 15% всех случаев профзаболеваний установлены у женщин-работниц, из них 40% случаев привели к утрате трудоспособности.

В современных условиях охрана репродуктивного здоровья женщин является одной из острейших проблем не только гигиены труда, но и всего здравоохранения, и концептуальной основой для ее решения является раннее выявление и предупреждение нарушений репродуктивной функции, в первую очередь исключение занятости женщин во вредных и опасных условиях труда.

 

В нарушение утвержденных правил к тяжелым физическим работам допускается до 9% женщин, работающих на обрабатывающих производствах, в строительстве, при добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве.

Неудовлетворительные условия труда не только оказывают влияние на общее состояние здоровья работающих женщин, являются причиной формирования профессиональной патологии, но и влияют на репродуктивную функцию. Среди профессиональных групп наибольший риск репродуктивных нарушений выявлен у работниц горнодобывающих, металлургических, судостроительных предприятий.

 

 

Система оценки, контроля и управления профессиональными рисками

 

Вредное воздействие производственных факторов, несоответствующие условия труда становятся причиной профессиональных заболеваний и отравлений. В Российской Федерации ежегодно регистрируется до 9 тысяч таких случаев. Практически все диагностированы у работников, занятых во вредных условиях труда, при этом у 16% работников это два и более профессиональных заболевания. И обстоятельства, и условия возникновения хронических профзаболеваний в первую очередь связаны с несовершенством технологических процессов – в 43% случаев, еще 40% приходится на конструктивные недостатки средств труда и 7,5% – на несовершенство рабочих мест.

В результате в течение трех лет проводимой работы в 1,8 раза снизился уровень профессиональной заболеваемости, на 10% сокращена заболеваемость с временной утратой трудоспособности, на 8% сократилась численность групп риска развития профессиональных заболеваний.

 

Сегодня имеет место тенденция сокрытия работодателем имеющихся рисков развития профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости, а также допуска работников к профессиональной деятельности без учета медицинских заключений, расторжения трудовых отношений при заболевании работника и нежелания реализовывать определенные законодательством социальные гарантии. В сложившейся экономической ситуации незаинтересованность в постановке диагноза возможна как со стороны работодателя – с целью избежать возможных повышенных выплат в Фонд социального страхования, так и со стороны непосредственно работника (и такие факты есть) – для сохранения за собой своего рабочего места до определенного момента.

Одним из способов профилактики профессиональных заболеваний являются периодические медицинские осмотры, которые позволяют на ранних стадиях отстранить работника от контакта с вредным производственным фактором, тем самым сохранив ему здоровье, а государству – трудовые ресурсы.

В последние годы в Российской Федерации охват периодическими медицинскими осмотрами работников разных субъектов составляет от 80 до 100% от числа подлежащих таким осмотрам, но выявляемость профессиональных заболеваний на ранних стадиях при проведении осмотров остается низкой.

 

В 2013 году среди впервые установленных хронических профессиональных заболеваний при медицинских осмотрах выявлено только 70%, и каждый третий случай хронической профпатологии выявлен при активном обращении. Низкая выявляемость в настоящее время является следствием нарушений, связанных с участием непрофильных медицинских организаций, использующих недостаточный спектр функциональных и лабораторных исследований при прохождении работниками медосмотров, отсутствием в составе комиссии врачей узких специальностей, профпатологов.

 В качестве примера можно привести данные периодических медицинских осмотров работников угледобывающих предприятий в Ростовской области, где при медицинских осмотрах, проведенных частными медицинскими организациями, выявляемость составила 0,04, а при обследовании, осмотре в областном центре профпатологии лиц с подозрением на профзаболевание было выявлено 46 на 1000 осмотренных, то есть выше на три порядка. Основное здесь – это финансово-экономическая мотивация работодателей при выборе учреждения для медосмотра своих работников, в том числе в части соотношение цена – качество, когда приоритетной, к сожалению, оказывается цена.

Система мониторинга состояния производственной среды и здоровья работающих, формируемый регистр и предложенный регистр профессиональных заболеваний должны стать основой для создания системы оценки, контроля и, как мы считаем, управления профессиональными рисками нарушения здоровья работающих.

 

В качестве примера могу привести то, что сделано Роспотребнадзором совместно с Российской академией наук, когда работа по управлению профессиональными рисками позволила научно обосновать методические подходы к оценке снижения риска, сформулировать и обосновать санитарно-гигиенические мероприятия, разработать и внедрить методические подходы к обоснованию стандартов гигиенической диагностики, предложить способ прогнозирования уровня заболеваемости в зависимости от стажа работы с использованием модели «экспозиция – стаж – ответ» и подготовить руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников.

Как пример реализации: в Свердловской области выполнено практическое внедрение системы управления профессиональными рисками, и в рамках этой работы 28 предприятий высокого профессионального риска дают 76% всех впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний и 73% всех расходов свердловского регионального отделения Фонда социального страхования.

В результате в течение трех лет проводимой работы в 1,8 раза снизился уровень профессиональной заболеваемости, на 10% сокращена заболеваемость с временной утратой трудоспособности, на 8% сократилась численность групп риска развития профессиональных заболеваний.

Таким образом, мы считаем, что система управления профессиональными рисками объединяет ресурсы и возможности по сохранению, улучшению здоровья работающего населения на региональном и объектовом уровнях.

 

 

Нормативно-правовое регулирование

 

Анализ правоприменительной практики показывает, что законодательно закрепленные меры административного воздействия не обеспечивают значительного и повсеместного оздоровления производственной среды и размеры действующих санкций экономически не значимы для работодателей и не стимулируют их к вложению финансовых средств в улучшение условий труда, а также проведению качественных медицинских осмотров.

Уже внесенные в Кодекс об административных правонарушениях изменения не охватывают всех сфер по охране труда, по медицинским осмотрам и так далее, поэтому мы считаем необходимым приведение к сопоставимым значениям сумм штрафных санкций по всем составам за нарушения в этой сфере.

 

Роспотребнадзором за последние годы внесено значительное количество изменений в нормативно-правовые акты, которые включают нормативные требования по вопросам гигиены труда. В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и на этот год запланировано 12 нормативных актов, в которые мы будем вносить изменения. Хочу отметить, что активность бизнеса, общественных организаций, ассоциаций производителей значительно возросла, потому что значимость гигиенических нормативов в рамках 426-го Федерального закона приобрела иной регулирующий статус.

 

По моему мнению, создание национальной информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках сегодня крайне актуально. Единая система, включающая систему статистических показателей, банк данных об уровне профессиональных рисков на рабочих местах конкретных работодателей, обеспечение в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия обмена данными об условиях труда федеральных и региональных органов исполнительной власти, иных заинтересованных органов и организаций, позволит принимать обоснованные управленческие решения в сфере охраны труда на основе достоверной всеобъемлющей информации о состоянии условий труда работников.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика