Контроль за условиями труда на промышленных предприятиях железнодорожного транспорта
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» осуществляет обеспечение надзора и контроля на всех объектах железнодорожного транспорта ОАО «Российские железные дороги», в том числе на 4796 промышленных предприятиях, общая численность работающих которых на 1 июля 2014 года составляет 810 000 человек
Главный врач Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации Юрий Артёменков
Санитарный врач по гигиене труда Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Марина Оганова
На протяжении всей истории развития железнодорожного транспорта вопросы обеспечения безопасности движения и охраны труда были первостепенными. Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять регулярное круглогодичное движение, перевозить основную часть потоков грузов и обеспечить мобильность трудовых ресурсов. Железнодорожный транспорт находится на особом положении, прежде всего, в части условий деятельности человека. В любую погоду, в любое время года, днем и ночью железнодорожники должны обеспечить пропуск поездов строго по графику и безаварийно. Условия труда работников железнодорожных профессий связаны с неблагоприятным комплексным воздействием вредных производственных факторов различной природы и интенсивности. Эксплуатация технологического оборудования и подвижного состава, ремонт, замена пути сопровождаются высоким пылеобразованием, выделением различных химических веществ, интенсивным шумом, вибрацией, наличием больших физических и нервно-эмоциональных нагрузок, различным микроклиматическим и микробиологическим воздействием и пр. Нарушения условий труда на объектах железнодорожного транспорта не только являются причиной профессиональных заболеваний и отравлений, но и способствуют ухудшению общего состояния здоровья работников и росту профессиональной заболеваемости и ряду общих заболеваний, в том числе бронхолегочных, неврологических, онкологических, сердечно-сосудистых; повышают опасность травматизма.
Производственный контроль
ФБУБ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» и его филиалы повсеместно участвуют в проведении производственного контроля за соблюдением на предприятиях санитарных правил и гигиенических нормативов ивыполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий. 115 испытательных лабораторных центров ФБУЗ, оснащение которых соответствует стандартам качества аккредитованных лабораторий, имеют аттестаты аккредитации на проведение лабораторных и инструментальных исследований, входят в систему добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (СДСОТ рег. № Росс RU.И493.04EЛОО от 29 октября 2012 года). Силами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» проводится производственный контроль на 1538 промышленных предприятиях железнодорожного транспорта. На рабочих местах производятся исследования воздушной среды производственных помещений, замеры уровней шума, вибрации, параметров микроклимата, освещенности, неионизирующих и ионизирующих излучений и пр.
К числу ведущих профессий на железнодорожном транспорте относятся машинисты локомотивов и их помощники. Локомотивные бригады работают в контакте с вредными производственными факторами: шум, вибрация, пониженная или повышенная температура воздуха, электромагнитное излучение и т.д. Труд локомотивных бригад требует большого нервно-эмоционального напряжения. Работа связана с высокой ответственностью за обеспечение безопасности движения, личным риском, поэтому в кабине локомотива должны быть созданы оптимальные условия для управления. Ежегодно специалистами филиалов ФБУЗ осуществляются проверки состояния кабин локомотивов и условий труда локомотивных бригад на соответствие СП 2.5.1336-03«Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта». При проверках кабин обращается внимание на неисправности вентиляции, кресел машинистов (отсутствие амортизаторов, подлокотников, нарушение обивки сидений), неисправности санузлов, холодильников и пр. Производятся замеры химических и физических факторов на рабочих местах машиниста и помощника машиниста. Проводятся проверки как действующего по дорогам парка локомотивов, так и локомотивов после проведения деповского и заводского ремонтов. Несоответствия санитарным правилам состояния кабин локомотивных бригад и факторов производственной среды, а также нарушения режима труда, условий поездной работы приводят к изменению целого ряда физиологических функций, возникновению профессионально-обусловленных и профессиональных заболеваний. У локомотивных бригад выявляются такие профессиональные заболевания, как нейросенсорная тугоухость, вибрационная болезнь, заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Повышенная профессиональная заболеваемость ежегодно регистрируется у электросварщиков, составителей поездов, слесарей по ремонту вагонов и локомотивов, монтеров пути, машинистов путевых машин.
Испытательная лаборатория по сертификации технических средств
С целью снижения уровня заболеваемости и совершенствования мер по профилактике заболеваний (отравлений) среди работников железнодорожного транспорта на базе Тихорецкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» создана испытательная лаборатория по сертификации технических средств железнодорожного транспорта, которая аккредитована в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основным направлением деятельности данной испытательной лаборатории является проведение сертификационных испытаний локомотивов, автомотрис, путевых машин различного назначения, пассажирских вагонов.
Специфические аспекты
Несмотря на постоянно проводимую в ОАО «РЖД» работу, многие вопросы улучшения условий труда работников железнодорожного транспорта по-прежнему остаются актуальными. На железнодорожном транспорте при производственных процессах используют химические вещества, представляющие канцерогенную опасность для рабочих предприятий ОАО «РЖД». Это асбесты, используемые при производстве и капитальном ремонте моторовагонных секций составов; бензол, нефтепродукты, выделяющиеся при обработке цистерн и бункерных полувагонов на промывочно-пропарочных станциях, и пр. Специфическими для железнодорожного транспорта являются предприятия по подготовке и пропитке шпал. Несмотря на то что в настоящее время идет замена деревянных шпал на железобетонные, это происходит только на отдельных участках, в основном вблизи крупных городов. Пропитка древесины осуществляется на шпалопропиточных заводах различными антисептическими составами. В процессе производства используются каменноугольные, сланцевые масла. Кроме этого, заводы-изготовители добавляют в антисептик нафталиновое масло, пековый дистиллят, бензол. Все эти вещества обладают выраженной канцерогенной активностью, кумулятивными свойствами, что может явиться причиной хронической интоксикации. Специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» на разных этапах технологического процесса производства (при управлении пропиткой, перезарядке цилиндров и погрузке их в полувагоны) отбираются пробы воздуха рабочей зоны на рабочих местах, периодически загрязняемых комплексом химических веществ, содержащихся в антисептике: бензолом, нафталином, антраценом, фенолом.
При выявлении превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ разрабатываются предложения по снижению их вредного воздействия на человеческий организм, в том числе мероприятия по улучшению условий труда, требующие материальных затрат. Для формирования современной системы охраны труда на железнодорожном транспорте, снижения опасности воздействия вредных веществ, в том числе канцерогенной направленности, необходимо осуществить повсеместную модернизацию производства с использованием инженерных решений по замене ручного труда, заменять используемые в производстве канцерогенные вещества, использовать средства индивидуальной защиты нового поколения с достаточными защитными свойствами.
Инженерно-врачебные бригады
В решении задач профилактики профессиональных заболеваний, снижения травматизма на предприятиях железнодорожного транспорта большая роль отводится работе инженерно-врачебных бригад. Инженерно-врачебная бригада – исполнительный орган, в состав которой входят начальники цехов и участков, медицинские работники НУЗ ОАО «РЖД», представители профсоюзной организации. К работе обязательно привлекается представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту». Права инженерно-врачебных бригад достаточно велики, в том числе и приостановление работ на производственных подразделениях с вредными и опасными условиями труда.
Эффективное реагирование
По результатам проверок условий труда работники, работодатели, лица, участвующие в принятии управленческих решений, общественные организации получают достоверную информацию об условиях и охране труда на рабочих местах, о фактических уровнях профессионального риска. Результат проверок – разработка оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение и снижение профессиональных заболеваний и отравлений, снижение существующего риска повреждения здоровья и выработка мер по защите от воздействия вредных производственных факторов.
|
|
|