Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Главная составляющая безопасности полетов | Издательский дом

Главная составляющая безопасности полетов

 

Анализ авиационных катастроф показывает прямую связь состояния здоровья пилотов и безопасности полетов. 70–80% происшествий и катастроф на авиационном транспорте связано с человеческим фактором, то есть с недостаточной надежностью авиационного персонала

 

Заместитель директора Департамента госполитики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации Андрей Шнырев

 

 

Увеличение заболеваемости с увеличением стажа летной работы не случайно. Исследования, проведенные в НИИ медицины труда РАМН, показали, что летный труд содержит этиопатогенетические факторы развития заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем, а также психогенных заболеваний других органов и систем. Это подтверждено большей распространенностью этих заболеваний у лиц летного состава по сравнению с лицами наземных профессий. Например, сердечно-сосудистые заболевания встречаются в 4 раза чаще, органов пищеварения – в 5,5 раза, остеохондроз позвоночника – в 3,5 раза.

 

От уровня здоровья зависит устойчивость организма к переутомлению, гипоксии, воздушной и декомпрессионной болезням, пространственная ориентировка, поведение экипажа в аварийной обстановке. Кроме того, общие неспецифические заболевания приводят к снижению или полной утрате работоспособности.

Современный пилот обязан обладать не только высокой профессиональной подготовкой, но и хорошим здоровьем, а также умением сохранять работоспособность в стрессогенных ситуациях.

Сегодня принятая в России система сохранения здоровья авиационного персонала включает нормирование рабочего времени, медицинское освидетельствование (предполетный медицинский осмотр, динамическое наблюдение врача авиакомпании, ежегодное медицинское освидетельствование во врачебно-летных экспертных комиссиях), профилактическое лечение и реабилитацию.

 

За период летной работы состояние здоровья пилотов значительно ухудшается, и к 45–55 годам у многих из них перестает соответствовать принятым в России стандартам, и в первую очередь по сердечно-сосудистой системе, что приводит к их преждевременному отстранению от профессиональной деятельности. А это наиболее квалифицированная и перспективная часть летного состава.

 

Врачебно-летная экспертиза (ВЛЭ) занимает особое место в системе медицинского обеспечения полетов. Медицинское освидетельствование авиационных специалистов является частью общегосударственной системы обеспечения безопасности полетов и решает следующие задачи:

– определение годности по состоянию здоровья к летной работе, управлению воздушным движением, обучению в учебных заведениях гражданской авиации;

 – выявление ранних форм заболеваний, факторов риска и функциональных отклонений в состоянии здоровья с целью назначения оздоровительных мероприятий.

 

Высокий профессионализм врачей-экспертов и их совместная работа в составе ВЛЭК обеспечивают высокое качество ВЛЭ. Средний возраст пилотов, освобожденных от летной работы по состоянию здоровья в последние 10 лет, колеблется от 50 до 55 лет, хотя еще в 1993 году он составлял 43,2 года. Сохранение на летной работе лиц летного состава старшей возрастной группы имеет большой экономический эффект и, несомненно, способствует обеспечению безопасности полетов в медицинском отношении.

В последние 10 лет ежегодно признаются негодными к летной работе от 1,5 до 2,0% лиц, прошедших освидетельствование во ВЛЭК (в предыдущие годы – 2,2–2,8%). Снижение числа негодных к летной работе по состоянию здоровья обусловлено, с одной стороны, социальными факторами: повышением ответственности летного состава за свое здоровье, развитием системы оздоровительных и ребалитационных мероприятий, а с другой стороны, повышением качества ВЛЭ, что позволило сохранить на летной работе многие сотни лиц летного состава и избежать при этом ухудшения качества экспертизы (нарастания летальности и числа острых заболеваний).

 

Национальным дополнением к ВЛЭ в нашей стране является стационарное обследование в ФБУ «Центральная клиническая больница ГА» (ЦКБ ГА) с последующим освидетельствованием в Центральной врачебно-летной экспертной комиссии, которое проводится по медицинским показаниям в сложных экспертных случаях и по достижении 55 лет, 60 лет, затем ежегодно. Осуществление стационарной ВЛЭ целесообразно и позволяет сохранить на работе наиболее опытные кадры.

Одной из важнейших особенностей современного этапа медицинского обеспечения полетов является переход стратегии ВЛЭ от преимущественного выявления и мониторинга уже возникших заболеваний к приоритетному улучшению состояние здоровья пилотов.

 

Суть этой стратегии заключается в сохранении здоровья здорового человека. Стержнем данной концепции являются здоровый пилот и здоровый образ жизни в период трудовой деятельности. С этих позиций обеспечение здоровья авиационных специалистов заключается в упреждающей профилактике, а диспансерное наблюдение включает не только болезнь, но и в первую очередь уровень здоровья и прогноз его динамики в зависимости от труда. Главной целью стали не только выявление и лечение болезней, но и восстановление функциональных резервов организма, обеспечение условий для противодействия экстремальным факторам летного труда путем применения преимущественно немедикаментозных методов.

В ЦКБ ГА – головном медицинском учреждении отрасли – разработана и применяется научно обоснованная программа «Профессиональное долголетие летного состава», которая использует высокоэффективные, немедикаментозные методы, повышающие общую неспецифическую резистентность организма и позволяющие противостоять разрушающему воздействию вредных факторов летного труда.

 

Высокое качество существующей в России национальной системы сохранения здоровья лиц летного состава и обеспечение на этой основе безопасности полетов и профессионального долголетия доказывает сравнительный анализ показателей ВЛЭ в нашей стране и других странах.

Например, летное долголетие в России на 7–8 лет больше, чем в США и Норвегии. Внезапная смерть у лиц летного состава, имеющих действующий медицинский сертификат, в России случается в 9,6 раза реже, чем в США. «Отказы здоровья» (инфаркт миокарда, инсульт, эпилептический припадок и другие состояния, лишающие человека работоспособности) у пилотов в нашей стране регистрируются в 5–6 раз реже, чем в других странах.

 

Кроме того, безопасность полетов и летное долголетие не только экономический критерий, но и осуществление многовековой мечты человека – стремления к полетам. Наша отечественная система медицинского обеспечения полетов в гражданской авиации эту мечту пилотов помогает реализовать.

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика