Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Разрушая стереотипы | Издательский дом

Разрушая стереотипы

 

Качество и эффективность оказания медицинской помощи ведомственным медицинским учреждением как условие реализации долгосрочной производственной стратегии. Опыт ООО «Газпром добыча Ямбург»

 

 

Генеральный директор ООО «Газпром добыча Ямбург», кандидат технических наук, действительный член Академии технологических наук РФ, член президиума АТН РФ, программного комитета А Международного газового союза, наблюдательного совета Российского газового общества, исполнительного комитета неправительственного экологического Фонда им. В.И. Вернадского, мастер делового администрирования Олег Андреев

 

Заместитель генерального директора по кадрам и социальному развитию ООО «Газпром добыча Ямбург», мастер делового администрирования Валентин Крамар

 

Начальник медицинской службы ООО «Газпром добыча Ямбург», кандидат медицинских наук, мастер делового администрирования Татьяна Щеголева

 

Заместитель начальника медицинской службы ООО «Газпром добыча Ямбург» Владимир Терновой

 

 

ИНВЕСТИЦИИ В ГЛАВНЫЙ РЕСУРС КОМПАНИИ

 

Безусловно, для производственной компании вопросы оказания медицинской помощи носят вторичный характер в силу непрофильного характера данной деятельности. Тем не менее расходы на медицинское обеспечение персонала в ОАО «Газпром» и его дочерних обществах исторически воспринимались не как часть социального пакета, а как инвестиции в наиболее важный и ценный ресурс компании – в людей. Именно поэтому Газпром до настоящего времени владеет и управляет сетью современных, хорошо укомплектованных и эффективных медицинских и санаторно-курортных учреждений.

 

ООО «Газпром добыча Ямбург» в полной мере следует вышеназванным общекорпоративным принципам. При этом необходимо отметить определенную специфику организации здравоохранения в дочернем обществе:

·             использование вахтового метода организации работы со значительной отдаленностью от муниципальных объектов здравоохранения требует организации медицинского обеспечения как в вахтовый, так и в межвахтовый период по месту пребывания (регистрации) персонала. Именно поэтому в организационной структуре Общества создан соответствующий филиал – «Медико-санитарная часть», который является единственным лечебным учреждением в вахтовых поселках Ямбурге и Новозаполярном;

·             в вахтовых поселках отсутствуют альтернативные медицинские учреждения как ведомственного, так и муниципального подчинения;

·             высокие затраты на содержание медицинских объектов в вахтовых поселках (проживание медперсонала в вахтовых поселках, перелеты авиатранспортом, аренда зданий и др.);

·             отсутствие в регионе специализированных клиник с высокотехнологичными методами обследования и лечения;

·             отказ муниципальных образований округа компенсировать затраты на оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

 

Структура медицинского обеспечения персонала в Обществе включает страхование по программам ОМС и ДМС, регулярное проведение медицинских осмотров, профилактические программы, диспансеризацию, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь, организацию оздоровления и реабилитационно-восстановительного лечения (РВЛ), в том числе вне районов Крайнего Севера.

Отметим также, что Медико-санитарная часть ООО «Газпром добыча Ямбург» оказывает медицинскую помощь не только своим работникам, но и работникам сторонних организаций, коренному населению округа. В составе МСЧ функционируют три стационарных отделения с операционными блоками и палатами интенсивной терапии, три поликлиники, отделение скорой медицинской помощи, аптека. Общее количество обслуживаемых составляет более 25 тыс. чел.

 

Специалистами МСЧ проводятся пред- и послерейсовые, периодические и целевые медицинские осмотры, диспансерное наблюдение за больными, оказывается скорая и неотложная медицинская помощь, организовано оказание экстренной и плановой (в том числе оперативной) медицинской помощи в условиях стационаров.

В целом система медицинского обеспечения предприятия удовлетворяет основные потребности персонала как при острых, так и при хронических заболеваниях, позволяет осуществлять наблюдение за состоянием здоровья на всех этапах оказания медицинской помощи. Система позволяет также организовывать медицинскую помощь работникам Общества как в условиях, максимально приближенных к основному производству, так и в специализированных клиниках, приближенных к местам вахтования персонала.

 

Эффективность медицинского обеспечения персонала подтверждают достаточно стабильные показатели заболеваемости персонала, временной нетрудоспособности, инвалидизации и смертности.

 

 

ПРОБЛЕМЫ, ОТ КОТОРЫХ НЕ СПРЯТАТЬСЯ

 

Тем не менее, несмотря на очевидные успехи в организации ведомственного здравоохранения, позволим себе выделить ряд проблем, которые, на взгляд авторов, являются общими для системы здравоохранения в целом:

1.                Отсутствуют четкие и ясные критерии оценки эффективности деятельности медицинских учреждений (что особенно важно в тех случаях, когда медицинское учреждение является ведомственным и подчинено менеджменту, основная деятельность которого не связана со здравоохранением).

2.                Всеобщее падение качества образования в учебных заведениях приводит к критично высокой нехватке квалифицированных кадров.

3.                Отсутствие или эпизодическое использование стандартов оказания медицинской помощи в большинстве медицинских учреждений.

4.                Отсутствие взаимосвязи между оплатой труда врача и понятными и корректными показателями эффективности его деятельности, что критично сказывается на мотивации медицинского персонала.

5.                Непрозрачность учреждений здравоохранения, отсутствие или формальное (на бумаге) наличие общественных институтов контроля за их деятельностью.

6.                Отсутствие системы контроля качества медицинского обеспечения.

 

Считаем также, что очень важной проблемой в здравоохранении является ценностная энтропия – к сожалению, морально-этические принципы деятельности врача в большинстве случае уходят в прошлое, товарно-денежные отношения выходят на первый план, пациент становится источником материального благополучия врача. В этих условиях ценность жизни и здоровья пациента девальвируется. Именно по этой причине существует острое недовольство конечных потребителей качеством и доступностью медицинских услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования. В своей практике мы сталкиваемся даже с таким удивительным фактом, что наши работники предпочитают не обращаться в междувахтовый период в муниципальные или частные медицинские учреждения (по месту жительства), а дожидаются начала вахты и обращаются за необходимой им помощью в ведомственную Медико-санитарную часть (несмотря на потери в оплате труда – в соответствии с условиями Коллективного договора дни временной нетрудоспособности оплачиваются частично).

 

Несмотря на удовлетворенность персонала компании услугами МСЧ, авторы, представляющие топ-менеджмент ООО «Газпром добыча Ямбург», считают необходимым оптимизировать действующую систему здравоохранения.

 

Очевидно, что в конечном счете любые действия предприятия должны быть направлены на достижение базовых стратегических целей. Именно поэтому необходимо:

1) Сформулировать цели деятельности для системы ведомственного здравоохранения в терминах, напрямую связанных с производственной стратегией (для нас это повышение эффективности затрат на персонал через снижение непроизводительных потерь рабочего времени, рост производительности труда через повышение активного профессионального долголетия работников и пр.).

2) Определить ясные, понятные и прозрачные критерии оценки эффективности деятельности ведомственного медицинского учреждения.

 

Реализация этих целей обеспечит легитимность затрат на содержание непрофильных для отрасли ведомственных медицинских учреждений в глазах акционеров, менеджмента и персонала, повысится качество оказываемых услуг, возрастет удовлетворенность конечных потребителей.

 

 

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

 

Именно поэтому в нашей компании разработана и реализуется комплексная система менеджмента качества медицинского обеспечения персонала Общества, включающая мероприятия, направленные на сохранение трудоспособности и профессионального долголетия персонала, стабилизацию показателей заболеваемости, нетрудоспособности, инвалидизации и смертности работников.

 

Позволим себе сделать небольшой теоретический экскурс в исследуемую тему.

Вопросы КМП занимают важное место в политике здоровья ВОЗ. Среди задач по достижению здоровья, сформированных Европейским бюро ВОЗ, задача № 31 определена следующим образом: «К 2000 году все государства-члены должны иметь соответствующие структуры и механизмы для обеспечения непрерывного повышения качества медицинской помощи и совершенствования соответствующего развития и использования технологии здравоохранения».

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) качество медицинской помощи – это свойство процесса взаимодействия врача и пациента, обусловленное квалификацией профессионала, т.е. его способностью выполнять медицинские технологии, снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинской системой.

 

Среди стран, имеющих наибольшие достижения в этой области, следует перечислить США, Нидерланды, Великобританию, Испанию, Канаду, Японию. По данным современных исследований в области КМП, уровень распространенности ненадлежащего качества оказания медицинских услуг, имеющих неблагоприятные последствия для здоровья пациентов, колеблется в разных странах от 3% (в Германии) до 20,5% (в РФ) от общего числа случаев оказания медицинских услуг. По мнению экспертов разных стран, качество медицинской помощи полностью не удовлетворяет треть населения. В РФ ошибки медиков уносят каждый год жизни 50 тыс. человек.

 

Медицинская помощь надлежащего качества оказывается квалифицированным врачом и выражается в отсутствии врачебных ошибок, затрудняющих выполнение медицинских технологий, препятствующих стабилизации или увеличивающих риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающих риск возникновения нового патологического процесса, приводящих к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения и созданию объективных условий для неудовлетворенности пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой (лечащим врачом, отделением, медицинским учреждением).

В определении качества медицинской помощи в РФ до настоящего времени нет единого стандарта. Не разработана методология управления качеством, отсутствуют показатели качества медицинской помощи, нет правовых институтов защиты прав пациентов и системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников.

Учитывая изложенное, наш проект внедрения системы контроля качества медицинской помощи фактически является пилотным для отрасли.

 

В настоящее время ведомственный контроль КМП в ООО «Газпром добыча Ямбург» организован в соответствии с лицензионными требованиями и условиями (ЛТУ) и на основе приказа Минздрава России № 363/77 от 24.10.1996 «О совершенствовании контроля КМП населению Российской Федерации». Несмотря на то что этот документ не был зарегистрирован Минюстом России, он до настоящего времени является единственным документом, определившим порядок проведения в ЛПУ контроля КМП. В соответствии с приказом № 363/77 выбор методики контроля КМП осуществляется на региональном уровне, а при отсутствии региональной методики – руководителем конкретного ЛПУ. Следует отметить, что приказ рекомендует использовать любую произвольно выбранную или разработанную методику.

 

Целью введения мероприятий по минимизации дефектов оказания медицинской помощи работникам Общества является уменьшение количества случаев осложненного течения заболеваний, что в свою очередь приводит к сокращению дней временной нетрудоспособности, снижению затрат на лечение в условиях филиала МСЧ, предотвращению случаев смертности и инвалидизации среди работников.

 

Для повышения качества медицинского обслуживания персонала с 2009 года в Обществе идет процесс реформирования системы медицинского обеспечения персонала. В 2010 году разработан долгосрочный План мероприятий по проекту «Оптимизация системы медицинского обеспечения персонала», главное условие которого – это максимальное сохранение объема медицинской помощи, а также повышение качества и доступности основных видов медицинских услуг. Составляющие Плана:

         – изменение медицинской структуры и оптимизация численности медицинского персонала филиала МСЧ;

         – организация проведения профилактических медицинских осмотров силами выездных медицинских бригад,

         – коммерциализация медицинской деятельности.

 

         В ООО «Газпром добыча Ямбург» разработана и внедрена Концепция системы менеджмента качества медицинского обеспечения персонала (Концепция), включающая следующие документы:

1. Стандарт организации «Менеджмента качества медицинского обеспечения персонала Общества».

2. Программа минимизации дефектов оказания медицинской помощи работникам Общества.

3. Комплексный план мероприятий по улучшению и контролю качества системы медицинского обеспечения персонала Общества.

4. Программа оценки качества медицинской помощи работникам Общества.

5. Положение о лечебно-контрольной работе филиала «Медико-санитарная часть» Общества.

6. Положение о клинико-экспертной комиссии филиала «Медико-санитарная часть» Общества.

7. Регламент оценки эффективности программ профилактики, диагностики и раннего выявления заболеваний, реализуемых на базе филиала «Медико-санитарная часть» Общества.

8. Положение о контроле качества медицинской помощи в филиале «Медико-санитарная часть» Общества.

 

 Кроме того, в рамках Концепции предусмотрен механизм проведения как внутренней, так и внешней экспертизы качества медицинской помощи с привлечением экспертов ведущих НИИ РФ.

 Ожидаемый результат реализации Концепции в компании – транспарентность и повышение эффективности затрат на медицинское обеспечение персонала Общества, а также улучшение качества обслуживания работников компании и иных лиц.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ

 

 Таким образом, контроль качества медицинского обеспечения в условиях современного лечебно-профилактического учреждения является необходимым условием его функционирования. В системе ведомственного здравоохранения контроль качества еще более необходим, так как появляется необходимость постоянной отчетности перед менеджментом компании с целью обоснования имеющихся затрат. Только стройно выстроенная система контроля качества медицинского обеспечения персонала способствует обоснованию высоких затрат на ее содержание.

 

Заинтересованность компании в продлении профессионального долголетия персонала, сокращении затрат на его нетрудоспособность, поддержание имиджа компании как компании с высокой социальной ответственностью невозможно без системы постоянного улучшения качества.

Предложенная концепция оптимизации медицинского обеспечения поможет в решении поставленных руководством компании целей и задач. При этом о первых результатах внедрения можно будет говорить в достаточно близком будущем. Несмотря на то что в настоящее время Обществом достигнуты определенные результаты в медицинском обеспечении персонала, данные результаты достигаются пока высокими затратами.

 

Главная задача будущего – сделать ведомственную медицину еще более качественной, минимизировать врачебные ошибки и повысить эффективность.

 

 

 

НАША СПРАВКА: ООО «Газпром добыча Ямбург» – дочернее общество ОАО «Газпром». Создано и работает в Ямало-Ненецком автономном округе с 1984 года. В настоящее время обеспечивает добычу почти 40% газа ОАО «Газпром». Численность персонала – более 10,5 тыс. человек, большая часть из них работает вахтовым методом. Управляет двумя вахтовыми поселками – Ямбург и Новозаполярный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика