Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Понятие «сделано в России» в медицинской промышленности должно стать знаком качества | Издательский дом

Понятие «сделано в России» в медицинской промышленности должно стать знаком качества

 

Понятие «сделано в России» в медицинской промышленности должно стать знаком качества

Какие факторы тормозят импортозамещение, нужно ли стремиться к производству всей номенклатуры медоборудования в нашей стране, что скрывается за надписью «сделано в России» – эти и многие другие вопросы мы обсудили с Александром Элинсоном, акционером научно-исследовательской производственной компании «Электрон».  

 

Александр Моисеевич, вопрос импортозамещения сейчас актуален для всех предприятий. На ваш взгляд, какие основные проблемы и препятствия для импортозамещения медицинской техники в России?

С одной стороны, государство заинтересовано, чтобы у нас было свое производство и своя продукция. С другой – не оказывает достаточного воздействия на рынок, поскольку по каждому из направлений существует большое количество сдерживающих факторов и противовесов. 

Безусловно, та ситуация, в которой страна оказалась на сегодняшний день с точки зрения ограничения поставок, ухода ряда брендов, открывает целый ряд возможностей для отечественных производителей. И мы понимаем, что большое количество компаний, наверное, воспользуются этой возможностью и более активно будут работать на российском рынке, завоевывать доверие потребителей. Но надо понимать, что это длинная дорога.

Мы занимаемся этим вопросом много лет. К сожалению, вынуждены констатировать: такого, чтобы завтра все проснулись и сказали, что с этого момента покупают только отечественное, не будет.

Важно понимать, что есть два принципиально разных подхода, которые используются в производстве оборудования для медицинских исследований.  

Первый. Российское предприятие создает какой-то продукт: самостоятельно или в кооперации с кем-то, неважно. Главное, что появляется продукт, владельцем которого является российская компания. И она может управлять жизненным циклом изделия.

Второй. Зарубежный производитель, который использует лазейки в российском законодательстве, открывает еще одну производственную площадку в РФ. Планируя завозить сюда оборудование в разобранном виде и здесь его собирать. То есть вместо того, чтобы создавать новое производство, просто-напросто создается точка сборки.

У нас в стране это называется локализация. И возникает вопрос: действительно ли это и есть импортозамещение?

Ответ очень неоднозначный, он будет отличаться для разных отраслей. Но если вы создаете то, что продается в количестве десятков или сотен единиц, скорее всего нет смысла идти в направлении со сборкой и локализацией чего-то чужого. Есть смысл делать свое, где вы будете владеть продуктом и иметь возможность проводить те или иные модификации.

Цикл производства нового оборудования или технологии длится не менее 5-10 лет. Данный период включает создание, вывод пилотной партии на рынок, получение обратной связи от потребителя, коррекция по ее результату, следующую итерацию. Только после этого продукт будет востребован не только в России, но и сможет завоевать мировые рынки. За это время нужно накопить много компетенций, знаний и опыта по огромному количеству направлений.

 

Какие меры поддержки сейчас со стороны Правительства РФ, государственные программы, которые помогают медицинским организациям приобретать современное оборудование?

Существует огромное количество мер поддержки отечественных производителей, которые оказываются и системно, и локально.

В 2015 году вышло постановление Правительства «Третий лишний». Если на тендер пришли две российские компании, соответствующие требованиям и подтвердившие заявки документально, то остальные участники не рассматриваются.

Потом произошла очень интересная ситуация с квотами. Которая показала, что если государство жестко не действует, то потребителю все равно, что оно хочет. Были приняты постановления по двум федеральным законам – 44 и 223, которые устанавливали обязательные квоты на приобретение отечественной продукции по разным видам номенклатуры.

Эта история провалилась по большому количеству позиций. Многие заказчики, если только была возможность не покупать отечественное, приобретали импортное.

Все дело в разном регулировании. 44-ФЗ регулируется жестче, и по нему предпринимаются Правительством серьезные действия, чтобы заказчик покупал единообразное оборудование. А вот 223-ФЗ дает возможности шире и, соответственно, заказчик их использует на свое усмотрение. Поэтому часть заказчиков минимизирует работу по 44-ФЗ и изыскивает способы работы по 223-ФЗ.

Так что здесь предстоит огромнейшая работа, которая займет немало времени, чтобы переломить ситуацию.

Достаточно большое количество видов медицинского оборудования в России не производится вообще. По вашему мнению, какие условия необходимы для их производства?

Дискуссия сводится к следующему: может ли на нашем рынке одновременно существовать и отечественное, и импортное оборудование?

Возьмем компьютерные томографы. Весь рутинный сегмент, аппараты от 16 до 128 срезов, отечественный производитель перекроет. Но если брать специализированные аппараты, которые использую кардиологические клиники высокого уровня: с приемником, способным за одну десятую секунды получить изображение сердца или головы за один оборот гентри – то такие приборы российская промышленность не делает. И не планирует в ближайшей перспективе. Потому что подобных аппаратов по всему миру единицы.

И если наладить у нас выпуск таких аппаратов, то эта работа просто не окупится. А аппарат стоить будет кратно выше, чем западный аналог.

Поэтому здесь нужна ручная индивидуальная регулировка. Когда можно сказать, что такой и такой сегмент – только российские производители, а вот такой, пожалуйста, иностранные. Потому что иначе можно отрезать от поставок ряд высокотехнологичных учреждений.

 

НИПК «Электрон» пока единственная признанная государством компания по производству российских компьютерных томографов, расскажите, как удалось достичь таких результатов в данной направлении?

Мы начинали проект в партнерстве с Филипс. Предполагалось, что Филипс будет передавать нам свои технологии по целому ряду компонентов. Будет поддержка со стороны профильных министерств по закупке готовой продукции, которая производится на территории РФ, и весь процесс обеспечит продуктивное развитие.

В итоге закупки оборудования осуществлялись также, как и до этого. Ничего не поменялось. Филипс ничего не стал передавать в Россию – зачем ему что-то передавать, если все равно закупают у него.

Но мы приобрели определенный объем компетенций и спустя пять лет продолжили эту работу уже самостоятельно. Есть продукт, которым мы владеем, можем вносить в него определенный объем изменений.

 

Хотелось бы, чтобы вы приоткрыли немного завесу профессиональной тайны в технологии производства: что вы делаете сами, а что заказываете на стороне? Можно ли сказать, что вы изготовляете и помогаете устанавливать сложную аппаратуру, сделанную именно в России?

Если вам кто-нибудь скажет, что у него все отечественное, это означает одно из двух: или не знает, о чем говорит, или вводит в заблуждение.

Понятие «сделано в России» можно рассматривать на трех уровнях.  

Первый – законодательный. Существует методика, по которой продукция подвергается различным экспертизам, после чего она признается отечественной. Наше оборудование успешно проходит их и находится во всех необходимых регистрах. А значит, согласно российскому законодательству, оно является отечественным.

Идем на уровень ниже: блоки, из которых состоит оборудование. Какие-то мы сами производим, какие-то покупаем. А есть те, что и покупаем, и производим.

Третий уровень – компоненты и сырье. Большая часть металла у нас российская, часть пластика также делается в России. Подавляющий объем микроэлектроники – зарубежный.

Поэтому, говоря про отечественное или не отечественное, надо четко понимать, о каком из уровней идет речь.

Мы большой объем делаем сами. Главное – сами создаем! Владеем всеми техническими элементами. Как мне видится: если у вас есть компетенции, которые позволяют управлять изделием, создавать серийные модификации – это означает, что вы владеете продуктом.

Что впереди? С каким настроением компания смотрит в будущее и чем может удивить медицинское сообщество в ближайшей перспективе?

Планы большие и серьезные. Могу сказать, что мы работаем на постоянное развитие, чтобы наш новаторский подход, научные и инженерные компетенции помогли стране занять место технологического лидера. А также способствовали тому, чтобы понятие «сделано в России» в медицинской промышленности являлось знаком качества.

У нас есть новые продукты, которые появятся на рынке уже в ближайшее время. Но предлагаю оставить планы за кадром этого интервью. Обсудим, когда все будет реализовано.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика