Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Обеспечение субсидирования | Издательский дом
#

Обеспечение субсидирования

 

Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов

 

Государство продолжает принимать меры, направленные на модернизацию парка региональных воздушных судов и развитие местных воздушных перевозок. С этого года постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила возмещения за счет средств федерального бюджета российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые ими от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок. Данное постановление было разработано во исполнение подпункта «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 сентября 2011 года № Пр-2692 по принятию срочных мер по обеспечению субсидирования, в том числе лизинга гражданских воздушных судов, соответствующих современным требованиям к летной годности, независимо от государства-производителя.

 

Субсидирование лизинга воздушных судов

Анализ парка воздушных судов российских авиакомпаний показывает, что прогнозируемая в ближайшие три года потребность в приобретении или замене устаревшего парка воздушных судов, используемых в настоящее время для региональных и местных авиаперевозок, на более современные иностранные аналоги, в том числе: CRJ 100/200, ATR 42, ATR 72, составляет около 100 единиц. Необходимость замены обусловлена выводом из эксплуатации отечественных типов воздушных судов Ту-134, Як-40, Ан-24 в связи со вступившими в силу с 1 января 2012 года нормативными требованиями по обязательному оснащению воздушных судов системами оповещения об опасном сближении с землей (EGPWS) и опасном сближении воздушных судов в воздухе (TCAS).

Целью данного постановления является создание механизма субсидирования лизинга воздушных судов, получаемых российскими авиакомпаниями по договорам лизинга независимо от страны их производства. В соответствии с указанным механизмом субсидия предоставляется единовременно, ее размер определяется в зависимости от пассажировместимости воздушного судна и количества лет, прошедших с года выпуска воздушного судна. В целях обновления парка российских авиакомпаний за счет современных воздушных судов субсидия предоставляется только в отношении воздушных судов, со дня выпуска которых прошло не более 10 лет. Для обеспечения надлежащего исполнения авиакомпанией своих обязательств по договору о предоставлении субсидии предусмотрено требование о предоставлении авиакомпанией государственной гарантии администрации субъекта Российской Федерации или банковской гарантии российской кредитной организаций на сумму запрашиваемого авиакомпанией размера субсидии.

Размер субсидии определяется в соответствии с отпускной стоимостью воздушных судов предприятий-производителей на новые воздушные суда, а на воздушные суда со вторичного рынка и выпущенные с 2005 по 2010 год – с рыночной стоимостью, указанной в ценовых каталогах (Turbine Aircraft Guide, Avitas и другие) с ежегодным понижающим коэффициентом 0,13 от первоначальной цены.

 

Размер субсидии составляет:

·       30% от отпускной стоимости воздушного судна с количеством посадочных мест от 4 до 20;

·       20% от отпускной стоимости воздушного судна с количеством посадочных мест от 21 до 50;

·       15% от отпускной стоимости воздушного судна с количеством посадочных мест от 51 до 72.

Для оценки потребного объема бюджетных ассигнований приняты вышеуказанные стоимости и потребные количества воздушных судов и следующие параметры:

·     курс доллара США – 30 рублей за 1 доллар;

·     ожидаемое количество гражданских воздушных судов, поступающих в эксплуатацию в российские авиакомпании в 2012 году, – 34, в 2013-м – 39, в 2014-м – 44.

С учетом указанных параметров на субсидирование лизинга гражданских воздушных судов иностранного производства потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в объеме до 1 900 000 тыс. рублей в 2012 году. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на цели предоставления субсидий на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок (04 08 3000204) предусмотрено 1 900 000,0 тыс. рублей. Главным распорядителем средств федерального бюджета по предоставлению указанных субсидий определено Федеральное агентство воздушного транспорта.

 

Льготный тариф

Продолжена работа по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом ежегодно 1,0 млрд рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам указанных субъектов Российской Федерации. Правилами предусматривается, что субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению субсидий авиаперевозчикам, осуществляющим воздушные перевозки пассажиров воздушными судами в салонах экономического класса с 1 апреля по 31 октября включительно по утверждаемому перечню маршрутов межсубъектовых (региональных) перевозок по специальному (льготному) тарифу.

Уровень софинансирования со стороны Российской Федерации определен в размере до 50% (софинансирование РФ – 1,0 млрд рублей, софинансирование субъектов РФ – 1,0 млрд рублей). Субсидия будет предоставляться на основе соглашения между Федеральным агентством воздушного транспорта и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации. (Условием предоставления субсидии является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, включающего субсидию, и наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство, на исполнение которого предоставляется субсидия.) При этом предусмотрено, что по специальному тарифу будет осуществляться перевозка граждан Российской Федерации в возрасте до 23 лет, граждан Российской Федерации – женщин в возрасте свыше 55 лет, граждан Российской Федерации – мужчин в возрасте свыше 60 лет.

В перечень маршрутов включены воздушные линии между пунктами, где отсутствует железнодорожное сообщение. Таких воздушных линий по четырем округам – 81. (Перечень маршрутов из ДФО в европейскую часть страны включает 33 воздушные линии, из Калининградской области – 2 воздушных линии: Калининград – Москва, Калининград – Санкт-Петербург). По расчетам в соответствии с предложенным проектом постановления воспользоваться перевозкой по льготному тарифу сможет более 300,0 тыс. пассажиров. В целом по трем программам субсидирования воздушных перевозок (ДФО, Калининградская область, субъекты РФ) воспользоваться перевозкой по льготному тарифу сможет более 900,0 тыс. пассажиров.

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика