Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Космический транспорт: новые рубежи | Издательский дом
#

Космический транспорт: новые рубежи

 

Генеральный директор ФГУП «ЦЭНКИ» Александр Фадеев

 

Существует множество средств транспортировки грузов. Наряду с традиционными видами транспорта, такими как автомобильный и железнодорожный, речной и морской, следует упомянуть о ракетно-космических транспортных системах.

С момента запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, когда весь мир услышал первый сигнал из космоса, прошло не так уж много лет, и сейчас околоземное пространство довольно плотно заполнено различными видами космических аппаратов. Это спутники связи, спутники дистанционного зондирования Земли, метеорологические спутники и т.д. Все эти космические аппараты были доставлены на околоземную орбиту космическими транспортными системами – ракетами-носителями.

ФГУП «ЦЭНКИ» – ведущее предприятие ракетно-космической промышленности РФ – и для данного вида транспортных систем создает средства подготовки к запуску – наземную космическую инфраструктуру, а также осуществляет ее эксплуатацию.

 

         Программа «Союз» в Гвианском космическом центре»

Грузопоток в космос растет из года в год. Это вызывает необходимость создания новых космических транспортных систем, что в свою очередь требует создания соответствующей наземной инфраструктуры. Одним из ярких примеров нашего движения в этом направлении является создание стартового комплекса знаменитой ракеты-носителя «Союз» в экваториальном космическом центре во французской Гвиане.

 

Программа «Союз» в Гвианском космическом центре» («Союз» в ГКЦ») является программой Европейского космического агентства, реализуемой в соответствии с Резолюцией Совета ЕКА от 27 мая 2003 года по перспективам сектора европейских ракет-носителей до 2010 года и Декларацией от 4 февраля 2004 года по программе «Союз» в ГКЦ».

Одним из основополагающих документов программы является Соглашение между Правительством РФ и Правительством Франции

о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении ракеты-носителя «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре.

Проект «Союз» в ГКЦ» по созданию комплекса запуска ракеты-носителя «Союз» во Французской Гвиане реализуется кооперацией российских и европейских предприятий ракетно-космической промышленности.

 

Основные участники проекта

Российская сторона:

·Федеральное космическое агентство (Роскосмос);

·ФГУП «ЦЭНКИ»;

·ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»;

·НПО имени С.А. Лавочкина.

Европейская сторона:

·Европейское космическое агентство (ЕКА);

·Французское национальное космическое агентство (КНЕС);

·один из крупнейших мировых провайдеров космических пусков АО «Арианэспас»;

·совместное российско-французское акционерное общество «Старсем».

 

Гвианский космический центр (ГКЦ) – европейский космодром, расположенный вблизи города Куру во Французской Гвиане (департамент Франции в Южной Америке). Его расположение около экватора (5о14' северной широты, 52о46' восточной долготы) обеспечивает пятнадцатипроцентное преимущество по полезной нагрузке по сравнению с запусками в восточном направлении с американского космодрома на мысе Канаверал и сорокапроцентное – при запусках с космодрома Байконур. С начала 70-х годов прошлого века ГКЦ используется для запусков космических аппаратов ракетами-носителями семейства «Ариан». Руководство работой ГКЦ осуществляет Французское национальное космическое агентство (КНЕС). При этом космодром финансируется из бюджета Европейского космического агентства(ЕКА), а используется в интересах совместных европейских космических программ. Эксплуатацию космодрома, подготовку и пуски ракет-носителей (РН) осуществляет акционерное общество «Арианэспас», созданное специально для этих целей Европейским космическим агентством, Французским национальным космическим агентством и ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли Европы. 

 Запуски РН «Союз» из Гвианского космического центра позволят значительно увеличить массу выводимого полезного груза по сравнению с действующими стартовыми позициями для этого типа космических ракет.

 Комплекс запуска «Союз» предназначен для обеспечения подготовки и запуска ракеты-носителя «Союз-СТ» с разгонным блоком «Фрегат».

Комплекс запуска «Союз» расположен ~ в 10 кмсевернее комплекса запуска «Ариан» и занимает площадь около 2 кв. км. Кроме того, для подготовки и пусков РН «Союз-СТ» будут привлекаться сооружения и инфраструктура ГКЦ: сооружение S3B (заправка разгонного блока (РБ) «Фрегат», подготовка головного обтекателя РН, сборка космической головной части), наземные измерительные пункты, кислородно-азотный завод, порт и т.п. В соответствии с согласованным распределением работ по проекту российская сторона обеспечила разработку, изготовление и поставку РН «Союз-СТ», наземного технологического оборудования, необходимого для их подготовки и пуска, и компонентов ракетного топлива, а европейская сторона обеспечила создание общетехнических систем комплекса, выполнение всех строительных работ и доработку необходимых объектов инфраструктуры космодрома. 

            В соответствии с Соглашением от 7 ноября 2003 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении ракеты-носителя «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре, право коммерческой эксплуатации и осуществления в ГКЦ деятельности, связанной с запусками РН «Союз-СТ», предоставлено АО «Арианэспас», которое является единым европейским оператором запусков, осуществляемых из ГКЦ. В соответствии с принятыми долгосрочными европейскими космическими программами в ГКЦ предусматривается использовать следующие ракеты-носители: «Ариан-5» (тяжелый класс), «Союз-СТ» (средний класс) и «Вега» (легкий класс). Ракета-носитель «Союз-СТ» – модификация российской трехступенчатой ракеты-носителя «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат» и головным обтекателем, адаптированная к условиям запуска из ГКЦ. 

24 июля 2008 годав ГКЦ прибыла первая группа российских специалистов, которые обеспечили разгрузку судна, транспортировку оборудования на строительную площадку «Союз» в ГКЦ и начало монтажных работ.

8 января 2009 года – прибытие во Французскую Гвиану второй партии наземного технологического оборудования комплекса запуска «Союз».

В июне 2009года во Французскую Гвиану прибыла третья партия наземного технологического оборудования комплекса запуска «Союз».

В апреле 2011года проведена наземная квалификация СК «Союз» с проведением «сухого вывоза».

21 октября 2011 годав 14:34 по московскому времени из Французской Гвианы был осуществлен первый запуск ракеты-носителя «Союз-СТ» с двумя КА «Галилео».

17 декабря 2011 году состоялся второй пуск РН «Союз-СТ» с РБ «Фрегат». На орбиту были выведены космические аппараты «Плеяды/Элиза/SSoT».

Проведение запусков космических аппаратов предполагается осуществлять совместными европейско-российскими пусковыми расчетами, при этом подготовка РН «Союз-СТ» и эксплуатация поставленного российской стороной наземного технологического оборудования будут проводиться российскими специалистами.

Система запуска «Союз» включает:

·РН «Союз-СТ»;

·комплекс запуска «Союз»;

·технический комплекс КГЧ (сооружение S3B);

·измерительный комплекс (существующие измерительные пункты ГКЦ);

·средства транспортирования блоков РН, РБ, КГЧ и компонентов топлива;

·объекты инфраструктуры ГКЦ.

Для подготовки и проведения запусков ракет-носителей семейства «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре создан комплекс запуска «Союз», основными объектами которого являются:

·стартовый комплекс;

·технический комплекс ракеты-носителя «Союз-СТ» и технический комплекс разгонного блока «Фрегат», создаваемые на базе вновь строящегося сооружения монтажно-испытательного корпуса;

·командный пункт, создаваемый на базе вновь строящегося специального защищенного сооружения;

·зарядно-аккумуляторная станция, создаваемая на базе вновь строящегося сооружения рядом с сооружением командного пункта;

·технический комплекс космической головной части и заправочная станция РБ «Фрегат»;

·измерительный комплекс.

 

 Особенности конструкции технологического оборудования обусловлены двумя ключевыми факторами:

·технологией работ с ракетой космического назначения на стартовом и техническом комплексах (отличающейся от работ на Байконуре и Плесецке);

·климатическими условиями работы оборудования (высокая температура и влажность воздуха, выраженный морской климат).

 

 Пусковые операции

 

Стартовые операции ракеты «Союз» во Французской Гвиане позволят объединить современную инфраструктуру с многолетним опытом эксплуатации на космодроме Байконур в Казахстане и космодроме Плесецк в России.

Стандартная пусковая кампания завершается четырехдневными операциями на стартовой площадке, начиная с вывоза трехступенчатого носителя из монтажно-испытательного корпуса и установки на площадке.

Аналогично практике на Байконуре и Плесецке, РН «Союз» доставляется в горизонтальном положении на транспортере-установщике. Расстояние от МИК до стартовой площадки составляет 700 м.

Когда ракета установлена в вертикальное положение, ее соединяют кабелями с системами вентиляции и заправки, что позволяет мобильной башне обслуживания – новому элементу, добавленному специально для миссий из ГКЦ, – занять рабочую позицию.

В тот же день собранная космическая головная часть устанавливается на вертикально стоящий носитель. Этот этап отличается от операций на Байконуре и Плесецке, где космические аппараты устанавливаются на РН «Союз» в монтажно-испытательном корпусе, когда ракета еще находится в горизонтальном положении. Процедура вертикальной интеграции полезных нагрузок используется для всех ракет семейства Ariane.

За три дня до старта проводится репетиция обратного отсчета для трехступенчатой ракеты «Союз», а также подготовка и проверка разгонного блока «Фрегат». Космическая головная часть тоже проходит репетицию обратного отсчета.

За два дня до пуска осуществляется подготовка ракеты к заправке и при необходимости проводятся последние операции с полезной нагрузкой.

Обратный отсчет начинается в стартовый день примерно за 8–10 часов до пуска, а за 4 часа – заправка носителя.

Стандартная миссия РН «Союз» начинается с одновременного зажигания четырех ускорителей первой ступени и центрального блока второй ступени, которые включаются за 20 секунд до старта. После проверки рабочих параметров на промежуточном уровне тяги двигатели набирают 100% тяги и ракета покидает стартовое сооружение.

Отделение первой ступени происходит через 118 секунд после старта, а головной обтекатель сбрасывается в промежутке между 185-й и 225-й секундами полета. Когда активный участок полета второй ступени завершен, она отделяется от третьей ступени – примерно через 288 секунд после запуска. Отделение РБ «Фрегат» осуществляется на 528-й секунде, после чего двигатель разгонного блока включается на 588-й секунде и выводит полезную нагрузку на расчетную орбиту.

Вес полезной нагрузки, которую может выводить в настоящий момент РН «Союз-СТ» с ГКЦ, в 2–2,5 раза выше выводимой с космодрома Байконур РН «Союз-2».

 

 

Перспективные работы предприятия

Помимо «Союза», в ГКЦ есть и другие проекты, над которыми наше предприятие ведет работу. Одним из таких проектов является проект создания в Амурской области российского космодрома Восточный.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2007 года «О космодроме Восточный» в 2008 году были начаты проектно-изыскательские работы. Первоочередными объектами обеспечивающей инфраструктуры должны стать линейные объекты, такие как автомобильные и железные дороги.

Автомобильный транспорт занимает ведущее место в обеспечении транспортного обслуживания населения Амурской области, поэтому проектно-изыскательскими работами предусмотрено сохранение сложившейся структуры основных внешних транспортных сетей района строительства.

Федеральная автомобильная дорога «Амур» Чита – Хабаровск является связующим звеном между Центральной частью России и Дальним Востоком, обеспечивает сообщение Амурской области с Хабаровским краем, Читинской областью и Республикой Саха (Якутия). Наличие федеральной трассы «Амур» существенно облегчит доставку различного рода строительных материалов, оборудования и строительной техники на территорию строительства будущего космодрома Восточный. В настоящее время интенсивность движения по автодороге «Амур» не превышает 1000 приведенных автомобилей в сутки. В перспективе планируется пропуск до 3000 автомобилей в сутки.

Общая протяженность строительства автомобильных дорог различных категорий составит 212 км, а также будут реконструированы 12 кмсуществующих дорог. Строительство новых внутренних дорог и реконструкция старых – это не единственная задача. Также в планах предусмотрено строительство аэродромного комплекса, который будет обеспечивать не только нужды космодрома, но и осуществлять прием и отправку пассажирских самолетов различных категорий. Свяжет аэродром и федеральную трассу «Амур» автомобильная дорога протяженностью 7 км.

Нельзя также забывать о железных дорогах, поскольку железнодорожный транспорт играет ключевую роль не только в доставке строительных материалов, техники и оборудования, но и технологических элементов.

Принимая во внимание то, что составные части и изделия РКП доставляются железнодорожным транспортом, железные дороги крайне необходимы не только для строительства, но и для функционирования космодрома. В рамках проектно-изыскательских работ на территории будущего космодрома планируется построить порядка 124 кмжелезных дорог, 4 станции, а также логистическую инфраструктуру. Примыкание железнодорожной сети космодрома будет осуществлено к Забайкальской железной дороге в районе железнодорожной станции Ледяная.

***

         Таким образом, наше предприятие сегодня, как и за все годы своего существования, остается на острие научно-технического прогресса и играет заметную роль в развитии современных транспортных систем.

 

 

 ФАДЕЕВ Александр Сергеевич – генеральный директор ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры».

В 1968 году окончил Механический техникум Мосгорисполкома, а в 1974 году – Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, кандидат технических наук.

Специальность по образованию – «конструирование и производство электронно-вычислительной аппаратуры».

С 1999 по 2001 год – директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры при Российском космическом агентстве.

С 2001 по 2006 год – директор федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры».

С 2006 года по настоящее время – генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры».

А.С. Фадеев награжден: орденом Почета в 2010 году; орденом Дружбы в 2004 году; Почетной грамотой Правительства Российской Федерации в 2009 году; медалью «300 лет Российскому флоту» в 1996 году, медалью «В память 850-летия Москвы» в 1997 году, орденом Сергия Радонежского III степени в 2006 году; победил в номинации Русского биографического института «Человек года – 2009» в области промышленного развития. 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика