Космический транспорт: новые рубежи
Генеральный директор ФГУП «ЦЭНКИ» Александр Фадеев
Существует множество средств транспортировки грузов. Наряду с традиционными видами транспорта, такими как автомобильный и железнодорожный, речной и морской, следует упомянуть о ракетно-космических транспортных системах. С момента запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, когда весь мир услышал первый сигнал из космоса, прошло не так уж много лет, и сейчас околоземное пространство довольно плотно заполнено различными видами космических аппаратов. Это спутники связи, спутники дистанционного зондирования Земли, метеорологические спутники и т.д. Все эти космические аппараты были доставлены на околоземную орбиту космическими транспортными системами – ракетами-носителями. ФГУП «ЦЭНКИ» – ведущее предприятие ракетно-космической промышленности РФ – и для данного вида транспортных систем создает средства подготовки к запуску – наземную космическую инфраструктуру, а также осуществляет ее эксплуатацию.
Программа «Союз» в Гвианском космическом центре» Грузопоток в космос растет из года в год. Это вызывает необходимость создания новых космических транспортных систем, что в свою очередь требует создания соответствующей наземной инфраструктуры. Одним из ярких примеров нашего движения в этом направлении является создание стартового комплекса знаменитой ракеты-носителя «Союз» в экваториальном космическом центре во французской Гвиане.
Программа «Союз» в Гвианском космическом центре» («Союз» в ГКЦ») является программой Европейского космического агентства, реализуемой в соответствии с Резолюцией Совета ЕКА от 27 мая 2003 года по перспективам сектора европейских ракет-носителей до 2010 года и Декларацией от 4 февраля 2004 года по программе «Союз» в ГКЦ». Одним из основополагающих документов программы является Соглашение между Правительством РФ и Правительством Франции о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении ракеты-носителя «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре. Проект «Союз» в ГКЦ» по созданию комплекса запуска ракеты-носителя «Союз» во Французской Гвиане реализуется кооперацией российских и европейских предприятий ракетно-космической промышленности.
Основные участники проекта Российская сторона: ·Федеральное космическое агентство (Роскосмос); ·ФГУП «ЦЭНКИ»; ·ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»; ·НПО имени С.А. Лавочкина. Европейская сторона: ·Европейское космическое агентство (ЕКА); ·Французское национальное космическое агентство (КНЕС); ·один из крупнейших мировых провайдеров космических пусков АО «Арианэспас»; ·совместное российско-французское акционерное общество «Старсем».
Гвианский космический центр (ГКЦ) – европейский космодром, расположенный вблизи города Куру во Французской Гвиане (департамент Франции в Южной Америке). Его расположение около экватора (5о14' северной широты, 52о46' восточной долготы) обеспечивает пятнадцатипроцентное преимущество по полезной нагрузке по сравнению с запусками в восточном направлении с американского космодрома на мысе Канаверал и сорокапроцентное – при запусках с космодрома Байконур. С начала 70-х годов прошлого века ГКЦ используется для запусков космических аппаратов ракетами-носителями семейства «Ариан». Руководство работой ГКЦ осуществляет Французское национальное космическое агентство (КНЕС). При этом космодром финансируется из бюджета Европейского космического агентства(ЕКА), а используется в интересах совместных европейских космических программ. Эксплуатацию космодрома, подготовку и пуски ракет-носителей (РН) осуществляет акционерное общество «Арианэспас», созданное специально для этих целей Европейским космическим агентством, Французским национальным космическим агентством и ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли Европы. Запуски РН «Союз» из Гвианского космического центра позволят значительно увеличить массу выводимого полезного груза по сравнению с действующими стартовыми позициями для этого типа космических ракет. Комплекс запуска «Союз» предназначен для обеспечения подготовки и запуска ракеты-носителя «Союз-СТ» с разгонным блоком «Фрегат». Комплекс запуска «Союз» расположен ~ в 10 кмсевернее комплекса запуска «Ариан» и занимает площадь около 2 кв. км. Кроме того, для подготовки и пусков РН «Союз-СТ» будут привлекаться сооружения и инфраструктура ГКЦ: сооружение S3B (заправка разгонного блока (РБ) «Фрегат», подготовка головного обтекателя РН, сборка космической головной части), наземные измерительные пункты, кислородно-азотный завод, порт и т.п. В соответствии с согласованным распределением работ по проекту российская сторона обеспечила разработку, изготовление и поставку РН «Союз-СТ», наземного технологического оборудования, необходимого для их подготовки и пуска, и компонентов ракетного топлива, а европейская сторона обеспечила создание общетехнических систем комплекса, выполнение всех строительных работ и доработку необходимых объектов инфраструктуры космодрома. В соответствии с Соглашением от 7 ноября 2003 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении ракеты-носителя «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре, право коммерческой эксплуатации и осуществления в ГКЦ деятельности, связанной с запусками РН «Союз-СТ», предоставлено АО «Арианэспас», которое является единым европейским оператором запусков, осуществляемых из ГКЦ. В соответствии с принятыми долгосрочными европейскими космическими программами в ГКЦ предусматривается использовать следующие ракеты-носители: «Ариан-5» (тяжелый класс), «Союз-СТ» (средний класс) и «Вега» (легкий класс). Ракета-носитель «Союз-СТ» – модификация российской трехступенчатой ракеты-носителя «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат» и головным обтекателем, адаптированная к условиям запуска из ГКЦ. 24 июля 2008 годав ГКЦ прибыла первая группа российских специалистов, которые обеспечили разгрузку судна, транспортировку оборудования на строительную площадку «Союз» в ГКЦ и начало монтажных работ. 8 января 2009 года – прибытие во Французскую Гвиану второй партии наземного технологического оборудования комплекса запуска «Союз». В июне 2009года во Французскую Гвиану прибыла третья партия наземного технологического оборудования комплекса запуска «Союз». В апреле 2011года проведена наземная квалификация СК «Союз» с проведением «сухого вывоза». 21 октября 2011 годав 14:34 по московскому времени из Французской Гвианы был осуществлен первый запуск ракеты-носителя «Союз-СТ» с двумя КА «Галилео». 17 декабря 2011 году состоялся второй пуск РН «Союз-СТ» с РБ «Фрегат». На орбиту были выведены космические аппараты «Плеяды/Элиза/SSoT». Проведение запусков космических аппаратов предполагается осуществлять совместными европейско-российскими пусковыми расчетами, при этом подготовка РН «Союз-СТ» и эксплуатация поставленного российской стороной наземного технологического оборудования будут проводиться российскими специалистами. Система запуска «Союз» включает: ·РН «Союз-СТ»; ·комплекс запуска «Союз»; ·технический комплекс КГЧ (сооружение S3B); ·измерительный комплекс (существующие измерительные пункты ГКЦ); ·средства транспортирования блоков РН, РБ, КГЧ и компонентов топлива; ·объекты инфраструктуры ГКЦ. Для подготовки и проведения запусков ракет-носителей семейства «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре создан комплекс запуска «Союз», основными объектами которого являются: ·стартовый комплекс; ·технический комплекс ракеты-носителя «Союз-СТ» и технический комплекс разгонного блока «Фрегат», создаваемые на базе вновь строящегося сооружения монтажно-испытательного корпуса; ·командный пункт, создаваемый на базе вновь строящегося специального защищенного сооружения; ·зарядно-аккумуляторная станция, создаваемая на базе вновь строящегося сооружения рядом с сооружением командного пункта; ·технический комплекс космической головной части и заправочная станция РБ «Фрегат»; ·измерительный комплекс.
Особенности конструкции технологического оборудования обусловлены двумя ключевыми факторами: ·технологией работ с ракетой космического назначения на стартовом и техническом комплексах (отличающейся от работ на Байконуре и Плесецке); ·климатическими условиями работы оборудования (высокая температура и влажность воздуха, выраженный морской климат).
Пусковые операции
Стартовые операции ракеты «Союз» во Французской Гвиане позволят объединить современную инфраструктуру с многолетним опытом эксплуатации на космодроме Байконур в Казахстане и космодроме Плесецк в России. Стандартная пусковая кампания завершается четырехдневными операциями на стартовой площадке, начиная с вывоза трехступенчатого носителя из монтажно-испытательного корпуса и установки на площадке. Аналогично практике на Байконуре и Плесецке, РН «Союз» доставляется в горизонтальном положении на транспортере-установщике. Расстояние от МИК до стартовой площадки составляет 700 м. Когда ракета установлена в вертикальное положение, ее соединяют кабелями с системами вентиляции и заправки, что позволяет мобильной башне обслуживания – новому элементу, добавленному специально для миссий из ГКЦ, – занять рабочую позицию. В тот же день собранная космическая головная часть устанавливается на вертикально стоящий носитель. Этот этап отличается от операций на Байконуре и Плесецке, где космические аппараты устанавливаются на РН «Союз» в монтажно-испытательном корпусе, когда ракета еще находится в горизонтальном положении. Процедура вертикальной интеграции полезных нагрузок используется для всех ракет семейства Ariane. За три дня до старта проводится репетиция обратного отсчета для трехступенчатой ракеты «Союз», а также подготовка и проверка разгонного блока «Фрегат». Космическая головная часть тоже проходит репетицию обратного отсчета. За два дня до пуска осуществляется подготовка ракеты к заправке и при необходимости проводятся последние операции с полезной нагрузкой. Обратный отсчет начинается в стартовый день примерно за 8–10 часов до пуска, а за 4 часа – заправка носителя. Стандартная миссия РН «Союз» начинается с одновременного зажигания четырех ускорителей первой ступени и центрального блока второй ступени, которые включаются за 20 секунд до старта. После проверки рабочих параметров на промежуточном уровне тяги двигатели набирают 100% тяги и ракета покидает стартовое сооружение. Отделение первой ступени происходит через 118 секунд после старта, а головной обтекатель сбрасывается в промежутке между 185-й и 225-й секундами полета. Когда активный участок полета второй ступени завершен, она отделяется от третьей ступени – примерно через 288 секунд после запуска. Отделение РБ «Фрегат» осуществляется на 528-й секунде, после чего двигатель разгонного блока включается на 588-й секунде и выводит полезную нагрузку на расчетную орбиту. Вес полезной нагрузки, которую может выводить в настоящий момент РН «Союз-СТ» с ГКЦ, в 2–2,5 раза выше выводимой с космодрома Байконур РН «Союз-2».
Перспективные работы предприятия Помимо «Союза», в ГКЦ есть и другие проекты, над которыми наше предприятие ведет работу. Одним из таких проектов является проект создания в Амурской области российского космодрома Восточный. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2007 года «О космодроме Восточный» в 2008 году были начаты проектно-изыскательские работы. Первоочередными объектами обеспечивающей инфраструктуры должны стать линейные объекты, такие как автомобильные и железные дороги. Автомобильный транспорт занимает ведущее место в обеспечении транспортного обслуживания населения Амурской области, поэтому проектно-изыскательскими работами предусмотрено сохранение сложившейся структуры основных внешних транспортных сетей района строительства. Федеральная автомобильная дорога «Амур» Чита – Хабаровск является связующим звеном между Центральной частью России и Дальним Востоком, обеспечивает сообщение Амурской области с Хабаровским краем, Читинской областью и Республикой Саха (Якутия). Наличие федеральной трассы «Амур» существенно облегчит доставку различного рода строительных материалов, оборудования и строительной техники на территорию строительства будущего космодрома Восточный. В настоящее время интенсивность движения по автодороге «Амур» не превышает 1000 приведенных автомобилей в сутки. В перспективе планируется пропуск до 3000 автомобилей в сутки. Общая протяженность строительства автомобильных дорог различных категорий составит 212 км, а также будут реконструированы 12 кмсуществующих дорог. Строительство новых внутренних дорог и реконструкция старых – это не единственная задача. Также в планах предусмотрено строительство аэродромного комплекса, который будет обеспечивать не только нужды космодрома, но и осуществлять прием и отправку пассажирских самолетов различных категорий. Свяжет аэродром и федеральную трассу «Амур» автомобильная дорога протяженностью 7 км. Нельзя также забывать о железных дорогах, поскольку железнодорожный транспорт играет ключевую роль не только в доставке строительных материалов, техники и оборудования, но и технологических элементов. Принимая во внимание то, что составные части и изделия РКП доставляются железнодорожным транспортом, железные дороги крайне необходимы не только для строительства, но и для функционирования космодрома. В рамках проектно-изыскательских работ на территории будущего космодрома планируется построить порядка 124 кмжелезных дорог, 4 станции, а также логистическую инфраструктуру. Примыкание железнодорожной сети космодрома будет осуществлено к Забайкальской железной дороге в районе железнодорожной станции Ледяная. *** Таким образом, наше предприятие сегодня, как и за все годы своего существования, остается на острие научно-технического прогресса и играет заметную роль в развитии современных транспортных систем.
ФАДЕЕВ Александр Сергеевич – генеральный директор ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры». В 1968 году окончил Механический техникум Мосгорисполкома, а в 1974 году – Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, кандидат технических наук. Специальность по образованию – «конструирование и производство электронно-вычислительной аппаратуры». С 1999 по 2001 год – директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры при Российском космическом агентстве. С 2001 по 2006 год – директор федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры». С 2006 года по настоящее время – генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры». А.С. Фадеев награжден: орденом Почета в 2010 году; орденом Дружбы в 2004 году; Почетной грамотой Правительства Российской Федерации в 2009 году; медалью «300 лет Российскому флоту» в 1996 году, медалью «В память 850-летия Москвы» в 1997 году, орденом Сергия Радонежского III степени в 2006 году; победил в номинации Русского биографического института «Человек года – 2009» в области промышленного развития. |
|
|