Стратегия совершенства подготовки кадров
Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, а основной задачей – приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Директор ФГОБУ СПО «Борисоглебский дорожный техникум» Надежда Глотова
Выполнение государственной задачи строительства дорог РФ выдвигает требования дальнейшего совершенствования подготовки и переподготовки кадров, занятых в этой отрасли. Как отметил на встрече с руководителями Союза транспортников России в июне 2011 года Премьер-министр РФ Владимир ВладимировичПутин, транспортная отрасль относится к государствообразующей сфере и от нее напрямую зависят жизнеспособность и жизнедеятельность государства. Специалисты обязаны иметь высокий уровень профессиональных знаний, использовать в своей работе инновационные достижения науки и техники. Сегодня средний возраст работников отрасли достаточно высокий, поэтому дорожно-строительные организации в лице работодателей предлагают большие перспективы профессионального роста для выпускников автодорожных ссузов. Таким образом, перед нашим учебным заведением поставлена главная цель: подготовка специалистов нового поколения, способных строить дороги с применением инновационных технологий. Современные тенденции развития техники и технологий свидетельствуют о широкомасштабном внедрении новейших научных разработок в производство, следствием чего является быстрое моральное старение техники и замена ее на более экономичное, экологически безопасное и высокотехнологическое оборудование. Только квалифицированный специалист со знанием научных основ технологических процессов, особенностей конструкций и функционирования современных машин призван обеспечить его технически грамотную эксплуатацию. Всё это усиливает внимание к проблемам развития технического мышления студентов в системе профессионального образования. Учебный процесс, построенный на опережающем (прогностическом) характере формирования содержания, требует новой креативной педагогической технологии, нацеленной на развитие творческого потенциала личности, формирования научного мировоззрения, основанного на системном мышлении и учебно-исследовательской деятельности. Такой стиль мышления и деятельности может быть выработан только на базе целостной оценки учебного материала и практической деятельности обучаемых. А это требует от преподавателей владения методологией науки, современной педагогической технологией, осуществления учебного процесса с соблюдением как традиционного, так и новых дидактических принципов (современность, жизненность, логическая стройность, структурированность) осуществления многофакторного подхода к усвоению учебного материала, перенесения акцента с технической стороны учебного процесса на развитие личности. Основой подготовки будущих специалистов в техникуме в связи с переходом с 1 сентября 2011 года на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения становится компетентностный подход, который предполагает не просто трансляцию знаний педагогами, а развитие у студентов определенных компетенций, необходимых для формирования профессиональной компетентности выпускника нашего учебного заведения. Ежегодно педагогический коллектив техникума стремится к преодолению очередной ступени своего профессионального мастерства: на августовском педсовете ставит перед собой педагогическую проблему и работает над ней в течение учебного года. В 2011–2012 уч. году была обозначена педпроблема: «Внедрение стандартов нового поколения в учебный процесс – основное условие успешного формирования профессиональных качеств будущего специалиста»,которая становится актуальной, ведь в связи с модернизацией общества работодатели начинают предъявлять жесткие требования к выпускнику, а это не только владение знаниями и умениями в своей профессии, но и компетентность в реализации их в практической деятельности, а в дальнейшем – самостоятельное пополнение багажа знаний с учетом творческого подхода – так называемой генерации идей. Борисоглебский дорожный техникум – известная кузница производственных кадров для дорожной отрасли, причем единственный в Черноземье. Современный и конкурентоспособный специалист – вот главный критерий профессионального образования в условиях рыночной экономики, и потому техникум дает студентам не только качественные знания, но и организует базу прохождения практик, наполняет «портфель» реальными дипломными проектами, которые могут быть реализованы в будущей работе выпускников. Очень важно, чтобы уже с третьего курса каждый студент знал с определенной долей достоверности, где и кем он будет работать. Еще будучи студентами четвертого курса, многие из них проходят производственную практикув таких организациях, как: - ФКУ «Черноземуправтодор»; - ОАО «Воронежавтодор»; - ОАО «Волгоградавтодор»; - ООО «Автодор ККБ» (г. Звенигород, Московская область); - ООО «Ремдорстрой» (г. Апрелевка, Московская область); - ЗАО «Трансресурс» (г. Москва); - ООО «Бас-Профи» (г. Москва) и других, а завтра они пополнят кадры дорожников уже в качестве молодых специалистов, причемпредставители дорожных организаций лично приглашают выпускников на работу после защиты дипломных проектов. У нас отлажена работа с социальными партнерами, которая ведется по следующим направлениям: - мониторинг качества подготовки специалистов; - участие работодателей в работе Государственной аттестационной комиссии при проведении ИГА; - организация производственной практики и распределение выпускников. В техникуме создана служба содействия трудоустройствувыпускников.Работа по трудоустройству выпускников начинается еще на стадии направления студента на практику по профилю специальности. Наше учебное заведение является связующим звеном в сотрудничестве с работодателями «дорожного потенциала» всей страны. Такая взаимосвязь «техникум – работодатель» обеспечивает высокое качество подготовки будущих специалистов. Собран банк данных предприятий и организаций дорожной отрасли. Заключены договора с такими ведущими дорожными управлениями, как: - Управление автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области «Воронежавтодор»; - Федеральное казенное учреждение Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства; - Управление автомобильных дорог Московской области «Мосавтодор»; - Государственное унитарное предприятие Московской области «Московский областной дорожный центр». С 2011 года Министерство образования и науки Российской Федерации и Московская финансово-промышленная академия проводят профессионально-ориентационные тестирования среди выпускников СПО с целью набора на программу «Кадровыйрезерв» – профессиональная команда страны»Всероссийской партии «Единая Россия». Наш техникум представил необходимую информацию о студентах, имеющих активную жизненную позицию, с целью отбора и дальнейшего обучения по программе «Кадровый резерв». Модель «компетентный преподаватель – компетентный выпускник – компетентный специалист»является реальной в нашей деятельности. Давайте проследим вместе с вами интерпретацию такой модели. Компетентный преподаватель Вырос профессионализм преподавательского состава техникума. Высшую квалификационную категорию имеют 22 (40%) преподавателя, из них стали кандидатами технических наук – 2, экономических наук – 1, получили звание заслуженного учителя Российской Федерации – 1, почетного работника СПО РФ – 10. Ежегодно преподаватели участвуют в научно-практических конференциях, проводимых вузами региона, с опубликованием статей в сборниках, а также в заочных конференциях родственных ссузов России (г. Екатеринбург). Причем темы статей, такие как «Погружение – значимая педагогическая технология в образовательном процессе СПО»; «Результаты учебно-исследовательской деятельности студентов по обеспечению надежности мостов»; «Интерактивные технологии в профессиональной деятельности преподавателя СПО» и т.д., находят свое отражение не только в педагогической, но и в исследовательской деятельности преподавательского состава. Компетентный выпускник – Команда дорожного техникума – победитель Всероссийской олимпиады по специальности «строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» (2009 год, г. Екатеринбург); – техникум – победитель Vгородского конкурса идей и социальных проектов по реализации молодежной политики на территории городского округа Воронежской области (2010 год, г. Воронеж); – студент техникума Климов Михаил – призер (диплом II степени) Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» (2011 год, г. Москва); – команда техникума «Мастер и эрудиты» удостоена награды за достижение высоких результатов в XМеждународной интернет-олимпиаде среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты – 2011» (2011 год, г. Москва). В техникуме действует программа непрерывного образования «школа – техникум – вуз», и выпускники имеют возможность на базе техникума продолжить учебу в Центре дистанционного обучения от Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, в котором одновременно обучается 700 студентов по следующим специальностям: – автомобильные дороги и аэродромы; – подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование; – промышленное и гражданское строительство; – экспертиза и управление недвижимостью; – экономика и управление на предприятии (строительство). Компетентный специалист – Выпущено более 15 000 специалистов; – востребованность – 100%; – получен сертификат СМК (системы менеджмента качества) на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001-2008, что позволит выпускникам быть востребованными на рынке труда международного уровня (2010 год); – техникум неоднократно признан победителем конкурса «Дороги России», проводимого Российской ассоциацией дорожных организаций АСПОР», в номинации «Лучшее учебное заведение по подготовке кадров для дорожной отрасли» (2005, 2008, 2011 годы, г. Москва). Все наши достижения мотивируют на дальнейшие планы и перспективы, а это прежде всего: – участие в региональных, федеральных и международных программах; – развитие международного сотрудничества; – формирование и разработка проектов опережающего образования; – согласование профильной структуры подготовки специалистов среднего звена с динамикой высшего уровня профессионального образования; – развертывание дополнительного образования специалистов в краткосрочных целевых программах; – обобщение передового педагогического опыта; – выход на региональные и федеральные центры занятости населения, что позволяет дальнейшее развитие многопрофильности и многопрофессиональности учебного заведения как основы расширения спектра образовательных услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей рынка труда. Борисоглебский дорожный техникум осуществляет профессиональную подготовку по программам: - водитель автомобиля категорий В, С; - тракторист категорий В, С, D, Е; - водитель погрузчика; - машинист автогрейдера; - машинист бульдозера; - машинист катка самоходного с гладкими вальцами; - машинист экскаватора одноковшового; - машинист маркировочной машины для разметки автомобильных дорог; - машинист укладчика асфальтобетона. Кроме того, учитывая объемы финансирования мероприятий подпрограммы «Автомобильные дороги» на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги М-4 «Дон» – от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, которые увеличиваются начиная с 2012–2015 годов по нарастающему принципу, а именно: 2012 год – 90 760 млн рублей, 2013 год – 143 485 млн рублей, 2014 год – 177 872 млн рублей, 2015 год – 187 659 млн рублей, можно прогнозировать, что для выполнения этой серьезной государственной программы необходимо большое количество высококвалифицированных специалистов, прежде всего среднего звена, по направлениям, которые готовит Борисоглебский дорожный техникум.
|
|
|