Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспортное образование. Вызовы XXI века | Издательский дом
#

Транспортное образование. Вызовы XXI века

 

Директор АЦ АИОР: д.т.н., профессор Сибирского государственного  университета путей сообщения  Сергей Герасимов 

 

Стратегия формирования контингента университета путей сообщения

 

Если посмотреть на нашу Землю из космоса ночью, то видно, что с сияющими (в буквальном смысле) центрами мировой цивилизации Россию соединяют европейские железные дороги и Транссиб, вдоль которого узкой полосой тянется заселенная и промышленно развитая территория Российской Азии. Все остальное от Урала до Чукотки – визуально «черная дыра», малозаселенные территории площадью свыше 10 млн кв. км, с экстремальными природно-климатическими условиями и практически отсутствующей инфраструктурой.

Оживление экономики, развитие промышленности возможно только при наличии добротных транспортных связей – путей сообщения, своеобразных «артерий жизни». В настоящее время в России подготовка специалистов по строительству и эксплуатации железных дорог, мостов, тоннелей, объектов по производству транспортной техники, эксплуатации линий электропередач, связи, водоснабжения, вычислительных систем сосредоточена в вузах Росжелдора. Эти вузы располагаются в следующих городах: Москва (2), Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск. География потенциальных абитуриентов – практически вся Россия.

Одной из важнейших нетехнических квалификаций «идеального» инженера является мобильность в работе, т.е. готовность инженера путей сообщения периодически менять место своей работы, переезжая порой за сотни километров для приобретения на новом месте новых знаний, навыков. При работе с будущими студентами акцент на такие требования профессиональной деятельности чрезвычайно важен.

СГУПС, проводя формирование будущего контингента первокурсников, создал систему довузовского образования (СДО), включающую:

·        профильные классы на базе школ Новосибирска;

·        центры довузовской подготовки на базе опорных школ отделений Западно-Сибирской железной дороги от Омска до Новокузнецка;

·        центр довузовского образования СГУПС на базе школы № 100 Новосибирска.

В год через такую систему проходит около 1,4 тыс. учащихся, и на 60% целевой набор в университет формируется из выпускников СДО.

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться университету при формировании своего контингента:

·        Низкий уровень знаний по физике, зависящий от квалификации учителей, слабой лабораторной базы; для инженерного вуза отрицательным фактом является то, что физика не входит в перечень обязательных предметов на выпускных школьных ЕГЭ.

·        Уровень математической подготовки школьников стабилизировался на среднем уровне, но не растет.

·        В школах делается больший упор на запоминание, а не развитие творческого подхода.

·        Школьники недостаточно читают, мало анализируют, у них недостаточно развито воображение, но зато много времени готовы проводить за компьютером и у экрана телевизора.

·        У школьников при общении с Интернетом возникает иллюзия, что «можно взять готовое и работать не надо».

Отсутствие среди абитуриентов значимого количества иностранных студентов можно объяснить несколькими причинами:

·        Отсутствие государственной политики в области экспорта образовательных услуг, что подвигает вузы только на прямые контакты с заинтересованными зарубежными абитуриентами. В СГУПСе по таким контрактам из дальнего зарубежья обучались студенты из КНДР, Республики Корея, Японии, Китая.

·        При высокой удовлетворенности качеством российского образования (40% опрошенных) и невысокой стоимости обучения (80% опрошенных) лишь немногие отмечают «престижность российского диплома за рубежом».

В середине прошлого века в СГУПС приезжали поступать люди из разных социальных слоев со всего СССР (привлекало бесплатное питание, обмундирование, высокое денежное довольствие), сегодня портрет нашего абитуриента видится таким:

·        Много детей из семей железнодорожников, что имеет как плюсы, так и минусы.

·        Мало выходцев из семей, родители которых заняты в сельском хозяйстве.

·        Многие родители абитуриентов имеют высшее образование во втором или третьем поколении, что позволяет говорить о воспроизводстве технической интеллигенции.

·        Возрастает доля тех абитуриентов, родители которых заняты в частном секторе экономики.

·        Значительно сузилась география проживания поступающих (Азиатская Россия и Казахстан).

·        Несмотря на то что вуз государственный, возросла доля обучающихся на платной основе.

Интересно отметить мотивы, ценностные ориентации молодежи, приходящей в университет путей сообщения, которые мы не имеем права игнорировать и обязаны в той или иной мере удовлетворять:

·        добиться успеха в жизни;

·        продолжить семейные традиции;

·        материальная обеспеченность;

·        стать высокообразованным, культурным человеком;

·        иметь профессию;

·        достижение соответствующего социального статуса.

Радует то, что лишь незначительная часть будущих выпускников желает найти место работы за рубежом.

Среди других технических вузов региона абитуриенты СГУПС выбирают по следующим причинам:

·        качество образования;

·        сильный состав ППС;

·        хорошие возможности развития личности.

Как не бывает двух одинаковых людей, личностей, так не бывает одинаковых школ, которые оканчивает наша молодежь, – происходит значительная дифференциация абитуриентов. Если выпускники спецшкол (элитные гимназии, лицеи, школы с частично оплачиваемыми услугами) демонстрируют на начальном этапе студенческой жизни приличную подготовку, то выпускники обычных средних школ, как правило, уступают им в этом. За последние годы средняя школа претерпела значительную трансформацию. Это выражается не только в возрождении типов школ, существовавших в дореволюционной России. Образование как социальный институт перестало быть ценностно ориентированным. Идеологическое воспитание подрастающего поколения уже не является основной задачей школы. Вместе с тем школа сохранила за собой функцию транслятора знаний, причем предметно ориентированная компонента образования является сегодня превалирующей. По всей видимости, наша задача на стадии формирования контингента заключается в поиске людей, потенциальные возможности которых необходимо сначала рассмотреть, а затем развить. Учить надо талантливых.

 

Сравнительный анализ европейской и российской схем поддержки образования

Рамочная программа Европейского сотрудничества в области образования (ET 2020) и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» играют важную роль в развитии образования.

Традиционные существующие вызовы – глобализация, демографическая ситуация и поворот к экономике знаний, так же как более новые – миграция, устойчивое развитие – в значительной степени связаны с экономическими, социальными и финансовыми кризисами и требуют пристального внимания. Это особенно важно в существующей непростой экономической ситуации, когда эффективные образовательные инвестиции должны быть поддержаны и усилены, чтобы решать как сегодняшние проблемы, так и делать задел на будущее процветание и рост.

Работодатели требуют высококвалифицированных специалистов в области техники и технологии для своих компаний, но выполнить эти требования зачастую очень непросто. Многие из них подчеркивают, что профессиональное образование должно быть более отзывчивым к потребностям рынка труда, чтобы достигнуть лучшего соотношения спроса и предложения.

 

1.     Европейский союз

Стратегические цели (СЦ) на период 2011–2020 годов:

·          СЦ 1: Сделать обучение в течение всей жизни и мобильность населения реальностью.

·          СЦ 2:Улучшение качества и эффективности образования.

·          СЦ3: Содействие равноправию, социальной сплоченности и активности гражданского общества.

·          СЦ 4:Усиление творческого потенциала и инноваций, включая предпринимательство, на всех уровнях образования.

 

2.     Российская Федерация

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, в том числе – формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций.

Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, в том числе:

·        обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

·        создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе:

– создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

– формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования:

К 2012 году:

·        ужесточение лицензионных и аккредитационных требований к учреждениям и программам высшего профессионального образования;

·        становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;

·        переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульных принципов построения образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании;

·        создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений.

К 2020 году:

·        создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

·        аккредитация не менее 15% программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации.

 

3.     ENAEE

European Network for Accreditation of Engineering Education (ENAEE) – Европейская сеть для аккредитации инженерных образовательных программ, основанная в феврале 2006 года 14 организациями как международная некоммерческая ассоциация. ENAEE – сеть заинтересованных представителей от всех областей техники и технологии, обеспечивающая европейскую аккредитацию инженерных образовательных программ и функционирование системы EUR-ACE. Система имеет зарегистрированный знак качества EUR-ACE®, и авторизованные национальные агентства (сегодня их шесть) уполномочены присуждать этот знак аккредитованным образовательным программам. Аккредитация инженерных образовательных программ как первый шаг в профессию инженера является мощным инструментом для укрепления как академического образования, так и рынка труда. На сегодняшний день критерии и процедуры EUR-ACE® в наибольшей степени отвечают вызовам, перед которыми стоит большая Европа. В нашей стране международной общественно-профессиональной аккредитацией занимается Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России (АЦ АИОР). На сегодняшний день из 29 групп специальностей ВПО в России к инженерным можно отнести 17. Из них 13 групп в 32 вузах имеют аккредитацию в АИОР (см. таблицу). На начало 2012 года таких образовательных программ насчитывается 182. 

 

 

Наибольшую заинтересованность в международной аккредитации образовательных программ проявляют вузы, выпускники которых работают в организациях, выполняющих заказы не только у нас в стране, но и за ее пределами. Это нефтегазовый кластер. Транспортный кластер – системообразующий для России. В нем должны работать сертифицированные профессиональные инженеры, окончившие аккредитованные по жестким международным меркам образовательные программы. Не в этом ли задача транспортного образования?

 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика