Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Проекты, ориентированные на конечный результат | Издательский дом

Проекты, ориентированные на конечный результат

 

Директор ГБОУ КАТ № 9, кандидат педагогических наук Александр Шишлов 

 

Новая организационно-правовая форма – автономное учреждение.

Принятая в 2012 году государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 годы) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» обозначила основные направления развития столичного образования (в том числе и профессионального). Программа поставила перед образовательными учреждениями целый ряд важных задач. 
Ключевыми приоритетами государственной политики города Москвы в сфере модернизации системы начального и среднего профессионального образования являются: ориентация программ начального и среднего профессионального образования на требования рынка труда, перспективы развития экономики города Москвы; повышение привлекательности программ профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования для выпускников общеобразовательных учреждений; повышение эффективности взаимодействия государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с работодателями; совершенствование организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы начального и среднего профессионального образования города Москвы для повышения эффективности деятельности, увеличения инвестиционной привлекательности; обеспечение эффективной социализации учащейся молодежи города Москвы; вовлечение государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в программы профориентации учащихся и воспитанников образовательных учреждений.
Колледж автомобильного транспорта № 9 активно включился в реализацию данной программы по всем приоритетным направлениям и одним из первых в городе Москве в 2012 году будет переходить на новую организационно-правовую форму – автономное учреждение. Целесообразность этого шага руководство учебного заведения видит в повышении экономической мобильности учебного заведения для решения задачи по повышению качества оказываемых услуг, в получении финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельности. 
 
Создание автономного учреждения приведет:
– для потенциальных потребителей услуг колледжа: 
1) к улучшению качества и доступности предоставляемых услуг за счет повышения конкурентоспособности образовательного учреждения;
 2) к возможности быстрого реагирования на изменение спроса потребителей; 
3) к расширению состава оказываемых услуг путем внедрения инновационных образовательных программ совместно с работодателями;
– для работников колледжа: 
1) к увеличению уровня оплаты труда за счет развития наработанных механизмов получения внебюджетных доходов и привлечения дополнительных финансовых источников (грантовые, спонсорские и другие средства);
 2) к повышению персональной ответственности работников за свою деятельность и за конечный результат; 
3) к повышению мотивации трудового коллектива через создание оптимальных условий труда и оплаты для сотрудников; 
– для городского бюджета:
 1) к снятию излишней нагрузки на городской бюджет путем увеличения налоговых доходов бюджета;
 2) к увеличению доходной части бюджета через развитие активной предпринимательской деятельности АУ;
 3) к оптимизации расходов бюджета города на оказание социальных услуг в области образования.
 
 
НАШИ ПРИОРИТЕТЫ
Приоритет обучения в колледже – подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных экономикой г. Москвы и области, внедрение новых образовательных технологий, применение для обучения только современного оборудования и технологий, практическая ориентированность и индивидуализация обучения.
Подготовка специалистов должна вестись с учетом реальных потребностей экономики. Поэтому основная задача колледжа – обеспечение высокого качества подготовки специалистов с ориентиром на потребности конкретных работодателей и экономики в целом. 
Одной из главных задач колледжа в настоящее время является повышение качества и доступности образовательных услуг, предоставляемых населению.
Повышение качества предоставляемых образовательных и иных услуг может быть обусловлено следующими основными обстоятельствами: 
1) введение ФГОС третьего поколения предъявляет повышенные требования к условиям предоставления и реализации образовательных услуг по каждой профессии или специальности, следовательно, необходимость соответствовать им неизбежна;
2) при формировании государственного задания образовательному учреждению устанавливаются требуемые показатели качества, которые должны быть соблюдены в обязательном порядке при оказании государственных услуг, что также стимулирует к созданию и развитию конкурентных преимуществ колледжа;
3) на сегодняшний день в городе Москве существует целый ряд родственных или близкопрофильных колледжей, соответственно, для получения государственного задания образовательному учреждению необходимо доказать свои конкурентные преимущества по сравнению с такими же учреждениями;
4) повышение уровня оплаты труда в автономном учреждении позволит привлечь высококвалифицированных специалистов для оказания услуг, что обусловит повышение качества услуг и создаст дополнительное конкурентное преимущество. 
Повышение доступности предоставляемых услуг населению возможно за счет:
1) расширения географии предоставляемых услуг: увеличения контингента обучающихся, в том числе привлечения в качестве обучающихся жителей других районов города Москвы за счет применения дистанционных программ общеобразовательной и профессиональной подготовки; привлечения не задействованных ранее слоев населения: уволенных в запас офицеров, профессиональной подготовки и переподготовки военнослужащих и других безработных граждан. Многолетний опыт работы колледжа по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для крупнейших предприятий автотранспортной отрасли, а также высококвалифицированные педагогические кадры гарантируют высокое качество подготовки студентов за счет их активного включения в реальную производственную деятельность в ходе проведения практических занятий, обеспечивающих достаточный для освоения профессии объем практических навыков; 
2) повышения уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса ориентировочно на 30% (внедрение современных инновационных и информационных технологий и методик по каждой профессии и специальности, по которым проходит подготовка в колледже) за счет внебюджетных доходов колледжа и дополнительных источников – средств работодателей (путем, например, создания совместных учебных центров с работодателями, реализации совместных профессиональных образовательных программ);
3) увеличения доступности образовательных программ через стимуляцию к освоению сотрудниками инновационных подходов в сфере образования, что позволит улучшить и качество предоставляемых услуг (необходимость соответствовать высоким требованиям ФГОС третьего поколения), и количество потенциальных потребителей образовательных и иных услуг (создание конкурентоспособной среды), и привлечь высококвалифицированных специалистов, владеющих современными инновационными технологиями и методиками; 
4) взаимодействия с субъектами городской инфраструктуры и рынка труда (развитие сотрудничества с социальными партнерами – создание совместных профессиональных образовательных программ и организация высокотехнологичных образовательных производств с участием работодателей ГУП «Мосавтотранс», ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», ООО «Бас Восток», ЗАО «Вольво Восток», БМВ «Русланд Трейдинг» и др.)
 
 
Обновление материально-технической базы
Работа колледжа строится в соответствии с городскими целевыми программами. Разработаны инновационные проекты, которые позволили обновить учебно-материальную базу развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве. До 2010 года – это была программа «Рабочие кадры». В рамках этой программы финансирование колледжа составило более 240 млн рублей. На эти средства были созданы новейшие лаборатории по организации автомобильных перевозок, подготовке специалистов по обслуживанию систем автомобиля, приобретено оборудование для подготовки специалистов по ремонту автоматических коробок передач, модернизировано оборудование пяти мастерских, в которых установлено современное оборудование для подготовки специалистов по диагностическим, кузовным и малярным работам. Важным катализатором изменений в колледже, а также импульсом установления взаимодействия с работодателями стал национальный проект «Образование». Победа колледжа в этом проекте в 2009 году позволила дополнительно приобрести оборудование на 60 млн рублей.
 
 
Спрос на молодых специалистов – трудоустройство выпускников колледжа 
Важный момент для колледжа – развитие социального партнерства. Сотрудничество с социальными партнерами позволяет обеспечить определение требований профессионального стандарта и формирование ключевых компетенций для выпускников, их трудоустройства. Колледж имеет многолетний опыт работы по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для крупнейших предприятий автотранспортной отрасли ГУП «Мосавтотранс», Автокомбинат № 1, Управление механизации № 37, ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», ООО «Бас Восток», ЗАО «Вольво Восток», ОАО «Шереметьево Карго», БМВ «Русланд Трейдинг» и др.
 Выпускники имеют широкий выбор возможностей трудоустройства по специальности.
 
Перспективы и задачи на будущее
Перспективу и стратегию развития колледжа на 2011–2014 годы руководство учебного заведения видит в миссии по формированию совместно с бизнесом и органами государственной власти конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям мировых стандартов. Механизм развития предполагается реализовать через систему программ и проектов, а именно: 
1. Внедрение инновационных технологий с целью повышения качества подготовки рабочих кадров. На базе учебного заведения разрабатываются основные образовательные программы по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и профессии 190631.1 «Автомеханик» в соответствии с новыми ФГОС. Разработаны базисные учебные планы и программы для модулей и дисциплин профессионального цикла. Эти программы будут реализованы в сотрудничестве с социальными партнерами и соответствующими учебными заведениями. Учебное заведение будет играть активную роль в повышении квалификации и переподготовке специалистов, в обучении их недостающим техническим и управленческим навыкам. Колледж внедрит новую модель практико-ориентированного обучения с учетом увеличения объема практического обучения на предприятиях, разработает новую систему управления качеством образовательного процесса (данная система будет использоваться для его мониторинга, внедрения рейтинговой оценки знаний и оценки компетенции), проведет аудит основных образовательных программ с выдачей сертификатов на учебные планы и модели преподавания. В учебные планы будут включены модули и компетенции, направленные на развитие деловых и коммуникативных навыков, такие модули будут видоизменяться в зависимости от конкретной программы. 
2. Развитие научной и инновационной деятельности. Внедрение современных достижений науки в образовательный процесс является важнейшим компонентом общей стратегии колледжа, который будет способствовать развитию инноваций в колледже и регионе в целом. Широкий спектр новых технологий позволит колледжу оказывать услуги в рамках программ непрерывного обучения, подготовки и переподготовки кадров для предприятий г. Москвы. 
3. Взаимодействие социального партнерства. В целях укрепления своих позиций и повышения качества предоставляемых образовательных услуг колледж установит партнерские взаимоотношения с тремя основными категориями партнеров: предприятиями, вузами, общеобразовательными школами. Создание и расширение партнерских связей между колледжем и предприятиями откроет новые источники финансирования, которые могут быть использованы для дальнейшего использования инновационных технологий, что даст возможность постоянно развивать достигнутый успех.
 4. Ресурсное обеспечение развития. Колледж активно проводит модернизацию научно-технической базы, т.к. только в этом случае могут осуществляться технологические нововведения и использоваться новые образовательные методы: дистанционное обучение, электронные образовательные программы, обучение через Интернет и т.д. 
5. Кадровое обеспечение деятельности и социально-экономическая поддержка студентов и работников. В учебном заведении будет полностью пересмотрена кадровая политика согласно новой системе аттестации педагогических работников, новая система оплаты труда, разработанная система поддержки обучающихся и студентов. В колледже будет создан отдел обучения руководящих кадров. В нем будут работать высокопрофессиональные эксперты, которые будут тесно взаимодействовать с представителями институтов и предприятий в целях реализации программ обучения на постоянной основе. 
6. Совершенствование системы воспитательной работы по формированию личности будущего специалиста. Управление системой воспитательной деятельности будет осуществляться посредствам трех процессов: управления, соуправления и самоуправления. Формами организации воспитательной деятельности станут: студенческий совет, институт кураторства, клубная деятельность, студенческие движения и общества, производственные отношения, общественно-полезная деятельность, взаимодействие с выпускниками, психолого-консультационная работа. 
7. Развитие финансово-хозяйственного обеспечения деятельности колледжа. Предполагается расширить источники финансирования колледжа на основе диверсификации видов деятельности и услуг, повысить заинтересованность и ответственность сотрудников, студентов за сохранность и эффективное использование оборудования и расходных материалов. 
 Таким образом, перспектива развития определена в семи проектах, ориентированных на конечный результат, тактика развития представлена в системе конкретных мероприятий. Успехи по всем направлениям будут зависеть от имиджа колледжа, его восприятия на рынке труда и рынке образовательных услуг. Имидж будет основываться на бескомпромиссном конкурсном отборе абитуриентов, высокоинтеллектуальной и высоконравственной среде, создаваемой сотрудниками и студентами в стенах колледжа и выпускниками на предприятиях. 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика