Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Модернизация профессионального образования | Издательский дом
#

Модернизация профессионального образования

 

Директор КГБОУ СПО «Хабаровский автодорожный техникум», почетный работник среднего профессионального образования Татьяна Даценко

 

Модернизация – это стратегия обновления управления учебным заведением, это современный подход, который подразумевает постановку целей на перспективу с сохранением гибкости в управлении. Система среднего профессионального образования давно уже состоялась и стала самодостаточной, но она требует модернизации. Модернизация не исключает, а значительно повышает необходимость тесной связи учреждений среднего профессионального образования с организациями и производственными предприятиями. Совместно образовательные учреждения и предприятия знакомят студентов с инновациями, которые внедряются на предприятиях. Такая совместная работа – один из этапов профессиональной ориентации будущих специалистов, что повышает интерес к обучению и получению профессиональных знаний.

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

 В материалах заседания Госсовета от 31 августа 2010 года, коллегий Министерства образования и науки России, VIХельсинского международного российско-финского совещания 23–26 мая 2011 года и др. обозначены стратегические цели и тактические задачи техникумов и колледжей в условиях экономических и социальных вызовов до 2015 года. Новый уровень экономики, основанной на знаниях, после эры индустриальной экономики, ставит задачу создания конкурентоспособных, гибких и диверсифицированных профессиональных учебных заведений СПО, нацеленных:

·        на развитие партнерства бизнеса и государства в обеспечении и организации образовательного процесса в СПО;

·        на подготовку квалифицированных кадров отрасли, обеспечивающей развитие инфраструктуры регионов;

·        на формирование профессиональных компетенций, сочетающих интеллект и практические навыки, ориентированных на способность выпускников к занятости, мобильности, готовности конкурировать за рабочие места и адаптироваться к меняющимся потребностям экономики, запросам работодателей;

·        на перемещение акцента в обучении и на умение учиться, на овладение умением поиска и интерпретации информации, превращения ее в новые знания, то есть на обучение взрослого населения, повышение квалификации, переподготовку;

·        на содействие трудовой занятости населения: обучение внутренних и внешних мигрантов, безработных;

·        на обеспечение опережающего развития профессионального образования.

 Реализация целей такого масштаба возможна как через сохранение потенциала развития техникума, так и через теснейшее сотрудничество с предприятиями и организациями дорожно-транспортного комплекса.

 Хабаровский автодорожный техникум видит свою миссию в содействии развитию дорожно-транспортной отрасли путем подготовки высококвалифицированных кадров.

 

СТРУКТУРА ТЕХНИКУМА

 

 Хабаровский автодорожный техникум создан в 1968 году. За период существования подготовлено более 10 000 специалистов среднего звена для предприятий и организаций дорожно-транспортного комплекса Дальнего Востока.

 В настоящее время это сложившийся комплекс для подготовки специалистов и рабочих кадров: 9-этажное общежитие секционного типа для проживания студентов и слушателей, столовая и кафе, автодром, учебные мастерские и учебный гараж на 30 единиц автомобилей и дорожной техники, локальная сеть из 150 компьютеров, более 20 специализированных лабораторий, удобный подъезд. Это квалифицированный педагогический коллектив, объединивший опыт и молодость, 25% преподавателей до 30 лет, более 40% работающих – выпускники техникума. Многие имеют почетные звания, награждены медалью «За строительство дороги «Амур», 5 – награждены премией губернатора Хабаровского края. Несмотря на трудности 90-х годов, проблемы финансирования учебно-материальной базы, перманентные изменения подчиненности, техникум сохранил свою техническую направленность и продолжает подготовку по следующим образовательным программам: «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», «Техническая эксплуатация строительных, дорожных машин и подъемного оборудования», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Сервис на транспорте», «Страховое дело в отрасли».

 Также постоянно расширяется сфера деятельности, прежде всего за счет дополнительных, образовательных и иных услуг, осуществляется подготовка по более чем 25 направлениям: водители автомобилей, машинисты дорожной техники, мастера и лаборанты и др. Техникум активно продолжает работу как центр профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров дорожников (с середины 90-х годов, по приказу Росавтодора) с ежегодным выпуском более 200 слушателей. Выступая учредителем НОУ ДПО «Дальневосточный учебно-инженерный центр», занимается повышением квалификации руководителей и специалистов высшего звена отраслевых предприятий, входит в автомобильно-дорожную Ассоциацию ссузов нашей отрасли, Дальневосточную ассоциацию автомобильных школ. Средства от приносящей доход деятельности реинвестируем в совершенствование учебно-материальной базы.

 Техникум непрерывно развивается, о чем свидетельствуют результаты, достигнутые педагогическим коллективом и студентами. Вот только некоторые из них. В марте 2009 года техникум получил международный сертификат менеджмента качества ISO9001:2008. По итогам рейтинга Рособразования среди 840 подведомственных ему ссузов России ХАДТ занял 14-е место. В 2010 году команда инструкторов по вождению стала победительницей конкурса автомобильных школ Дальнего Востока. Стремясь оказывать услуги в комплексе, улучшая условия оказания услуг, в 2010 году мы создали медицинский центр и многое другое.

 

 

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОТРАСЛИ

 Техникум имеет богатые традиции в этом направлении.

 В конце 90-х годов первым в Хабаровском крае и в дорожной отрасли России на базе техникума стал действовать маркетинговый центр по изучению потребностей работодателей в специалистах и содействия трудоустройству выпускников. Углубляя взаимодействие, дорожные организации Дальнего Востока создали в 2000 году попечительский совет техникума, в чем также являлись пионерами, а позже – фонд поддержки техникума.

 Традиционными формами сотрудничества остались участие руководителей и главных специалистов предприятий в работе Государственных аттестационных комиссий, комиссиях по аттестации и аккредитации техникума, проведение производственной практики на базовых предприятиях, а с введением государственных образовательных стандартов по специальностям отрасли – участие в их разработке.

 На современном этапе взаимодействие должно перейти на качественно новый уровень:

·        Активное сотрудничество предприятий отрасли в создании профессиональных стандартов по специальностям отрасли, квалификационных требований по рабочим профессиям, отражающих интересы большинства предприятий и организаций.

·        Создание на базе техникумов и колледжей учебных центров нового поколения с диверсифицированным комплексом услуг, работающих как по Федеральным стандартам, так и по заявкам (заказам) работодателей, ведущих краткосрочное повышение квалификации (например, с 2012 года техникум предлагает краткосрочные курсы по направлениям: кредодороги, грандсметы и др.), переподготовку с использованием методов дистанционного обучения, консультирование по Интернету и др.

 

·        Сложение финансовых возможностей в модернизации учебно-материальной базы, оснащение новейшим оборудованием уже имеющихся комплексов и коллективов дорожных техникумов и колледжей, а с созданием дорожных фондов СРО такая возможность появляется. При этом нет необходимости создавать с нуля такие центры в организациях или где-то еще.

 Надеемся, что наши размышления о проблемах подготовки высококвалифицированных кадров для дорожной отрасли привлекут внимание всех заинтересованных сторон.

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика