Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транссиб: конкурентные преимущества международных транспортных услуг | Издательский дом

Транссиб: конкурентные преимущества международных транспортных услуг

 

Ген. секретарь Международной ассоциации «Координационный совет по Транссибирским перевозкам» (КСТП) Геннадий Бессонов 

 

Повышение конкурентоспособности Транссиба – одна из главных задач, которые КСТП как международная транспортная ассоциация ставит перед собой и последовательно реализует.

На протяжении многих лет Советрешает задачи по координации действий и взаимоувязке экономических интересов всех участников перевозочного бизнеса на Транссибирском маршруте, по привлечению дополнительных грузопотоков на ТСМ, по созданию и развитию новых, современных транспортных продуктов.

Возможности российских и иностранных организаций, входящих в состав КСТП, позволяют сегодня создать такой современный транспортный продукт для перевозки грузов по Транссибирскому маршруту, который был бы интересен ведущим транснациональным грузоотправителям. Новые экономические условия дают нам отличный шанс привлечь дополнительные грузопотоки, сделать Транссиб еще более конкурентоспособным на благо всех участников перевозок по крупнейшему евро-азиатскому интермодальному коридору.

Новые экономические условия, в которых пришлось действовать транспортным компаниям в 2009–2010 годах, стали непростым испытанием для всех участников международных перевозок грузов. Ужесточение межвидовой конкуренции, усилившийся дисбаланс грузопотоков, финансовые трудности – все эти проблемы вплотную затронули и членов Координационного совета по Транссибирским перевозкам.

При этом кризисная экономическая ситуация стала не только испытанием на прочность, но и принесла с собой новые возможности развития. И сегодня благодаря активной работе входящих в состав КСТП железных дорог, судоходных и экспедиторских компаний, морских портов, государственных организаций Транссиб имеет все шансы значительно повысить свою конкурентоспособность в качестве транзитного моста, соединяющего страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европу. 

 

Каковы основные факторы такого успешного развития? Это и эффективность управления перевозками, и человеческие ресурсы, развитие научно-технической и технологической базы. Для того чтобы грузоотправители были готовы отказаться от отлаженных схем перевозки из Азии в Европу морем в пользу Транссиба, необходимо повышение требований к качеству транспортных услуг, прежде всего, по коммерческой скорости, своевременности, ритмичности, надежности доставки, сохранности грузов.

Это особенно важно в условиях, когда крупнейшие мировые производители, с учетом глобального характера производства и потребления, заинтересованы в диверсификации логистических цепочек для повышения надежности транспортно-логистических схем в целом, что дает возможность использования для каждого груза той транспортной схемы, которая в наибольшей степени соответствует его особенностям в отношении условий перевозки, величины транспортных расходов, сроков и точности времени доставки.

Таким образом, активизация использования российских транзитных возможностей в условиях глобализации экономики и развития внешнеторгового обмена, в том числе и в первую очередь контейнерных перевозок, становится объективной необходимостью и фактором структурной перестройки экономики России, стран СНГ и восточноевропейских стран.

Становится очевидным, что установка на использование транзитного потенциала российской экономики во все большей степени отрывается от транспортных реалий. Сегодня (и в обозримой перспективе) российская экономика является не продуцентом, а потребителем транзитных услуг третьих стран. Предпочтительный по издержкам и надежности маршрут доставки 40-футового контейнера из портов АТР на Урал выстроен сегодня следующим образом: Шанхай – Котка (Финляндия) морем, Котка – Санкт-Петербург – Москва – Екатеринбург автомобилем.

Но на перспективу (2020 год) не бесспорны прогнозные оценки некоторых исследователей, которые необоснованно, на наш взгляд, предсказывают существенное сокращение железнодорожных перевозок грузов для группы наиболее развитых стран.И вот почему.

Железнодорожный транспорт России является важным связующим звеном между Западной и Центральной Европой, с одной стороны, и динамично развивающейся современной Азией — с другой, и, следовательно, обладает большими транзитными возможностями. Специалисты неоднократно отмечали необходимость постановки и реализации более амбициозной цели – рассматривать геополитические интересы России наряду с интересами других сопредельных стран. Она сводится к идее единого открытого евро-азиатского транспортного пространства, значимость которого не до конца осознана и освоена экономической наукой и бизнесом. Причем формирование этого пространства осуществляется на основе новой парадигмы международного разделения труда, фундамент которой составляют современные тенденции глобализации. Это предопределяет необходимость поиска адекватных вызовам экономических стратегий развития этого сегмента экономики, которые возможны с нашей точки зрения только на принципах международной кооперации. Как в сфере логистики, так и реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры железнодорожной отрасли и национального транспортного комплекса в целом.

Занимая более 30% территории евро-азиатского континента и располагая высокоразвитой транспортной системой, Россия является естественным мостом между двумя мировыми центрами деловой активности: Западной Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия просто обязана использовать свое географическое положение и преимущества национальной транспортной системы для целей экономического роста и увеличения доли услуг в структуре регионального валового продукта. Способствуя межконтинентальному транзиту, Россия сможет усилить национальные преимущества, гармонизировать общие интересы в сфере транспорта. Но это возможно только при условии нахождения баланса интересов транзитных стран, субъектов бизнеса и региональных государственных структур. Поэтому, прежде всего, необходимо заинтересовать сопредельные страны взаимным сотрудничеством, совместными инвестиционными проектами при создании новых производственных инфраструктурных мощностей и возможностей, моделей и информационных технологий на рынке транспортных услуг. Причем важно сделать акцент на решении вопросов безопасности и экологии международных перевозок.

Важно заметить, что основные железнодорожные направления имеют значительные резервы пропускной и провозной способности, а также высокий уровень технического оснащения, которое соответствует международным требованиям.

 

Особое значение имеет Транссибирская железнодорожная магистраль, электрифицированная на всем протяжении (10 тыс. км). Техническая оснащенность позволяет перевозить по ней до 100 млн т грузов — в 2–3 раза больше, чем в настоящее время. Есть реальная возможность перевозки грузов с гарантированным сроком доставки в 12–13 суток, т.е. вдвое быстрее, чем при морской перевозке из Европы на Дальний Восток. Дальнейшее развитие направлено на реконструкцию и модернизацию инфраструктуры транспортных коридоров в целях повышения скорости движения поездов, реконструкции существующих и строительства новых пограничных и предпортовых станций, подходов к строящимся портам, усиления подходов к действующим.

Расширяется сеть контейнерных терминалов, позволяющих перерабатывать крупнотоннажные контейнеры. На востоке Транссибирской магистрали осуществляются работы по развитию предпортовых станций и, в первую очередь, железнодорожного узла, обслуживающего крупнейшие на Тихоокеанском побережье России порты: Восточный и Находку. Кроме того, железнодорожники участвуют в развитии инфраструктуры многих российских морских торговых портов, например, порта Усть-Луга, который стал одним из основных транспортных узлов на Северо-Западе России и ключевым звеном международного транспортного коридора «Север – Юг».

В целях привлечения грузов на Транссибирский маршрут решен ряд организационно-технологических задач. В частности, упрощены процедуры таможенного оформления грузов и осуществлен ряд других мероприятий, облегчающих процедуру пересечения государственной границы. Для сокращения времени нахождения транзитных контейнеров в портах и на пограничных станциях введен упрощенный порядок декларирования перевозимых грузов в контейнерах по Транссибу. Теперь не требуется обязательного предоставления счета-фактуры, указания в транспортных и товаросопроводительных документах стоимости товара при обязательном наличии подробного описания товаров, позволяющего их идентифицировать для таможенных целей. Кроме того, действуют исключительные тарифные условия на перевозку транзитных грузов. Эти меры позволили сократить простой контейнеров с 3–5 суток до нескольких часов.

Представленные решения создают системные условия для обеспечения целевых пропускных способностей транспортной инфраструктуры Российской Федерации, способствующие реализации производственного потенциала и продвижению отечественной продукции и транспортных услуг на стратегические рынки сбыта.

Эффективность Транссиба как международного транспортного коридора зависит не только от скорости продвижения груза по территории России. В конечном счете Транссиб как транспортный коридор должен дать экономике нечто большее, чем просто пропускные и провозные возможности. Требуется обеспечить не только максимальное ускорение товародвижения и снижение удельных транспортных издержек, но и новый уровень качества транспортных услуг.

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика