Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Аэропорт Якутск – полет длиною в 80 лет… | Издательский дом

Аэропорт Якутск – полет длиною в 80 лет…

 

Аэропорты не только воздушные ворота города, региона, страны, но и показатель заботы властей о своих гражданах и уважения к гостям государства.

Это сложный, многогранный, невидимый постороннему глазу механизм. От точной круглосуточной его  работы зависит не только комфорт пассажиров, но нередко жизнедеятельность целого региона.

 

Генеральный директор ОАО «Аэропорт Якутск» Андрей Илларионов

 

ИСТОРИЯ АЭРОПОРТА

     В начале прошлого века Якутская область, одна из самых отдаленных окраин Российской империи, была связана с Иркутском, а через него и с центром России единственной дорогой – Приленским (Якутским) трактом, проложенным еще в 1689 году якутом Захаром Баишевым. Путь от Иркутска до Якутска занимал 19 дней, на частных лошодях – до 30 дней. Из 2860 км пути основная часть пролегала по зимникам, лишь 890 км. шла трактовая дорога, летом по реке Лене курсировали пароходы, которых было очень немного.

     Новая эра для северного края началась 8 октября 1925 года, когда впервые взмыл в небо над Якутском самолет «Сопвич», пилотируемый летчиком Петром Мамонтовичем  Фаддеевым. В 2010 году общественность Якутии торжественно отметила 85- летие со дня этого славного полета, который положил начало авиации Якутии.

     Работы по изысканию аэродромов на земле для перевода воздушной линии Иркутск –Якутск на сухопутную линию проводилась с июня 1929 года. 18 июля 1930 года были закончены геодезические работы Алданской экспедиции по разбивке якутского аэродрома, и в 1931 году началось строительство аэродрома примерно в районе действующего аэропорта Якутск.

     С апреля 1932 года линейные и узловые аэростанции стали называться аэропортами.

     14 апреля 1932 года был подписан первый акт  сдачи-приемки строительства якутского аэропорта, составленный Комиссией Гражвоздухфлота (со стороны заказчика) и Якутстройобъединения (со стороны подрядчика).

 

АЭРОДРОМНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

      Один из важных аспектов, затрагивающих проблемы отечественной гражданской авиации, - это надежность аэродромной инфраструктуры. Наши основные объекты соответствуют международным стандартам. В июне этого года исполняется 16 лет, как аэропорт Якутска открыт для международных полетов. В течение этого времени мы постоянно работали над модернизацией аэропортового хозяйства. Совокупный объем инвестиций на развитие аэропорта за 1997-2011  годы составил  более 2,3 млрд рублей. В течение последних двенадцати лет непрерывно идет реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры. В 1998 году начата и  в 2003 году закончена реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы № 2 с заменой светосигнального оборудования, благодаря чему аэродром аэропорта сертифицирован по второй категории ИКАО. В периоды непогоды и густых зимних туманов вероятность ухода воздушных судов на запасные аэродромы удалось сократить до минимума. Выполнен значительный объем работ по водоотведению с территории аэродрома. Проведена реконструкция 70% ограждения аэродрома, начато строительство  новых КПП 2 и 4. С 2007 года ведется реконструкция перрона (закончится в Iполугодии текущего года), рулежных дорожек. Эти работы будут продолжаться в течение 3-4 лет. Параллельно в 2011 году начато обновление снегоуборочной аэродромной техники, которое будет продолжаться в текущем году.  Производится поэтапное приобретение многофункциональной спецтехники и средст обеспечения авиационной безопасности, осуществляется обустройство и техническое оснащение пункта пропуска через государственную границу. Только в 2011 году нами приобретена 21 единица автотехники на сумму более 100 млн рублей. В течение трех лет планируется полная замена отработавшей ресурс аэродромно-уборочной спецтехники. Введена в эксплуатацию первая очередь грузового комплекса – склад прибытия груза с производственной мощьностью по коммерческой переработке грузов до 120 тонн в сутки. Произведена реконструкция гостиничного комплекса, позволяющего единовременно разместить 230 человек в 110 номерах, соответствующих трехзвездочному стандарту уровня комфортности. Завершается строительство нового пассажирского терминала с пропускной способностью 700 пассажиров в час.

 

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

 

     Аэропорт Якутск уникален тем, что расположен в зоне вечной мерзлоты, толщина которой достигает в некоторых местах до 300 метров. Природно-климатические условия региона требуют применения специальных технологий при строительстве и эксплуатации объектов гражданской авиации: зданий, сооружений, спецтехники и технологического оборудования. Например, аэровокзал, который в этом году будет сдан в эксплуатацию, возводится на свайном фундаменте. А для реконструкции второй взлетно-посадочной полосы длиной 3400 метров был разработан уникальный проект с использованием немецкой и отечественной технологий. При этом, во время ремонта ИВПП аэропорт работал в штатном режиме, принимая и отправляя воздушные суда.

     Также аэропорт Якутск является площадкой для испытания новой авиационной техники в условиях низких температур. Только в эту зиму на испытания авиатехники наш аэропорт посетили: «Бионг – 747 8F» (грузовой)  из Америки, ТУ – 204СМ, «Суперджет-100», МА-60 из Китая. Последние будут приобретаться авиакомпаниями Якутии для жизнедеятельности региональных перевозок.

     Зарубежные производители самолетов заинтересованы в сертификации своих самолетов в условиях экстремально низких температур, поскольку это способствует продвижению самолетов на рынок, расширяет возможности авиакомпаний по эксплуатации иностранных типов воздушных судов.

     Наращивание сотрудничества между Межгосударственным авиационным комитетом и зарубежными авапроизводителями должно обеспечить в перспективе подписание соответствующего соглашения по прохождению обязательной сертификации воздушных судов в условиях низких температур в международном аэропорту Якутск.

 

СТАНДПРТЫ КАЧЕСТВА

     Для Республики Саха (Якутия) 2012 год будет ознаменован большими событиями: 380 лет с момента вхождения Якутии в состав России, 90 лет образования Якутской АССР. В Якутске пройдут IV Международный спортивный форум «Россия – справедливая держава» и V Международные спортивные игры «Дети Азии». Столица республики станет уникальной площадкой для обсуждения важнейших тем социального развития региона и инвестиционной привлекательности его инфраструктурных проектов.

     Аэропорту Якутск отведена особая роль – принимать гостей и участников этих всероссийских и международных событий. Мы готовимся к ним со всей серьезностью. Действующий аэровокзал, введенный в эксплуатацию еще в 1995 году,  был спроектирован и построен только как терминал вылета, поэтому прибывающие пассажиры находятся в несколько стесненном положении – нет специализированных помещений для сервисного  обслуживания, современной технологической линии для обработки багажа. В пиковые нагрузки, особенно в летние месяцы, аэровокзал работает на пределе своих возможностей, что вызывает массу нареканий у пассажиров. Есть и другие негативные стороны у действующего аэропорта. В 2009 году по решению президента республики начато строительство нового терминала общей площадью 17,5 тыс кв.м. Проектом  предусмотрено оснащение будущего комплекса тремя телескопическими трапами-пандусами. Этот шаг оправдан. В зимнее время, когда столбик термометра может опускаться ниже отметки

-500 С, людям не придется ожидать посадки в самолет на улице. Технологическая концепция аэровокзала соответствует современным требованиям ИКАО и особым параметрам обеспечения авиационной безопасности в международных аэропортах. Сдача объекта запланирована в июне нынешнего года.      нами заключен договор с компанией ЗАО «Центр стратегических разработок в гражданской авиации» (Москва), согласно которому к июню текущего года должны быть разработаны 28 стандартов качества обслуживания пассажиров авиаперевозок в аэропорту Якутск.  Новые стандарты охватывают не только такие аспекты, как качество обслуживания вылетающих и прилетающих пассажиров, выдачу багажа и организацию общественного питания. Они призваны регулировать также качество информационного обслуживания, требования к культуре общения персонала аэропорта и многое другое, что позволит пассажиру чувствовать себя в нашем аэропорту по-настоящему комфортно. Сейчас же при существующих мощностях мы способны предложить своим клиентам достаточный комплекс сервисных услуг, включающий VIP – зал и зал официальных делегаций, полностью реконструированную гостиницу «Лайнер» с достаточно высоким уровнем комфортности номерного фонда, одноименный ресторан и ряд баров. Что касается соблюдения норм авиационной безопасности, то за последние годы полностью переоснащена система видеонаблюдения, установлено новое досмотровое  оборудование и детекторы взрывчатки, которые выявляют запрещенные к перевозке предметы и вещества в багаже пассажиров. Создана собственная кинологическая служба проводящая досмотр почтовых отправлений, пассажиров, грузов и багажа.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

     Региональные аэропорты нуждаются в государственной поддержке. Касается это не только получения субсидий на развитие инфраструктуры, но и стимулирования спроса на перевозки, правового обеспечения аэропортовой деятельности. Дороговизна, и как следствие, слабая доступность воздушного сообщения для большинства групп населения северо-востока страны – основная проблема функционирования таких аэропортов, как наш.  Именно они определяют низкие темпы роста пассажирооборота. Уже стал обыденностью тот факт, что стоимость билетов на региональные или местные линии превышает затраты на перелет, допустим, в центр России. Для того чтобы добраться из Якутска, например, в Черский, надо выложить 25 тыс рублей в одну сторону. За эти же деньги можно слетать в Москву и обратно. Высокие тарифы, не соответствующие реальной платежеспособности местного населения, - главный барьер региональной и малой авиации. Абсолютно верным решением со стороны федерального правительства является увеличение объемов субсидий компаниям, занимающимся социальными авиаперевозками. Этот механизм необходимо расширить и увязать его с магистральными линиями по схеме сквозного тарифа: населенный пункт – центр района – столица субъекта – центральные города России. Не менее важной является проблема обеспечения региональных аэропортов современной спецавтотехникой.  Несмотря на то что аэродромы находятся в федеральной собственности, государственное финансирование на поддержание эксплуатационной годности практически отсутствует. Существуют и проблемы правового обеспечения аэропортовой деятельности, которые необходимо решать на государственном уровне. Сегодня нормативно-правовая база в сфере гражданской авиации не соответствует современным требованиям, не гармонизирована с положениями международного воздушного права и рекомендациям ИКАО, ИАТА  и других международных организаций гражданской авиации. Наиболее существенными проблемами в правовом поле, регулирующем аэропортовую деятельность, являются следующие:

·         Ни в одном из нормативных правовых актов не закреплены юридический статус аэропорта и правовые основы его взаимодействия с пользователями аэропортовых услуг; правовое положение и взаимоотношения главных операторов и операторов аэропортовой деятельности.

·         Установленные арендные ставки на землю и аэродромную инфраструктуру существенно ухудшают финансовое состояние аэропортов и способны привести к банкротству не только региональные и местные аэропорты, но даже  часть аэропортов федерального значения. Необходимо установить ставки арендных платежей за землю, дифференцированные по интервалам пассажиропотока, а так же определить алгоритм расчета арендных платежей за аэродромную инфраструктуру в % от выручки от взлета-посадки в зависимости от пассажиропотока.

·         Существующая система сертификации и лицензирования деятельности аэропортов крайне несовершенна, препятствует их нормальному функционированию и на протяжении многих лет подвергается справедливой критике со стороны директоров хозяйствующих субъектов гражданской авиации. Жесткие сертификационные требования по количеству персонала ведут к высокой доли постоянных затрат в структуре себестоимости. Для того чтобы  снизить стоимость аэропортового обслуживания и стимулировать развитие региональной авиации, необходимо разработать дифференцированную систему сертификации аэропортовых служб в зависимости от классности и масштабов деятельности аэропортов (например, по пассажиропотоку).  Данные предложения, начиная с 2004 года, неоднократно представлялись в органы госрегулирования ассоциацией «Аэропорт» ГА, экспертной группой директоров – членов МАРАП, однако так и не были реализованы.

     Глядя на опыт своего предприятия, могу ответить, что аэропорт Якутск без финансовых вливаний извне может работать вполне рентабельно. Вопрос в другом: нуждается ли компания в инвестициях? Несомненно, да. Ведь инвестиции в инфраструктуру – это, прежде всего, авиационная безопасность, регулярность полетов, модернизация производственного сектора, внедрение международных стандартов и качество обслуживания пассажиров. Получается, что инвестиции – это вложение в том числе в имидж республики.

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика