Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспорт – фактор национального развития | Издательский дом

Транспорт – фактор национального развития

 

Материал подготовлен на основе выступления министра перед депутатами Государственной думы

 

Транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. О месте и значении транспорта в России свидетельствует его значительный удельный вес в валовом внутреннем продукте (8%), в численности занятых работников (6%). На долю транспорта приходится почти половина от экспорта услуг Российской Федерации. При этом Россия обладает одной из самых крупных в мире железнодорожных и внутренних водных систем (входит в пятерку стран-лидеров), а также автодорожных систем (входит в десятку стран лидеров).

Удельный вес электрофицированных железных дорог (51,4%), автомобильных дорог с твердым покрытием (81,6%) и внутренних водных путей с гарантированными глубинами (47,1%) свидетельствует о высоком уровне технической оснащенности транспортной системы страны. Инвестиции в основной капитал в транспортном секторе составляют чуть более 2% от ВВП.

Вместе с тем Россия заинтересована в развитии государственно-частного партнерства и привлечении средств бизнеса в реализацию транспортных проектов. О значительных объемах работы транспортной системы свидетельствуют данные о грузовых перевозках. Грузооборот транспортной системы составляет примерно 5 трлн тонно-километров. За последние 10 лет он возрос на 30%. Основной объем грузооборота приходится на железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Их совокупный удельный вес в грузообороте составляет около 90%.

На морском транспорте отмечен ряд событий, также свидетельствующих о восстановлении докризисных объемов перевалки. Грузооборот превысил полмиллиарда тонн (526 млн тонн).

Одной из характерных тенденций на транспорте Российской Федерации является постепенное перераспределение пассажирооборота между видами транспорта. Если до 2010 года наибольший удельный вес в пассажирообороте принадлежал железнодорожному транспорту, то с середины 2010 года на первое место вышла гражданская авиация. По итогам 2011 года ее удельный вес в пассажирообороте превысил 30%.

Устойчивой тенденцией стало снижение аварийности на транспорте, что стало возможным благодаря предпринятым мерам правительства, а также постепенному совершенствованию парка транспортных средств и развитию инфраструктуры. Мы прекрасно понимаем, что решение системных проблем транспортного комплекса возможно только в условиях реализации инновационного сценария, предусмотренного Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, при росте инвестиций в развитие транспортной системы на уровне 4–4,5% ВВП к 2020 году. В условиях ограничения объемов финансирования транспортной системы (2,1–2,3% от ВВП) основные усилия должны быть сконцентрированы на недопущении деградации транспортной инфраструктуры и развитии сегментов транспортной системы, обеспеченных платежеспособным спросом, обеспечении доступности качественных и безопасных транспортных услуг для населения, удовлетворении транспортных потребностей внешней торговли.

 

«Транспортный мост» России

Географическое положение России в качестве трансконтинентального «транспортного моста», связывающего АТР с Европой, предопределяет ключевую роль транспортно-логистической системы нашей страны в обеспечении доставок грузов внешней торговли между этими двумя активно развивающимися регионами. Современные требования и тенденции развития транспортного рынка обусловливают необходимость развития новых ориентированных на клиента транспортных продуктов и сервиса, расширения сферы присутствия на рынке транспортно-логистических услуг. Изменение экономических условий, усиление конкуренции видов транспорта предъявляют новые требования к организации процессов доставки и хранения грузов, порождая новые торговые, транспортные и индустриальные технологии.

Одним из решений, способствующих оптимизации взаимодействия нескольких видов транспорта и внедрению в перевозочный процесс передовых бизнес-технологий, является создание сети логистических центров, глобальной задачей которых должно стать ускорение продвижения материальных потоков, снижение суммарных затрат отправителей и получателей грузов.

 

Развитие транспортно-логистического сектора

На настоящем этапе можно выделить три стратегических направления развития транспортно-логистического сектора:

·                   Во-первых, это формирование инфраструктурных возможностей для оказания комплекса логистических услуг высокого уровня качества, что требует создания системы современных терминально-логистических комплексов по всей сети российских транспортных коммуникаций.

·                    Во-вторых, оптимизация существующих терминально-складских активов и организация на их базе новых объектов, услуги которых были бы востребованы широким кругом клиентов (развитие бизнеса в области терминального оперирования).

·                   В-третьих – создание логистических компаний, обеспечивающих интеграцию услуг транспортных предприятий, а также внешних поставщиков, в комплексную услугу управления цепочкой поставок.

Особое значение имеет создание транспортно-логистических центров в крупных транспортных узлах, поскольку именно в них осуществляется централизация грузовой работы, которая оказывает существенное влияние на структуру грузооборота и распределение нагрузки на транспортную сеть. Глобальной задачей таких центров должно стать ускорение продвижения грузопотоков и снижение транспортных издержек. В настоящее время проводящаяся на рынке контейнерных перевозок активная политика крупных перевозчиков контейнеров привела к тому, что подавляющее большинство транзитного грузопотока в сообщении между Азией и Европой осуществляется морским путем.

 

Интеграция морских и железнодорожных перевозок

Морские перевозки обладают рядом конкурентных преимуществ: относительно низкая стоимость доставки контейнеров; четкие графики доставки контейнеров судоходными компаниями в порты назначения (расписание отправления и прибытия контейнеровозов соблюдается с точностью до минут); отсутствие многочисленных границ; спутниковая система слежения за грузами в пути следования; высокая безопасность доставки и сохранность грузов. Все эти факторы способствуют доминированию морского транспорта на маршрутах между Азией и Европой.

Одним из главных элементов системы трансокеанских контейнерных перевозок являются перерабатывающие способности терминальных комплексов морских торговых портов. Нам необходимо развитие соответствующей инфраструктуры и внедрение современных технологий, поскольку отставание в уровне контейнеризации может стать серьезным препятствием для интеграции России в мировой рынок транзита и других форм экспорта транспортных услуг, а также для снижения транспортных издержек в экономике. Основой логистической транспортно-распределительной системы должны стать современные многофункциональные терминальные комплексы, гарантированно обеспечивающие клиентуру транспортно-экспедиционным обслуживанием с широким спектром сервисных и коммерческих услуг.

Эффективность реализации этих проектов в значительной степени будет зависеть от взаимодействия бизнеса с органами исполнительной власти. Эти проекты важны и выгодны не только для предприятий транспортного комплекса и инвесторов, но и для самих регионов, поскольку за счет этого формируются инфраструктурные условия для реализации преимуществ их географического положения и достижения высокой конкурентоспособности.

Важнейшим направлением развития транспорта является интеграция работы железных дорог с морскими портами в рамках международных транспортных коридоров и создание эффективных технологий перевозок внешнеторговых грузов. В настоящее время совместно с портами, операторами контейнерных терминалов и экспедиторскими организациями активно ведутся работы по разработке новых и оптимизации существующих технологий перевозок грузов в контейнерах с согласованным временем приема, обработки, отправления и прибытия по принципу терминал-терминал, предполагающих создание единого технологического процесса, охватывающего весь комплекс операций: от захода судна в порт под выгрузку до отправления сформированного контейнерного поезда в пункт назначения, а также в обратном направлении.

 

Минимизации барьеров

Еще одним важным направлением работы, направленной на расширение возможностей транспортно-логистического комплекса, является минимизация негативного влияния физических и нефизических барьеров. В контексте повышения связности транспортно-логистических цепочек особое внимание всех стран, по территориям которых проходят международные маршруты, необходимо сконцентрировать на устранении следующих барьеров:

·       устаревание и фактическая нехватка вагонного/контейнерного и локомотивного парков;

·       заметное отставание существующей инфраструктуры и технологий от международных стандартов качества (скорость прохождения пути маршрута и т.д.);

·       недостаточная пропускная способность погранпереходов;

·       отсутствие развитой логистической и коммуникационной сети, вспомогательной инфраструктуры и придорожного сервиса;

·       недостаточное развитие мощностей по переработке, консолидации и расконсолидации грузов.

К нефизическим барьерам, препятствующим развитию транспортных связей, считаем необходимым также отнести:

·     длительное таможенное оформление на пограничных пунктах перехода, что ведет к существенным простоям транспортных средств (подвижного состава);

·     в недостаточной мере гармонизированные транзитные тарифы – несмотря на подписанные международные соглашения, тарифы в разных странах по пути транзитного поезда нередко существенно различаются;

·     несогласованная политика в отношении виз для профессиональных водителей – в различных государствах водители-перевозчики грузов могут находиться разное количество времени, существуют различия по стоимости и процедурам получения въездных и транзитных виз.

Вышеперечисленные барьеры, разумеется, не представляют исчерпывающий перечень. Но необходимо еще раз подчеркнуть, что решение задачи привлечения на транспортные коммуникации страны значительного грузопотока, в том числе транзитного, требует комплексного подхода к возможной минимизации барьеров на пути этих перевозок и принятию широкого комплекса мер по созданию конкурентоспособного транспортно-логистического продукта.

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика