Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Инновации начинаются с Кузбасса | Издательский дом

Инновации начинаются с Кузбасса

 

 

Союз производителей строительно-дорожной техники и Ассоциация машиностроителей Кузбасса мобилизуют творческий и производственный потенциал на совместное взаимодействие и сотрудничество.

 

Вице-президент  НО «Союз производителей строительно-дорожной техники» Юрий Шемчишин 

 

В Москве в рамках заседания Координационного совета отделений Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в Сибирском федеральном округе и Комиссии по машиностроению РСПП состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Некоммерческой организацией «Союз производителей строительно-дорожной техники», г. Москва и Некоммерческой организацией «Ассоциация машиностроителей Кузбасса», г. Кемерово.

Соглашение подписали генеральный директор Некоммерческой организации «Союз производителей строительно-дорожной техники» Александр Пивоваров и директор Ассоциации машиностроителей Кузбасса Сергей Никитенко.

 

Определены основные направления совместного сотрудничества:

– освоение конкретных проектов и программ для организации производства наиболее востребованных моделей машин и оборудования для дорожного и коммунального хозяйств, а также горнодобывающего, подъемно-транспортного, металлургического оборудования для нужд Сибирского федерального округа;

– подготовка эффективных механизмов промышленной локализации отдельных видов сложной техники, аналоги которой в России отсутствуют;

– создание совместных комиссий и рабочих (экспертных) групп для подготовки технико-экономических обоснований и предложений по модернизации и созданию новых образцов машин и оборудования;

– содействие взаимных усилий по созданию благоприятных условий для продвижения отечественной машиностроительной продукции, в первую очередь на внутреннем рынке России.

В процессе подписания Соглашения стороны рассмотрели ряд важных вопросов и проблем, связанных с социально-экономическим развитием Сибирского федерального округа, и в частности Кемеровской области, обладающих значительным потенциалом минеральных ресурсов и производственными возможностями металлургической и обрабатывающих отраслей промышленности, энергетики.

Какие побудительные причины вызвали целесообразность заключения Соглашения? Они общеизвестны и являются характерными для инновационного развития многих отраслей промышленности:

– отсутствие необходимых кадровых и научных ресурсов;

– отсутствие инвестиционных источников;

– избыточное налоговое бремя всех уровней;

– крайне низкое качество инфраструктуры в сфере инноваций;

– недоступность выгодных кредитов отечественных банков для средних и малых предприятий;

– отсутствие государственной политики в комплексном развитии машиностроения.

 

Указанные препятствия требуют серьезным образом перестроить работу отечественных предприятий и промышленности. В условиях глобального мирового финансового кризиса и предстоящих проблем для экономики России, связанных с вступлением России в ВТО, требуется консолидация имеющихся интеллектуальных и производственных возможностей машиностроительных предприятий для преодоления инновационного кризиса.

Как отметил генеральный директор Союза производителей строительно-дорожной техники А.Пивоваров, в период становления рыночных реформ в России отечественное строительно-дорожное и коммунальное машиностроение оказалось в кризисном положении, а инертное, пассивное состояние развития дорожного хозяйства не стимулирует развития этого сектора машиностроения. Сложившийся дисбаланс между структурой производственных мощностей и низким уровнем обновления устаревшего парка машин и оборудования федеральных и территориальных органов дорожного и коммунального хозяйств перерос в серьезную проблему.

 В 2008–2011 годах предприятия Союза производителей строительно-дорожной техники поставили дорожно-эксплуатационным предприятиям России технику на сумму17–18 млрд рублей ежегодно, а возможности этих предприятий более чем в 2,5 раза больше. В то же время закупки импортной строительно-дорожной техники только в 2011 году составили более 25 млрд рублей.

 Разительное соотношение в закупках отечественной и зарубежной техники трудно объяснить. Есть попытки принять в качестве доказательства такого соотношения результат успешной конкурентной борьбы иностранных фирм и сложившееся мнение о более высокой потребительской ценности продукции зарубежных производителей, чем продукции российских предприятий.

Мы не можем согласиться с этим и считаем причиной, в частности, производимый китайскими фирмами агрессивный маркетинг, в котором задействованы и экономические рычаги поддержки предприятий правительственными органами Китая, и возможности в связи с этим применять цены на машины на уровне или ниже уровня цен на машины российских производителей.

 Достаточно сказать, что в сфере услуг российских предприятий созданы все условия для информационного обеспечения, поставок запасных частей, гарантийного обслуживания техники, а также всех видов технических ремонтов в соответствии с принятыми регламентами. В 2010–2011 годах налажены работы по сравнительным испытаниям отечественных и зарубежных машин.

 

Надеемся на понимание руководителями строительных, дорожных и коммунальных хозяйств России принимаемых отечественными машиностроителями мер для успешного решения задачи замены устаревшего парка машин и оборудования и повышения на этой основе производительности труда и высокой культуры эксплуатации и содержания автомобильных дорог и городских коммунальных объектов.

Директор Ассоциации машиностроителей Кузбасса С.Никитенко, характеризуя значение машиностроения в Сибирском регионе, отметил, что сегодня можно твердо сказать – в Кузбассе машиностроение есть, его удалось сохранить в кризисный период – это самое главное. Первое, конечно, - это угольное и транспортное машиностроение : современное оборудование для подземной добычи угля – проходческая и очистная техника, электрооборудование, а также вагоны, которые могут разгружаться на вагоноопрокидывателях, на эстакадах.

Кроме железнодорожной стратегии появилось новое транспортное направление в кузбасском машиностроении – производство грузопассажирского транспорта.

Так, в 2011 году в Ленинск-Кузнецком районе открылся завод по производству автобусов HyundaiCountryKuzbassи грузового автомобиля HyndaiHD78, HD120. Вопросы развития транспортной инфраструктуры вообще очень актуальны для Кузбасса, ведь Кузбасс – это высокая концентрация городов и их сателлитов, угольных и промышленных предприятий. Кроме того, что осуществляется перевозка тяжелых грузов, это еще и пассажирские перевозки персонала, который обеспечивает работу всего промышленного комплекса.

       Однако, наряду с такими заметными достижениями, есть и недостатки, проблемы.

       Что такое машиностроение в мировом масштабе? Первое – это станкостроение. У нас не только в Кузбассе, в стране нет нормального станкостроения, нет высокотехнологичных станков, хорошего современного оборудования, которое делает детали с высокой точностью обработки, прессования, из новых материалов, из новых марок стали. В Кузбассе до сих пор на отдельных заводах работает оборудование, которое еще вывезено из Германии по программе реституции после Великой отечественной войны. Кроме того, для работы на этом современном оборудовании необходим и качественный инструмент.

Второе – мы упустили подготовку кадрового резерва. Сегодня машиностроение – это работа технологов, конструкторов и, конечно, исполнителей, которые владеют современными технологиями управления на местах. Сегодня исполнитель – это нетолько тот человек, который непосредственно «Стоит у станка», но и тот, кто с компьютера управляет станком. Восполнению этого кадрового дефицита служит Программа по опережающему профессиональному обучению и переподготовке кадров для предприятий, осуществляющих модернизацию производства, разработанная совместно Ассоциацией машиностроителей Кузбасса и Департаментом труда Кемеровской области.

      Еще одна проблема – литейное производство  - способность отливать детали из современных марок стали. Это очень большая и сложная задача для всех машиностроителей отрасли.

     Вот все эти вышеназванные проблемы и призвана решать Ассоциация машиностроителей Кузбасса. Конечно, прежде всего, Ассоциация преследует цели коммерческого развития каждого отдельного входящего в нее предприятия, но это ещё и экспансия наработки заказов, распределенных между собой и, конечно, технологическое развитие всей отрасли в регионе совместными усилиями её представителей.

      В нашей Ассоциации состоят машиностроительные предприятия разной направленности, в том числе и по производству коммунально-дорожной техники. В этом случае мы рассчитываем на взаимовыгодное сотрудничество с Союзом производителей строительно-дорожной техники, ведь у нас общие проблемы, общие задачи и общие интересы. И мы надеемся также получить общие результаты!

 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика