Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Автомобильная дорога «Лена» – основная транспортная артерия российского Севера | Издательский дом

Автомобильная дорога «Лена» – основная транспортная артерия российского Севера

 

Федеральное казенное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России» является заказчиком и обеспечивает общее управление строительством и реконструкцией сети федеральных автомобильных дорог на огромной территории ДФО. В ведении дирекции находятся такие крупные магистрали, как «Амур», «Уссури», «Колыма», «Лена», общей протяженностью 6031 км.

 

 

И.о. директора ФКУ ДСД «Дальний Восток» Наиль Назмутдинов,

Ольга Карпенко

 

Автомобильная дорога «Лена» Невер – Якутск, протяженностью 1157 км, имеет общее направление с юга на север, проходит по территории Амурской области (0–268 км) и Республики Саха (Якутия) (268–1157 км). Трасса берет свое начало (уходит на север) от автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск в районе п. Б. Невер, проходя через Тынду, Алдан, Томмот, выходит к г. Якутску на противоположном от него берегу реки Лены. Далее (от Якутска) трасса переходит в магистраль «Колыма» Якутск – Магадан.

 Дорога проходит в сложных условиях сильно пересеченной и горной местности, расположена в пределах Алданского нагорья и Приленского плато, Центрально-Якутской эрозийно-денудационной низменной равнины, в основном в условиях вечной мерзлоты. Климат суровый – зима продолжительностью 6–8 месяцев с низкими температурами (-40 °С), а также непродолжительное, но жаркое лето, бурная весна. Вдоль трассы можно отметить различные типы местности – это и мохово-лишайниковая тундра, и равнинная степь, и горно-лесистые участки. По дороге встречается множество мелких озер и рек.

 Об особенностях дорожного строительства на федеральной трассе «Лена» рассказал исполняющий обязанности директора ФКУ ДСД «Дальний Восток» Наиль Маликович Назмутдинов.

 – Наиль Маликович, трасса «Лена» в 2006 году вошла в список самых опасных дорог мира. В чем, на ваш профессиональный взгляд, уникальность трассы «Лена» и с какими трудностями приходится встречаться строителям трассы?

– Дорога «Лена», являясь основной транспортной артерией Республики Саха (Якутия), связывает прилегающие южные и центральные районы республики с Транссибирской железнодорожной магистралью и Байкало-Амурской магистралью. Она пропускает основной поток народно-хозяйственных грузов для центральных, восточных и заречных районов республики, а также грузов федерального и территориального назначения, поступающих в республику по программе Северного завоза. Кроме этого, автомобильная дорога обслуживает транспортные связи Тындинского района Амурской области общей протяженностью 268 километровс административными образованиями Республики Саха (Якутия) (268–1157 км).

Расположение горных перевалов и речных долин, наличие глубоких впадин и крутых склонов определили положение дороги в плане и продольном профиле. В плане дорога характеризуется сильной извилистостью, большим количеством закруглений с кривыми малого радиуса. Все перевальные участки построены с затяжными подъемами и спусками, с вертикальными кривыми малых радиусов, продольные уклоны достигают 100% и более.

– В каком состоянии находилась трасса до начала реконструкции?

– Основная часть дороги (763 километра) с грунтовым и щебеночным покрытием, что весьма неблагоприятно сказывается на безопасности дорожного движения, комфорте водителей и пассажиров. На некоторых участках общей протяженностью 394 километраесть асфальтовое покрытие, но оно находится в неудовлетворительном состоянии. Самое большое неудобство для автомобилистов – отсутствие моста через реку Лену. Переправа летом осуществляется при помощи грузопассажирского парома, а зимой (декабрь – апрель) – по льду реки и занимает почти час. В период ледохода и ледостава автомобильное движение прекращается и сообщение возможно только по воздуху.

На участках затяжных подъемов отсутствуют дополнительные полосы для движения грузового транспорта.

Из 140 мостов общей протяженностью 5659 пог. м 12 мостов (8,6%) деревянные, находящиеся в аварийном состоянии, и 31 мост общей протяженностью 826 пог. м в неудовлетворительном состоянии. Все мостовые сооружения не отвечают современным требованиям по расчетным нагрузкам.

 В настоящее время при реконструкции участков автомобильной дороги «Лена» часть мостов заменяется трубами большого диаметра или арками из гофрированных металлических конструкций.

На протяжении последних 7 лет работы по реконструкции автомобильной дороги, проходящей по Амурской области (268 км), не проводились, в Республике Саха (Якутия) реконструкция выполнена на незначительных по протяженности участках.

В соответствии с перспективной интенсивностью движения автомобильная дорога «Лена» Невер – Якутск относится к дороге IIIтехнической категории. При этом на протяжении около 900 кмне соответствует этой технической категории. Интенсивность движения автомобильного транспорта по перегонам изменяется от 980 до 1610 автомобилей в сутки, доля легковых автомобилей в транспортном потоке составляет 35–42%.

 

 – Что уже сделано и какие мероприятия по приведению трассы в нормативное состояние в планах дирекции?

– Первоочередными мероприятиями по приведению Федеральной автомобильной дороги «Лена» в нормативное состояние на период до 2015 года являются реконструкция и ремонт наиболее грузонапряженных участков Невер – Тында – граница Амурской области и Республики Саха (Якутия), Томмот – Якутск и ликвидация участков незавершенной реконструкции прошлых лет.

В результате реализации рассматриваемых мероприятий в 2011–2015 годах автомобильная дорога «Лена» Невер – Якутск будет приведена в нормативное состояние на участках общей протяженностью 648,6 км, которые будут иметь дорожную одежду с асфальтобетонным покрытием.

В настоящее время ведутся работы на 11 участках, осуществляется возведение новых, ремонт и реконструкция существующих мостов. Работы по реконструкции участков дороги продолжаются даже в зимний период в суровых климатических условиях Республики Саха (Якутия).

В 2012 году планируем приступить к выполнению работ еще на 5 участках. В текущем году будут завершены работы на 6 объектах. Это позволит ввести в эксплуатацию более 20 километровавтомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием.

 

 – Силами каких подрядных организаций осуществляются работы по строительству и реконструкции трассы «Лена»?

Работы осуществляются генеральными подрядными организациями, которые зарекомендовали себя при строительстве федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск: ООО «Брус», ЗАО «Труд», ООО «Стройсервис», труд которых высоко оценил в 2010 году Председатель Правительства РФ В.В. Путин. Кроме того, на объектах задействованы дорожно-строительные организации Амурской области и Республики Саха: ОАО «Бамстроймеханизация», ООО «Объединение «СРП», ЗАО «Дороги Саха».

 – Применение каких инновационных технологий и материалов продиктовано природными особенностями и уникальностью трассы?

– Особые геологические и климатические условия строительства и реконструкции участков федеральной автомобильной дороги «Лена», а также сжатые сроки строительного сезона предопределяют использование современных инновационных материалов:

 – сборных металлогофрированных конструкций водопропускных труб (диаметром от 1,5 до 3 м) и арочных мостов (производства России и Канады);

 – геотекстильных и геосинтетических материалов при устройстве металлических гофрированных труб и возведении земляного полотна;

 – интегральных решеток для укрепления откосов выемок и объемных георешеток для укрепления кюветов;

 – теплоизолирующих прослоек из вспененного полистирола;

 – лотков металлических гофрированных труб из полимерных составов, габионов и матрацев «Рено».

При значительных объемах мостовых работ находят применение деформационные швы особого северного исполнения (до -60о С), а также современные ремонтные смеси, полиуретановые краски и грунтовки.

Впервые на автомобильной дороге «Лена» устраиваются асфальтобетонные покрытия с использованием полимербитумных вяжущих адгезионных присадок на современных асфальтосмесительных установках высокой производительности (до 160 т/ч) производства России, Германии, Швейцарии.

В заключение отмечу, что автомобильная дорога «Лена» имеет важное социально-экономическое значение для развития северных территорий и является единственным круглогодичным путем транспортного сообщения для доставки необходимых для северных регионов грузов. Мы, в свою очередь, готовы строить, готовы решать проблемы, связанные со строительством трассы. У нас есть все необходимые ресурсы для осуществления всех планов, поставленных перед нами Правительством Российской Федерации.

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика