Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Федеральная контрактная система: старт дан | Издательский дом

Федеральная контрактная система: старт дан

 

Депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя Комитета по транспорту Сергей Тен

 

 

– 20 июня 2012 года Государственная дума РФ в первом чтении приняла Закон «О ФКС» (Федеральной контрактной системе), который призван заменить скандально известный ФЗ-94 о государственных и муниципальных закупках. Шесть лет споров должны завершиться в этом году?

 

– Закон «О Федеральной контрактной системе» – один из самых важных и сложных экономических законопроектов, которые будут рассматриваться и приниматься Государственной думой в этом году. Сегодня сфера госзакупок стала полноправной отраслью экономики. Ежегодный оборот ее составляет 6 триллионов рублей, еще 7 триллионов рублей составляют закупки госкорпораций и естественных монополий. Спрос госсектора на рынке оценивается в 20% внутреннего спроса России. Поэтому принципиально важно, на каких основаниях и при помощи каких процедур эти деньги будут распределяться. Еще до внесения законопроекта в Государственную думу в первом чтении, в комитетах и комиссиях, в совместных дискуссиях с Минфином, Минэкономразвития, Минтрансом проведена большая и кропотливая работа. Например, по моей просьбе мы создали рабочую группу при нашей секциипо дорожному хозяйству Экспертного совета Комитета по транспорту. Первое обсуждение законопроекта о Федеральной контрактной системе на секции показало, что у дорожников к законопроекту, представленному на заседании начальником отдела государственных закупок Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Ларисой Некрасовой, есть замечания и вопросы. Сегодня у нас уже сформирован ряд предложений и замечаний, которые, надеюсь, найдут свое отражение в законе ко второму чтению.

 

 

Есть ли принципиальные предложения, которые важны дорожникам?

 

– Одной из серьезнейших проблем действующего Закона «О госзакупках» № ФЗ-94 является ограниченность возможных способов закупки – конкурс и аукцион. При этом именно аукцион является основным. А это означает, что его участники сравниваются только по ценовому фактору, что порождает целый ряд острейших проблем. Наиболее известные из них связаны с демпингом и победой в результате таких торгов случайных фирм, не обладающих необходимым потенциалом для выполнения заказа.

Мы предлагаем при заявке, содержащей предложения о понижении цены контракта на поставки ниже 25%, а по услугам на 10% и более, предоставлять технико-экономическое обоснование такого снижения, с обязательным доказательством того, что данное снижение не повлечет за собой изменения качественных характеристик объекта. Более того, такой участник процедуры осуществления закупки обязан представить обеспечение исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Также мы вышли с предложением к правительству ко второму чтению предоставить Перечень отдельных видов товаров, работ и услуг, в отношении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам конкурса. При формировании перечня дополнительных квалификационных требований необходимо предусмотреть возможность использования процедуры открытого конкурса для заключения государственных контрактов на выполнение дорожно-строительных, ремонтных работ и работ по содержанию автомобильных дорог с учетом предъявления квалификационных требований, что позволит повысить качество работ и ответственность участников конкурса.

Необходимо отметить, что до принятия соответствующих подзаконных актов проблема квалификационных требований не будет решена. Есть еще ряд других поправок, которые носят не столь существенный характер.

Хочу отметить, что работа по законопроекту будет вестись все лето, и где-то к октябрю-ноябрю планируем выйти на второе чтение. В идеале Правительство Российской Федерации к этому моменту должно предоставить нам 21 проект нормативных правовых актов, без которых закон не сможет вступить в силу в полном объеме.

 

 

– ФКС будет регулировать общественные отношения во всех отраслях экономики. На ваш взгляд, какова должна быть юридическая конструкция закона?

 

– Поскольку Федеральная контрактная система будет регулировать общественные отношения в сфере госзакупок во всех отраслях экономики, она должна носить характер кодифицированного закона. При этом наряду с ФКС в каждой отрасли должен действовать также закон, регулирующий эти отношения именно в данной отрасли. Это вопрос дискуссионный, но я эту позицию буду отстаивать в консультациях с коллегами.

         Считаю необходимым подчеркнуть, что в рамках действующего ФЗ-94 мы прошли значительный путь. Он был тернист, но не бесполезен. Благодаря приобретенному опыту работы мы стали понимать, что действует эффективно, что – нет и как вообще должна быть организована деятельность государства по размещению госконтрактов. Без ФЗ-94 не была бы возможна Федеральная контрактная система. Другое дело, что недостатки действующего закона выявились уже спустя 1,5–2 года после вступления его в действие. Нужно было учесть опыт и оперативно поменять то, что было необходимо. Мы же раскачивались 6 лет, и из-за этого все противоречия обострились до абсурда.

         Считаю, что всем ветвям власти следует более внимательно прислушиваться к мнению бизнес-сообщества, тогда мы перестанем сами себя загонять в тупик.

 

 

– Совсем скоро Россия станет членом Всемирной торговой организации. Какие меры предусмотрены по защите отечественного рынка дорожных работ?

 

– Соглашение по правительственным закупкам ВТО (далее для краткости – Соглашение) относится к так называемым необязательным многосторонним соглашениям. Поэтому Россия, подтвердив, что, став членом ВТО, запросит предоставление статуса наблюдателя к Соглашению и начнет процесс присоединения к нему в течение четырех лет с момента присоединения, фактически берет на себя только обязательства начать переговоры. К примеру, Китай ведет переговоры по присоединению уже девять лет, Австралия и Турция – по пять лет. Мы ведь понимаем, что традиционно государственные закупки используются федеральными и региональными властями как один из способов поддержки своих производителей и поставщиков услуг. В условиях снижения тарифных обязательств по многим товарным позициям государственные закупки со стороны федеральных и муниципальных властей в России будут частично компенсировать негативные эффекты от тарифной либерализации для ряда отраслей экономики. Ведь размер государственных и муниципальных закупок в России составляет порядка 6 триллионов рублей. Учитывая текущую нестабильность в мировой экономике, такое решение может оказаться весьма полезным для поддержки отечественных компаний. С другой стороны, у нас будет время принять Закон «О ФКС» и отработать его механизм на практике.

 

 

 

 

          

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика