Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Мандат на строительство | Издательский дом

Мандат на строительство

 

В современных условиях ни одно, даже самое совершенное, предприятие не сможет приступить к строительным работам без Свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемой организацией (СРО) и ставшего своеобразным мандатом на выполнение строительных работ. В дорожно-транспортной отрасли России разрешительные функции, обеспечивающие качество, профессионализм и безопасность строительных работ, выполняет Некоммерческое партнерство «Межрегиональное объединение дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ».

 

 

Генеральный директор НО МОД «Союздорстрой» Леонид Хвоинский

 

В отличие от большинства людей, которые узнали об институте саморегулирования лишь в последние годы и слабо представляют его суть, генеральный директор Некоммерческого партнерства «Межрегиональное объединение дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский знает о саморегулировании в России практически всё. Работу над созданием эффективной системы отбора достойных подрядчиков он начинал в составе депутатов Государственной думы IVсозыва, когда участвовал в подготовке закона о саморегулировании. После долгих обсуждений и бурных споров, казалось, были расставлены все точки в стройной концепции выполнения строительных работ в России. Но результат внедрения саморегулирования оправдал не все ожидания. После сложного старта, когда за 2009 год в России зарегистрировались лишь 70 саморегулируемых строительных организаций, словно невидимая рука дала отмашку, и за два месяца их появилось в два раза больше. А теперь число СРО в строительстве достигло 239 организаций.

В этой массе ловко замаскировались те, кто поставил перед собой задачу заработать на выдаче свидетельств о допуске. Практиковалась продажа, демпинг – всё как в дикой рыночной экономике. Спохватившись, с этой напастью стали бороться, но исправление ситуации идет очень медленно.

 

 

Остаются и другие нерешенные вопросы. Один из них – создание СРО по отраслевому принципу.

 

К сожалению, территориальное объединение предприятий в саморегулируемые организации внесло свой негативный оттенок, усреднив подход к требованиям, предъявляемым членам СРО. Ведь любому понятно, что в жилищном строительстве – одни особенности, в дорожно-транспортном – другие, в атомном – третьи. А когда предприятия различных направлений деятельности объединены в одном партнерстве, оно вынуждено идти на компромисс, снижая требования к выдаче допусков, устанавливая их на уровне, минимально допустимом законом.

 

 

Еще одна проблема – разделение саморегулирования по видам работ.

 

Одно и то же предприятие, занимающееся изысканием, проектированием и строительством, сегодня вынуждено вступать в три разные СРО и получать три свидетельства на допуск к работам в одной и той же отрасли. Парадокс, который тоже предстоит выправлять. К этому призывает Леонид Хвоинский на заседаниях Совета Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), над этим он работает в качестве председателя Комитета по транспортному строительству НОСТРОЙ, для этого он использует возможности, которые предоставляет участие в работе общественных структур, советов и комиссий Государственной думы и Правительства России.

Как один миг, пролетели три года, отсчитанные с момента создания НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Генеральный директор партнерства Леонид Хвоинский сделал все возможное, чтобы эта организация оказалась как можно ближе к образцам, заложенным идеологами закона о саморегулировании. Отраслевой принцип позволил сохранить понимание подрядчиками общих задач и обеспечил поддержку Минтранса РФ, Федерального дорожного агентства, Государственной компании «Автодор», ассоциаций «АСПОР» и «РАДОР». Крепким связующим раствором для дорожно-транспортных строителей стали общие интересы в разработке стандартов, в подготовке кадров, в соблюдении единых требований российского законодательства и СРО для обеспечения качества, профессионализма и безопасности строительных работ в дорожно-транспортной отрасли.

 

Процесс развития саморегулирования продолжается. Председатель Правительства и Президент РФ указывают на значимую роль саморегулирования и даже провозглашают его одним из «столпов российского общества». Участвуя в отчетных собраниях НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», лидеры ведущих отраслевых и государственных управленческих структур тепло благодарят партнерство за проделанную работу. В том числе, например, за создание стройной системы повышения квалификации, охватившей с помощью 35 высших учебных заведений всю Россию. Более 8 тыс. человек внесены в базу данных саморегулируемой организации, и каждый из них раз в пять лет обязательно пройдет курс обучения по 16 программам, согласованным с партнерством, а затем выдержит аттестацию, подтверждая свои знания перед комиссией, в составе которой участвует представитель СОЮЗДОРСТРОЯ. Такая же образовательная система постепенно выстраивается в отношении квалифицированных рабочих кадров.

 

Другой сферой приложения сил партнерства стала информационно-пропагандистская деятельность. Совместно с МАДИ и другими научными и производственными учреждениями проводятся семинары по актуальным вопросам развития дорожных технологий. Обязательным стало участие представителей саморегулируемой организации во всех общеотраслевых мероприятиях и доведение их результатов и полученных знаний до участников партнерства и широкой аудитории через средства массовой информации и через сайт НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ».

 

Серьезным достижением стало создание Третейского суда, способного не только юридически грамотно, но и профессионально с точки зрения строителей решить спорные вопросы, возникшие у предприятий – членов партнерства.

 

Но главное, за что дорожно-транспортная отрасль благодарна саморегулируемой организации, – большая работа, проделанная в направлении гармонизации технических норм России и Евросоюза. Десятки документов, тысячи страниц сложнейших технических и нормативных текстов, переведенных и адаптированных к российским условиям и понятиям, помогают в создании современных норм и стандартов. И в этом отношении инициатива оказалась за саморегулируемой организацией еще задолго до неоднократных напоминаний Правительства РФ о том, что именно профессионалы, объединенные в СРО, должны создавать современные нормативно-технические документы. В НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» эту работу начинали с разработки трех стандартов, по всей стране собирая в творческие коллективы самых грамотных специалистов и ученых. Потом было еще шесть основополагающих комплексов документов в дорожном строительстве, содержащих 32 стандарта дорожного строительства. А теперь новые планы – 11 комплексов стандартов, содержащих 54 документа. Причем в перспективе они будут доведены до уровня Национальных стандартов, обязательных для применения всеми подрядчиками по дорожно-транспортному строительству России.

Три прошедших года оказались очень эффективными для НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Поздравляя с этой датой, депутат Госдумы РФ Мартин Шаккум от имени Комитета по земельным отношениям и строительству Госдумы РФ выразил благодарность участникам партнерства за активную позицию и помощь по всем вопросам изменения российского законодательства – от восстановления дорожных фондов до внесения поправок в закон № 94-ФЗ и обсуждения Федеральной контрактной системы.

Позитивные впечатления от работы организации сложились и у предприятий, вошедших в ее состав. Ежегодные проверки, которые проводят специалисты партнерства, детально знающие все требования российского законодательства, позволили значительно сократить количество замечаний и штрафных санкций со стороны контрольных органов.

 

 

ХВОИНСКИЙ ЛЕОНИД АДАМОВИЧ

 

Постепенно СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» становится структурой, необходимой в дорожно-транспортной отрасли. Немало сил приложил к этому генеральный директор партнерства Леонид Хвоинский. Он привык всегда находиться на шаг впереди окружающих его людей, проявлять инициативу, творческий подход и качества лидера. Ему с детства доверяли выполнение самых сложных задач, которые он успешно решал.

 В 14 лет Леонид Хвоинский стал бригадиром тракторно-полеводческой бригады из 50 человек, в 19 – командиром студенческого строительного отряда СибАДИ, в 22 – мастером Новоалтайского ДСУ № 7. Потом прорабом, главным инженером, и уже в 27 лет он был назначен начальником этого крупнейшего в Алтайском крае дорожно-строительного предприятия. Спустя еще 12 лет под его началом оказалась вся дорожная отрасль региона, включающая в себя 72 подрядных коллектива и более 17 тыс. км автодорог.

Началась упорная борьба за развитие дорог Алтайского края. Из множества строек и побед того времени в памяти в первую очередь возникает реконструкция взлетно-посадочной полосы в Барнауле, которую выполнили за рекордные 20 дней. Не менее памятна знаменитая автомагистраль Алтай – Кузбасс, 230 км которой проложили по трассе недостроенной железной дороги за два года. Участники тех событий среди прочего могут рассказать о десятках рацпредложений, внедренных как с подачи самого Хвоинского, так и при его непосредственной поддержке и участии. Многие с благодарностью вспомнят о том, как строились производственные базы и жилье, как появлялась и развивалась придорожная инфраструктура.

Происходило это потому, что Леонид Хвоинский никогда не ждал указаний сверху и, если видел ситуацию, в которой что-то можно изменить к лучшему, немедленно предпринимал все возможные меры. Это касалось не только технологических решений, но и, например, поддержки отечественной истории, культуры, спорта.

А еще он постоянно учился. Окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление». Непрестанно занимался самообразованием, читая доступную специальную литературу. Неугасающий интерес к профессии заставил защитить кандидатскую диссертацию и возглавить кафедру «Транспортное строительство» Алтайского ГТУ им. И.И. Ползунова.

И так во всем. Уважение к предкам способствовало не только тщательному изучению истории своего рода, но и созданию в Барнауле Музея дорожной техники с уникальными действующими экспонатами, внесенными в реестры культурных ценностей России. А восстановленный совместными усилиями дорожников Алтайского края Колыванский камнерезный завод, непревзойденные изделия которого занимают почетные места в знаменитых музеях мира, непременно станет одним из точек мирового туризма.

Большой вклад Леонид Хвоинский внес в развитие спорта. Спортивный зал, переделанный по его инициативе из складского ангара, до сих пор считается лучшим в Алтайском крае и используется как Школа олимпийского резерва.

Человека с таким широким кругозором нельзя было не заметить, и вскоре он, никогда прежде не планировавший заниматься политикой, сначала был избран в городское Законодательное собрание, а затем стал депутатом Государственной думы Федерального собрания РФ.

Причастность к созданию законов государства добавила Леониду Хвоинскому жизненного опыта и не уменьшила стремления менять окружающий мир к лучшему. Возглавляемая им саморегулируемая организация очень быстро стала одной из самых активных в Национальном объединении строителей. Об этом свидетельствуют заслуженные наградыВсероссийского конкурса «СТРОЙМАСТЕР». В 2011 году в число лауреатов конкурса вошло 198 представителей от предприятий – членов партнерства. Это более 15% от всех участников. Саморегулируемая организация НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» признана победителем в номинациях «Лучшая СРО по охране труда» и «Лучшая строительная СРО по качеству произведенной продукции».

И в этом успехе, и в достижениях партнерства по всем направлениям деятельности отчетливо просматривается большая организаторская роль Леонида Адамовича Хвоинского, который всеми силами способствует развитию института саморегулирования, превращению его в изначально задуманный действенный механизм обеспечения качества, безопасности и профессионализма в дорожно-транспортном строительстве.

 

Николай Проказов,

пресс-секретарь МРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика