Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Особенности северных проектов | Издательский дом

Особенности северных проектов

 

По проектам открытого акционерного общества «ТрансДорПроект» в Республике Саха (Якутия) построена основная часть территориальных и значительная часть федеральных автодорог «Лена», «Колыма» и «Вилюй», республиканских «Амга» и «Умнас», множество километров автодорог к населенным пунктам и объектам народного хозяйства.

 

Генеральный директор ОАО «ТрансДорПроект»Александр Меньшов

 

 

 Якутия находится в сложнейших природно-климатических условиях и соответственно в зоне активного влияния геокриологических процессов и вечной мерзлоты. Опыт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог показывают, что специфика климатических и мерзлотно-грунтовых условий Якутии является определяющей для выбора принципов и конструктивно-технологических особенностей проектирования земляного полотна и искусственных сооружений.

Обеспечение устойчивости и долговечности транспортных сооружений, возводимых в районах распространения вечномерзлых пород на слабых просадочных при оттаивании вечномерзлых грунтах и близко залегающих к дневной поверхности подземных льдах, является одной из актуальнейших проблем транспортного строительства Якутии.

Применение настоящих методических рекомендаций дает возможность проектировать рациональные дорожные конструкции с обеспечением их устойчивости на расчетный срок службы. Стало возможным проведение теплофизической экспертизы проектных решений инженерных транспортных сооружений объектов железных и автомобильных дорог, водного транспорта и аэропортов.

 

 

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

 

История ОАО «ТрансДорПроект» началась в 1960 году, когда в Управлении строительства и ремонта автомобильных дорог при Совете министров ЯАССР была организована Группа рабочего проектирования, которая впоследствии и реорганизовалась в сегодняшнюю компанию. Основная задача – разработка и выпуск проектной продукции по строительству, реконструкции, ремонту основных дорожных объектов и искусственных сооружений республики и прилегающих к ней территорий.

За полувековой срок работы в суровых природно-климатических условиях Якутии были выполнены топографо-геодезические изыскания десятков тысяч километров трасс автодорог, проведены инженерно-геологические исследования сотен тысяч метров геологических скважин. Огромный труд проектировщиков вложен в разработку и выпуск проектно-сметной документации.

Работники предприятия прошли путь от карандаша с линейкой и чертежной доски до передового оборудования и программных комплексов систем автоматизированного проектирования автомобильных дорог.

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД

 

Современный комплекс материально-технических средств ОАО «ТрансДорПроект» включает в себя достаточное количество электронных геодезических приборов, буровую технику на базе автомобилей повышенной проходимости, внедорожный транспорт. Система выполнения и обработки материалов инженерно-геодезических изысканий полностью автоматизирована.

Каждый год «ТрансДорПроект» выпускает проектную продукцию на 30–50 дорожных объектов, а это около 200 кмавтомобильных дорог, подлежащих строительству, реконструкции и ремонту; уличных дорог населенных пунктов, несколько десятков искусственных сооружений. Помимо этого, предприятие ведет авторский надзор при сооружении ИССО, занимается проектированием технологических дорог для строительства железной дороги.

Опыт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог показывает, что специфика климатических и мерзлотно-грунтовых условий Якутии является определяющей для выбора принципов и конструктивно-технологических особенностей проектирования земляного полотна и искусственных сооружений. В настоящее время стала чрезвычайно актуальной проблема обеспечения безопасности движения в условиях деградации мерзлоты.

ОАО «ТрансДорПроект» совместно с Центральной лабораторией инженерной теплофизики ОАО ЦНИИС Транспортного строительства провели натурные обследования земляного полотна и искусственных сооружений, обоснованные теоретическими исследованиями. В результате были разработаны Методические рекомендации по прогнозу температурного режима грунтов оснований земляного полотна и искусственных сооружений на автодорогах Центральной Якутии. Применение этих рекомендаций теперь позволяет проектировщикам и строителям применять такие дорожные конструкции, которые способны обеспечить устойчивость оснований земляного полотна и искусственных сооружений на весь расчетный срок службы.

 

 

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

 

 Среди проблем, с которыми сразу пришлось столкнуться, – недостаточная квалификация специалистов, их нехватка, особенно гидрологов, текучесть кадров. Как и все предприятия, мы испытываем проблемы с ФЗ-94. Некоторые соискатели снижают стоимость работ практически на 95%. При этом не понятно, как можно на такие суммы выполнить все виды проектно-изыскательских работ.

Еще более вопиющая ситуация складывается на электронной торговой площадке. По итогам шести проведенных аукционов стало ясно, что у некоторых заявителей не хватает свидетельств о допусках, которые выдает сам заказчик, который и проводит электронные торги. Конечно, такого заявителя отстраняют от конкурса, но цена вопроса уже очень снижена. Те, кто идут вторыми и третьими, оказываются заложниками такой недобросовестности. Неразбериха возникла и с нормативными документами – одни уже не действительны, другие еще не приняты. С мая 2011 года действуют актуализированные СНиПы. Но актуализация эта приводит, честно говоря, в недоумение. Где-то они доработаны, а где-то остались прежними, проблемными.

Работа проектировщиков во многом зависит от заказчика. Сейчас предприятие ведет проектные работы по ремонту дороги «Лена». Сложная дорога, с первого момента начались проблемы и разночтения. Но «ТрансДорПроекту» не привыкать решать задачи с несколькими неизвестными.

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика