Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Нормативы зимников нуждаются в пересмотре | Издательский дом

Нормативы зимников нуждаются в пересмотре

 

Для большого дорожного хозяйства Якутии, насчитывающего более 11 тыс. км автодорог и из них 3 тыс. 110 кмс твердым покрытием и около 8 тыс. км сезонных автозимников, потребовался единый орган управления, который и был создан 1 марта 2011 года путем слияния Дирекции по строительству и Управление по эксплуатации автодорог Якутии. Новое управление получило название ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)».

 

Генеральный директор ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» Юрий Михайлов

 

 

Наглядно и стабильно

 

Свою деятельность мы начали с того, что приняли решение заключать соглашения с подрядными организациями на содержание, ремонт и строительство автодорог в республике на три года, а не на год, как это практиковалось ранее. Это приносит нам немалые выгоды. Мы видим возможности подрядчиков и можем четче определять им годовые задачи, оценить техническую, технологическую базу и, если надо, внести поправки в дальнейшие наши деловые отношения.

По итогам открытых торгов на текущий год заключено 32 контракта. Объем средств на содержание автодорог республики на этот год составил 980 млн рублей – почти в полтора раза больше, чем осваивалось в прошлые годы. В 2013 году планируем освоить уже 1 млрд 28 млн рублей, а в 2014-м – на 50 млн больше. При такой организации, естественно, появляются хорошие стимулы для качественного содержания наземных путей сообщения в сложных климатических условиях.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗИМНИКОВ

 

Из-за отсутствия авиационного сообщения многие отдаленные районы остались без связи с центральной частью республики. Люди живут в полной изоляции. Поэтому в этом году мы уделили больше внимания содержанию зимников в десяти арктических улусах. Единственная ниточка передвижения – сезонная ледовая дорога по замерзшим рекам. Задача, которую сегодня поставило перед нами правительство республики, ответственно и серьезно отнестись к автозимникам как к социально значимым объектам, так как другого способа добраться до этих населенных пунктов не существует.

Для нас это означает одно – обеспечивать беспрепятственный проезд по зимникам. Если десять лет назад пролазы по рекам устраивали всех, то сегодня – никого. В этой связи финансирование, которое мы получаем на содержание грунтовых автодорог, вселяет оптимизм, а на обустройство зимников вызывает недоумение. Кто и когда решил, что на содержание километра ледовой дороги следует отпускать 25% от нормы, предусмотренной для содержания грунтовых круглогодичных дорог? Почему именно 25?

Если за расчетную величину бралось время года – три зимних месяца, то в наших географических широтах, в якутской тундре зима длится 7–8 месяцев. И это подтверждено и наукой, и практикой. На деле же дорожники попадают в абсурдные обстоятельства. Нормативных денег, гарантированных

государством, хватает ровно на три месяца, а дальше зимники держатся на честном слове дорожных организаций, которые вынужденно терпят ощутимые убытки.

И чем дольше мы остаемся в таком измерении, тем неразрешимей проблемы ледовых дорог. Одна из них уже требует немедленного государственного решения, ибо найти сегодня организацию, которая взялась бы торить и обслуживать зимники, становится все труднее и труднее, а в ряде арктических улусов «охотников» и вовсе нет. В рыночных условиях – неважно, на юге или на севере – себе в убыток никто работать не хочет. Это жесткие условия бизнеса.

Когда мы объявляем тендер на госзаказ по содержанию зимников, бывает, что выполнять нашу заявку берется один человек, у которого есть собственный трактор и к нему навесное оборудование. А то двое – семья. И им мы рады. И это в то время, когда в конкурсе на эксплуатацию грунтовых дорог участвуют по 5–7 предприятий. Сам факт говорит за себя. Проблему можно решить только скорейшим пересмотром норматива – бесспорно, в сторону его увеличения хотя бы до 60% от содержания одного километра грунтовых дорог.

В Арктике эта проблема усугубляется еще и тем, что там нет другой работы. Скажем, в центральных районах республики дорожные предприятия могут иметь немало дополнительных доходов. У них есть технические мощности и парк машин, чтобы выполнять самые различные заказы местных предприятий, организаций и малого бизнеса. А вот в северных улусах дорожники такой возможности лишены, ибо там рынка труда нет. Он еще не сформирован. И зимники здесь – единственный наземный путь связи со страной.

Ежегодно Росавтодор повышает субсидирование и намерен ввести в 2017 году стопроцентную оплату по содержанию автодорог. И мы верим, что так и будет, потому что намерения подкреплены делом. Но это заверение не касается ледовых дорог.

Конечно, мы на местах, как можем, облегчаем проблему. И пока на федеральном уровне будут решать эту задачу, сами пересматриваем многие уже устоявшиеся структуры, приближая их к реальным условиям работы.

Например, в отделе эксплуатации управления штатным расписанием предусмотрено 18 работников. Раньше все эти специалисты сидели в городе и руководили делами по всей территории огромной республики. Теперь же мы создаем представительства непосредственно в улусах. Скажем, в городе Мирном на постоянной основе трудится наш специалист, курирующий автодорогу «Анабар». Ему выделено жилье, персональная машина, созданы условия для работы. Такие же представительства созданы в  Батагае (дорога «Яна»), в Вилюе (дорога «Вилюй» и «Кобяй»), в Усть-Куйге (дорога до Депутатского и зимники до моря Лаптевых), в Хандыге (дороги «Алдан» и «Колыма»), в Усть-Мае (дорога «Амга»). В этом году будем подбирать специалистов в арктические улусы.

Таким образом, мы закрепили специалистов на местах их служебной ответственности, чтобы они реально контролировали состояние территориальных автодорог и автозимников. Мы хотим ежедневно знать положение на всех участках дорожного хозяйства, иметь не «телефонный» или «компьютерный» контакт с подрядными организациями, а непосредственный на местах их деятельности. Наши представители в улусах, по сути, стали линейной службой управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика