Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Будущее создается сегодня | Издательский дом

Будущее создается сегодня

 

До начала прошлого столетия в Якутии, кроме тропинок, связывающих одиночные жилища, раскиданные по безбрежной территории северного края, никаких дорог в помине не было.

 

Начальник ФКУ Упрдор «Вилюй» Николай Андреев

 

 

Автомобильная дорога «Вилюй»

 

Соединяя столицу Республики Саха (Якутия) Якутск с Иркутской областью, дорога является главной транспортной магистралью для западной части территории республики.

Значение автомобильной дороги «Вилюй» для Республики Саха (Якутия) трудно оценить. На обширной территории зоны тяготения автомобильной дороги «Вилюй» разведаны богатые промышленные запасы углеводородного сырья: нефть, газ, газоконденсат. Практически все месторождения подготовлены к широкомасштабному освоению. Часть газоконденсатных месторождений эксплуатируется для местных нужд, а также крупные нефтяные месторождения (Среднеботуобинское, Талаканское) и Чаяндинское газовое месторождение рассматриваются как ресурсная база Восточно-Сибирского и Дальневосточного региона с отправкой части продукции на экспорт в страны АТР. В перспективе автомобильная дорога «Вилюй» будет обеспечивать выход тяготеющих к дороге территорий Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (Якутск – Томмот – Тында), конечный участок которой от Томмота до Якутска предполагается ввести в эксплуатацию в ближайшие годы.

Президентом и Правительством РФ уделяется значительное внимание комплексному развитию Дальнего Востока. В будущем Вилюйская магистраль должна обеспечить круглогодичную транспортную связь Якутии с единой российской сетью через Иркутскую область, Красноярский край в Западную Сибирь, по существующей сети опорных автомобильных дорог («Колыма», «Лена») – в Восточную Сибирь, регионы Дальнего Востока и на Тихоокеанское побережье.

Для создания опорной автодорожной сети, обеспечения транспортной доступности в рамках федерализации ОАО «АЛРОСА» постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2007 года № 566 автомобильная дорога «Вилюй», строящаяся от автомобильной дороги М-53 «Байкал» через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, включена в перечень федеральных дорог. И в целях ее надлежащего содержания распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2007 года создано ФГУ «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй». ФКУ Упрдор «Вилюй» выполняет функции государственного заказчика-застройщика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильной дороги «Вилюй».

 

 

Реконструкция и строительство дороги

 

Сегодня одной из задач обеспечения сквозного движения по маршруту от Якутска до Братска и Тулуна является ликвидация автозимника от поселка Верхнемарково до поселка Таас-Юрях протяженностью 824 км, строительство мостовых переходов вместо паромных переправ на пересечениях дороги с р. Вилюй в четырех местах и р. Марха, понтонных переправ, устраиваемых из наплавных звеньев летом через реки Тангнары, Чыбыда, Тюкян, Ботомою, Вилюйчан и Малая Ботобуйя.

Для ускорения темпов строительства автодороги мы ведем активную работу по подготовке проектной документации на строительство мостов и автодороги, а также на реконструкцию существующих участков. В планах на перспективу – завершить начатые объекты и ввести их в эксплуатацию в ближайшее время, начать ликвидацию грунтового разрыва с завершением к 2020 году. Для этого в первоочередном порядке построить все мостовые переходы, а их количество только на территории республики – 17 мостов, и привести автодорогу в соответствие с нормативными требованиями технико-эксплуатационных показателей автодороги федерального значения.

 

 

Содержание автомобильной дороги

 

Государственные контракты на постоянно выполняемые работы по содержанию 10 участков автодороги заключены с шестью подрядными организациями различных форм собственности. В их числе ООО «Мехдорстрой», ОАО «Горный автодор», ОАО «Вилюйавтодор», ООО «Айан-Суол», ООО «Сунтаравтодор», МУАД АК «АЛРОСА».

Подрядными организациями выполняются работы по зимнему и летнему содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги: полосы отвода, земляного полотна, проезжей части, средств обустройства и обстановки дороги, а также по обустройству и содержанию подходов к пяти паромным переправам, пяти ледовых переправ и автозимника со сроком действия с 15 декабря по 1 апреля.

С передачей в федеральную собственность пользователи автомобильной дороги «Вилюй» отмечают разительное улучшение ее содержания. Хотя финансирование в настоящее время составляет 20% от норматива денежных затрат на содержание, подрядные организации прилагают все силы для достижения допустимого уровня содержания.

 

 

Протяженность автодороги и ее связь с населенными пунктами

 

За нашим Управлением на праве оперативного ведения закреплен участок от п. Верхнемарково в Иркутской области до г. Якутска в Республике Саха (Якутия) с общей протяженностью 2117 км. Из них по типам дорожной одежды: на 11 км асфальтовое покрытие, на 1293 км – гравийное. На дороге 49 мостов и 1118 водопропускных труб. В настоящее время сквозное движение по маршруту Якутск – Мирный – Братск – Тулун возможно только в зимнее время с начала декабря до третьей декады апреля (четыре месяца в году). От Верхнемарково до Мирного (Таас-Юрях) действует автозимник длиной 824 км. Из них 243 км пролегают по Республике Саха (Якутия) и 581 км – по Иркутской области. Участок от Таас-Юряха до Якутска (1314 км) дорога имеет твердое покрытие переходного типа. В местах пересечения дороги с реками Вилюй и Марха летом действуют паромные переправы, зимой – ледовые.

 

 

Дороги и безопасность движения транспорта

 

Из-за малой высоты насыпи на некоторых участках с неблагоприятными геологическими условиями образуются пучины, а в зимний период происходит выпучивание влажных грунтов, что значительно ослож­няет содержание и влияет на безопасность движения.

Для обеспечения бесперебойного и безопасного движения автомобильного транспорта необходимо создание эффективной структуры эксплуатационной службы, способной на высоком инженерном уровне решать задачи управления дорожным хо­зяйством, качественно и оперативно выполнять комплекс дорожных работ по созда­нию условий проезжаемости на дороге.

Непременным условием надежности работы дороги в условиях вечной мерз­лоты является проведение систематических плановых работ по уходу за дорогой и дорожными сооружениями, которые проводятся непрерывно в течение года.

Основным видом происшествий на дороге является опрокидывание из-за несоответствия геометрических параметров дороги в условиях ежегодно растущей интенсивности движения автотранспорта и нарушения правил дорожного движения водителями в выборе скоростного режима.

Эксплуатационной службой ФКУ Упрдор «Вилюй» руководителям подрядных организаций рекомендовано при планировании работы по содержанию закрепленных участков автомобильной дороги обратить на это внимание и организовать совместную работу дорожных служб и Госавтоинспекции по оперативному введению режимов ограничения скорости движения на опасных участках, установке информационных дорожных знаков 1.34.1-4 (направление поворота) на кривых малого радиуса, а также планированию действенных мероприятий по обеспечению безопасности.

 

 

Перспективы развития

 

Перед коллективом ФКУ Упрдор «Вилюй» стоит огромная задача обеспечения беспрепятственного проезда с Якутска до автомагистрали М-53 «Байкал», приведения автомобильной дороги в нормативное состояние, обустройства согласно проекту организации дорожного движения для безопасности движения.

Стратегическое значение дороги «Вилюй» безусловно. Она является не только стержнем западной промышленной зоны Республики Саха (Якутия), но и дорогой жизни для алмазного края. Кроме того, это самый короткий наземный путь к федеральным автомагистралям «Колыма» (М-57 Якутск – Магадан) и «Лена» (М-56 Большой Невер – Томмот – Якутск). Она также обеспечивает выход к очень важным республиканским дорогам «Анабар», «Амга» и «Умнас».

В завершенном виде автодорога «Вилюй» свяжет огромные территории богатейшей Восточной Сибири и юго-запада Якутии с единой автотранспортной сетью России.

В настоящее время утверждено задание Росавтодора на 2012–2015 годы по строительству пяти мостовых переходов через р. Ботомою, р. Вилюйчан, р. Тангнары, р. Чыбыда, р. Марха.

С 2011 года начаты работы по поэтапной реконструкции на участке от г. Якутска до с. Бердигестях.

В 2012 году будет начато строительство со стороны п. Верхнемарково Иркутской области до станции Непа.

На этом участке, где в настоящее время проходит автозимник сезонного действия, предстоит провести детальные инженерные изыскания для подготовки проектной документации, необходимой для принятия конструктивных и объемно-планировочных решений по строительству и реконструкции автодороги «Вилюй» и для выбора оптимального варианта трассы на участке Усть-Кут – Мирный.

Существующий автозимник IIIкатегории рассчитан на грузонапряженность до 50 тыс. тонн нетто в год с интенсивностью движения до 150 един./сут. и не справляется с возрастающей нагрузкой.  В 1976-2000 годах автоперевозки по данному автозимнику составляли не более 12-20 тыс. тонн за сезон.

На автозимнике зафиксировано около 60 водотоков, в том числе четыре крупных. Через реку Верхняя Тунгуска на 2081 км существует деревянный мост. Через реки Тира и Малая Тира существуют железобетонные мосты. Через реку Нижняя Тунгуска ежегодно устраивается ледовая переправа.

Для потребления нефтегазовых ресурсов юго-западных районов Республики Саха (Якутия) и примыкающих к ним северных территорий Иркутской области был введен в эксплуатацию нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Его трасса проходит через территорию, на которой расположены важнейшие нефтяные и нефтегазовые месторождения: Среднеботуобинское, Талаканское, Чаяндинское в Республике Саха (Якутия) и Верхнечонское в Иркутской области.

В настоящее время в связи с активизацией промышленного освоения месторождений полезных ископаемых значительно увеличился объем грузоперевозок, соответственно увеличилась интенсивность дорожного движения. На ближайшие 2013–2015 годы прогнозируется увеличение объемов перевозок в среднем в три раза по отношению к 2012 году, что потребует принятия действий и разработки мероприятий по переводу автозимника из IIIкатегории в Iкатегорию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика