Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Решить проблемы крайнего севера | Издательский дом

Решить проблемы крайнего севера

 

Начальник ГУ «Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа» Александр Кожухов

 

 

Чукотский автономный округ расположен на крайнем северо-востоке России. Занимает весь Чукотский полуостров, часть материка и ряд островов Врангеля, Айон, Ратманова и др.

Чукотка отличается крайне низким уровнем обеспечения транспортом; этому способствуют как очень низкая плотность населения, так и суровые климатические условия (зима до 9 месяцев), что делает строительство дорог очень дорогостоящим и трудоемким. На данный момент дороги с покрытием присутствуют только в городах и прилегающих к ним поселкам; на всей остальной территории Чукотки используются зимники –дороги без покрытия, на которых движение возможно только зимой по укатанному снегу. Для передвижения используются вездеходы, снегомобили и грузовики повышенной проходимости.

 

 

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ЧАО

 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования Чукотского автономного округа (ЧАО) составляет 5371,6 км, и только 569,8 км (10,6%) отнесены к автодорогам IVи Vтехнических категорий, остальные 4001,8 км относятся к автозимникам продленного срока эксплуатации и автозимникам, которые и являются основными транспортными артериями для Чукотки.

Транспортная система ЧАО в настоящее время существует автономно. На территории Чукотки нет круглогодичной транспортной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием между окружным и районными центрами и многими населенными пунктами. Кроме этого, отсутствуют автотранспортные выходы в прилегающие субъекты федерации (Магаданскую область, Республику Саха (Якутия), Камчатский край), и это одна из важных причин, сдерживающих подъем экономики Чукотки.Завоз материально-технических грузов и продовольственных товаров на территорию Чукотки возможен лишь в короткую летнюю навигацию (июнь – сентябрь) и только морским транспортом. Далее грузы, поступившие в морские порты, могут быть доставлены потребителям только автомобильным транспортом и только по автозимникам, ежегодно вводимым в эксплуатацию в январе со сроком действия от 2 до 4 месяцев.

Большие надежды социально-экономического развития Чукотки население округа связывает со строительством автомобильной дороги Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота, которая позволит обеспечить соединение территории Чукотки с сетью автомобильных дорог России, обеспечит доступность к крупнейшим месторождениям полезных ископаемых, повысит инвестиционную привлекательность округа.И уже сейчас в рамках реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» идет строительство первых 30 км автомобильной дороги, также на продолжение строительства автомобильной дороги в 2014–2018 годах в настоящее время за счет средств дорожного фонда округа ведется разработка проектной документации на строительство 70 км и шести больших мостов общей протяженностью более 1400 пог. м.

В 2009 году в эксплуатацию введен автозимник продленного срока эксплуатации Билибино – Анюйск, связавший районный центр Билибино с речным портом Анюйска, через который в настоящее время в Билибинский район поступают основные материальные ресурсы и продовольствие, и сегодня в целях обеспечения круглогодичного движения транспортных средств на автозимнике идет строительство 15 мостовых переходов через реки и водотоки.

 

 

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

 

К основным проблемам на строительстве объектов относится все та же пресловутая для Чукотки транспортная схема доставки материалов. Материалы, поступившие в навигацию в морские порты в текущем году, на объекты строительства могут быть поставлены только в следующем году с открытием движения по автозимникам. Отсутствие материалов на объектах в текущем году приводит к срыву исполнения календарных графиков строительства и сроков строительства объектов в целом. Решение проблемы видится во внесении изменений в законодательные и нормативно-правовые акты в строительстве, в частности при долгосрочных контрактах на строительство объектов как на территории Чукотки, так и в подобных районах Крайнего Севера в первый год строительства календарным графиком предусматривать завоз полного объема материальных ресурсов на объект с оплатой подрядчику затрат за фактически поставленные материалы с дальнейшим отнесением их стоимости пропорционально выполненным объемам работ. Это фактически заменило бы авансовые платежи, которые, кстати, в последние годы мы контрактами и не предусматриваем из-за нерационального и нецелевого их использования подрядчиками, а в отдельных случаях с помощью судебных органов приходилось разыскивать подрядчиков, получивших авансовые платежи, но не приступивших к работе. Отсутствие же у подрядчиков собственных оборотных средств на закупку материальных ресурсов на объект в целом нарушает ритмичность работ по годам строительства и в конечном итоге приводит к срыву срока ввода объекта в эксплуатацию.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ

 

Говоря о строительстве новых объектов, нельзя не сказать о содержании и ремонте существующих автомобильных дорог. В 2010 году разработаны и утверждены нормативы финансовых затрат на содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения ЧАО. К сожалению, из-за недостатка финансовых средств дорожного фонда округа на содержание автомобильных дорог выделяются средства в размере от 35 до 40% от утвержденного норматива денежных затрат, а на ремонты – не более 10%. Результат такого финансирования – 85,3% автодорог и искусственных сооружений не соответствуют нормативным требованиям. Несколько лет назад как бы рассматривался вопрос о софинансировании содержания и ремонта региональных автомобильных дорог из федерального бюджета, но на сегодня пока никаких решений по этому вопросу не принято. Улучшить ситуацию с техническим состоянием региональных автомобильных дорог с дотационным бюджетом округа без помощи федерального бюджета невозможно. Хотя и здесь возможно частичное решение проблемы путем снижения доли софинансирования из бюджета ЧАО на строительство объектов с привлечением средств федерального бюджета. Если посмотреть проект ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», то увидим, на наш взгляд, неподъемную долю софинансирования из бюджета ЧАО по объектам, включенным в программу и составляющую 40% при 60% доли федерального бюджета. Снижение доли софинансирования до уровня 10–15%, как в других субъектах РФ, позволило бы направить освободившиеся средства на содержание и ремонт региональных автомобильных дорог.

 

 

АВТОЗИМНИКИ

 

Особо следует остановиться на содержании автозимников, являющихся основными транспортными путями Чукотки, протяженность которых в общей протяженности автомобильных дорог округа составляет более 74% и которые, к сожалению, в настоящее время выпали из правового поля действия ФЗ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». В пункте 3 статьи 3 закона косвенно присутствуют понятия «зимник», «переправа по льду», отнесенные к искусственным дорожным сооружениями, но понятие слова «зимник» отсутствует в нормативных отраслевых дорожных документах, в частности ВСН 137-89 «Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР». В 2011 году на заседании круглого стола, проводимого Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов по вопросам «Законодательного обеспечения развития сети автомобильных дорог в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Думой Чукотского автономного округа было внесено предложение о внесении изменений в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» в части установления законодательного регулирования в отношении зимних автомобильных дорог (автозимников), но и здесь пока наши предложения решения не нашли.

 

 

СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Говоря о содержании автозимников, нельзя не вспомнить о тяжелом труде дорожников и автомобилистов, совместными усилиями которых обеспечивается жизнедеятельность труднодоступных населенных пунктов и предприятий Чукотки. Периодически проезжая по автозимникам, невольно вспоминаешь советские времена, когда работа дорожников и автомобилистов была под постоянным контролем в части соблюдения режима труда и отдыха, организации питания, организации ремонта в пути. Также на всем протяжении автозимников через каждые 35–50 км (данная норма прописана в ВСН137-89) для обеспечения жизни машинистов дорожных машин и водителей транспортных средств, застигнутых в пути непогодой, обустраивались так называемые пункты обогрева, оборудованные радиосвязью с диспетчером, и местонахождение водителей всегда было известно. Сегодня же дорожники и водители, работающие на автозимниках, предоставлены сами себе, у них и рабочее место, и место отдыха, и место приготовления и приема пищи – кабина транспортного средства. О какой технике безопасности и безопасности дорожного движения можно говорить в данной ситуации! Хотя и эту проблему улучшения условий труда дорожников и водителей можно также решить путем внесения дополнения в «Классификацию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в части принятия ранее существующей нормы, которая отменена указанной «классификацией», на содержание линейных зданий в размере 10% от объема финансирования содержания автозимников. Возможно, отмена данной нормы на содержание линейных зданий приемлема в центральных районах России и на автомобильных дорогах с большой интенсивностью движения, но для территории Чукотки и районов Крайнего Севера они жизненно необходимы. Самостоятельное же принятие решения о финансировании содержания пунктов обогрева контролирующими органами будет расцениваться как нецелевое использование средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика