Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Энергоэффективные разработки | Издательский дом

Энергоэффективные разработки

 

 

 

Генеральный директор ООО «АВП Технология» Дмитрий Тихонов

 

 

 В соответствии с решениями ОАО «РЖД», в 2012 году продолжаются работы по строжайшей экономии топливно-энергетических ресурсов предприятиями железнодорожного транспорта. Большой вклад в дело энергосбережения локомотивными депо традиционно вносит одно из лучших научно-производственных объединений отрасли – ООО «АВП Технология».

 

 

По энергооптимальному расписанию

 

 Несколько лет назад специалистами компании была разработана и создана усовершенствованная система автоведения для пассажирских поездов дальнего следования (УСАВП-П), которой сегодня оснащены практически все пассажирские электровозы. Практика показала, что этот комплекс, предназначенный для автоматизированного управления локомотивом на основе расчета оптимальной траектории движения в реальном масштабе времени, помог локомотивным бригадам в кратчайшие сроки добиться серьезной экономии электроэнергии –до 10%. А потому в 2009 году руководство ОАО «РЖД» приняло решение использовать системы автоведения и для оптимизации действующих расписаний пассажирских экспрессов, чтобы существенно снизить расходы энергии на тягу поездов.

 За прошедшие годы коллективом «АВП Технология» совместно со специалистами «ВНИИЖТ» и графистами железных дорог проделана огромная работа.

 Так, в 2009 году на энергооптимальные графики движения было переведено 467 пассажирских поездов – на Октябрьской, Московской, Северной и Юго-Восточной магистралях. Это позволило ежегодно экономить на этих дорогах 9,6 млн кВт/часов электроэнергии.

 В следующем, 2010-м, на энергооптимальные расписания было переведено еще 473 поезда – на Юго-Восточной, Северо-Кавказской, Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорогах, что также дало колоссальную экономию электроэнергии. Затем на новые, экономичные технологии были переведены 511 пассажирских составов – на Московской, Горьковской, Свердловской, Западно-Сибирской, Приволжской и Юго-Восточной железных дорогах.

 В целом оптимизация расписаний 1451 пассажирского экспресса, проведенная в 2009–2011 годах, позволит железнодорожникам ежегодно получать экономию 29,5 млн кВт/часов электроэнергии и 180 тонн дизельного топлива – на участках с тепловозной тягой.

 В 2012 году планируется внедрить энергооптимальные расписания на 162 поездоучастках от Новосибирска до Владивостока в электротяге и 39 поездоучастках от Череповца до Воркуты в тепловозной тяге. В результате, по предварительным расчетам, в целом по отрасли экономия в этом году составит 29,7 млн кВт/часов электроэнергии и 231 тонну дизельного топлива. Таким образом, основная работа по переводу пассажирских составов на энергоптимальные расписания близится к завершению, и на этом участие специалистов «АВП Технология» в данном проекте скоро заканчивается. Однако в связи с тем, что, как известно, ежегодно весной пассажирское расписание пересматривается и подвергается корректировке, решено дальнейшую работу по оптимизации маршрутов возложить непосредственно на графистов железных дорог. Тем более, что в настоящее время на российских магистралях идет внедрение новой компьютерной системы «Энергограф», разработки «ВНИИЖТ», которая позволяет рассчитывать энергооптимальные маршруты поездов.

 Однако на наших стальных магистралях еще остается немало участков, где пассажирские поезда движутся на тепловозной тяге. А потому сейчас усилия специалистов «АВП Технология» направлены на разработку энергооптимальных графиков и для таких составов. Дело в том, что системы автоведения начали устанавливаться и на тепловозы, а значит, появилась возможность добиваться значительной экономии дизельного топлива. Первым таким участком стал маршрут с тепловозной тягой от Ожерелья до Ельца. В 2010 году системой автоведения оснащено 15 тепловозов, в 2011-м – более 70 локомотивов. Благодаря внедрению новых технологий каждый тепловоз способен экономить ежемесячно в среднем 5% топлива. А в нынешнем году поставлена задача перевести на энергооптимальные расписания пассажирские поезда, ведомые тепловозами на Северной железной дороге. И в первую очередь на маршруте от Коноши до Воркуты длиной в 1,5 тыс. км, который является одним из самых протяженных участков тепловозной тяги в нашей стране.

 

 

«Локотерм» сэкономит сотни тонн дизельного топлива

 

 В настоящее время конструкторы и инженеры компании готовят к внедрению новую автоматизированную систему прогрева тепловоза, получившую название АСПТ «Локотерм», которая позволит железнодорожникам экономить значительное количество дизельного топлива. Не секрет, что очень часто, когда тепловозы находятся в простое на станции или в депо в ожидании работы, машинисты вынуждены в условиях низких температур держать локомотивы на холостом ходу, чтобы поддерживать работоспособность двигателя. При этом за час простоя расходуется от 10 до 17 и более кг топлива в зависимости от серии локомотива и погодных условий. Нередко в морозные дни тепловозы вынуждены затрачивать более 100 кгдизельного топлива. В случае отключения двигателя в холодное время года топливо начинает загустевать, а водяная и масляная система может замерзнуть, что делает невозможным запуск двигателя и ведет к еще большим эксплуатационным затратам.

 Специалисты «АВП Технология», используя зарубежный и отечественный опыт, создали по заданию ЦТ ОАО «РЖД» свою оригинальную систему прогрева тепловоза АСПТ «Локотерм», позволяющую отключать двигатель локомотива на время простоя и исключить непроизводительное потребление дизельного топлива. Система АСПТ «Локотерм» предназначена для поддержания температур теплоносителей неработающего дизеля маневровых и магистральных тепловозов на уровне, обеспечивающем его надежный запуск в условиях низких температур окружающей среды.

 Опытный образец системы АСПТ «Локотерм», разработанный и изготовленный специалистами компании, включает в себя комплекс аппаратных и программных средств, установленных на борту тепловоза, имеющих возможность беспроводной передачи данных на сервер ОАО «РЖД». Эта система обеспечивает автоматическую регулировку теплотворной мощности обогревателя в зависимости от изменений температуры наружного воздуха, что повышает его экономичность. АСПТ «Локотерм» также подключается и взаимодействует с созданным ранее «АВП Технологией» Регистратором параметров движения маневрового тепловоза (РПДА-Т), который предназначен для автоматизированного сбора, регистрации и обработки информации о работе локомотива с целью контроля, учета, анализа работы и расхода топлива, технического состояния оборудования. Кроме того, в кабине машиниста установлен отопитель воздуха, благодаря которому на тепловозе, даже несмотря на лютый мороз, машинистам в кабине будет всегда тепло и комфортно. Там же расположены пульт управления системой и блок индикации, на котором отображаются все параметры работы системы. С помощью двух подогревателей поддерживаются в постоянном рабочем режиме вода, масло и дизельное топливо. Причем система расходует в среднем топлива в 2,5 раза меньше, чем при «горячем простое», всего от 3 до 6 кг.

 АСПТ «Локотерм» обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими аналогичными системами прогрева тепловоза. Так, она работает от собственных аккумуляторных батарей, которые заряжаются во время движения локомотива. Очень важно, что оборудование системы изготовлено из отечественных комплектующих изделий (нагреватели, отопитель, аккумуляторные батареи, блоки и другая аппаратура), что значительно снизило ее стоимость и облегчает техническое облуживание и текущий ремонт системы АСПТ.

 Кроме снижения расхода дизельного топлива, к достоинствам системы можно отнести увеличение ресурса работы дизель-генератора за счет отключения двигателя, а также сокращение объемов выброса вредных газов в атмосферу, что положительно влияет на экологическую обстановку.

 «Локотерм» позволяет автоматически передавать всю необходимую информацию о ее работе в режиме реального времени на заданный сервер. В случае возникновения неисправностей посылается соответствующее текстовое оповещение по каналам связи GSM(мобильная связь) в виде SMS-сообщений об отказе работы системы с указанием типа (кода) отказа, что существенно облегчает поиск неисправности. Кроме того, в кабине машиниста в дополнение к визуальной информации установлена звуковая сирена, позволяющая мгновенно оповестить персонал о проблемах, возникших в работе АСПТ «Локотерм». Посредством GPS/ГЛОНАСС имеется возможность определения местоположения тепловоза.

 В 2011 году образец АСПТ «Локотерм» прошел предварительные стендовые испытания и был установлен на тепловоз ЧМЭЗТ № 5819 в эксплуатационном локомотивного депо Котлас Северной железной дороги. Всю прошедшую зиму новинка проходила эксплуатационные испытания. Их результаты подтвердили соответствие заявленным требованиям технического задания. Система прогрева АСПТ «Локотерм» успешно справилась с возложенными на нее функциями и обеспечила надежную, устойчивую работу локомотива в зимних условиях, сэкономив при этом большое количество топлива. В ближайшее время новинка будет представлена приемочной комиссии ОАО «РЖД». И если система будет признана эффективной, то начнется подготовка к производству установочной серии АСПТ «Локотерм». Планируется, что первая партия автоматизированной системы прогрева тепловоза «Локотерм» должна поступить на Северную железную дорогу, где она будет установлена на 20 тепловозах серии ЧМЭ3.

 

Александр Давидьянц 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика