Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Повышение качества администрирования | Издательский дом

Повышение качества администрирования

 

Начальник отдела организации таможенного оформления с применением информационных технологий Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Олег Сенькевич

 

 

Повышение качества администрирования федеральных органов исполнительной власти сегодня немыслимо без информационных технологий. Так, в условиях многозадачности, которой характеризуется работа Федеральной таможенной службы, от применения технологий зависит и реализация интересов государства в сфере внешней торговли, и борьба с таможенными правонарушениями, и обеспечение благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности для привлечения инвестиций.О том, как технологии позволяют ускорить таможенные процедуры и улучшить таможенное администрирование, мы беседуем с начальником отдела организации таможенного оформления с применением информационных технологий Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС РоссииОлегом Сенькевичем.

 

 

– Как работает таможенная служба в условиях современных интеграционных процессов?

 

– Стоит сказать, что создание Единого экономического пространства и Таможенного союза, вступление Российской Федерации в ВТО потребовали изменения принципов деятельности таможенных органов. В новых реалиях к таможенным органам выдвигаются более высокие требования. В статье 11 Федерального закона от 27 ноября 2010 года«О таможенном регулировании в Российской Федерации» подчеркивается, что деятельность таможенных органов основана в том числе на принципах совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования. Так, с 1 января 2014 года в Российской Федерации вводится декларирование товаров исключительно в электронной форме. И наша цель сейчас максимально подготовиться, предусмотреть все возможные сложности, проинформировать всех участников рынка об изменениях. Вместе с тем перед нами стоят и наши долгосрочные, плановые задачи. Ведь пополнение бюджета, борьбу с серым импортом, с контрабандой наркотиков, совершенствование структуры таможенных органов никто не отменял.

 

 

– А как развивается сейчас электронное декларирование?

 

– В 2011 году около 3,2 миллионов деклараций на товары поданы в таможенные органы через Интернет. Это более 77% от общего количества поданных деклараций на товары, и если в Iквартале 2011 года доля деклараций на товары, выпущенных в электронной форме, составляла около 64% от общего количества, то к концу 2011 года этот показатель достиг 88%. По данным на  8 июня 2012 года, в таможенные органы было подано более 1 миллиона 610 тысяч деклараций на товары в электронной форме, что составляет более 92,61% от общего массива деклараций.

Все таможенные органы в Российской Федерации, уполномоченные принимать декларации на товары, технически готовы к использованию интернет-декларирования. Развитие системы электронного декларирования через Интернет – одно из главных направлений совершенствования таможенных процедур. Оно в первую очередь нацелено на повышение эффективности таможенного контроля, сокращение издержек и, как следствие, содействие международной торговле.

Наряду с этим успешно внедряется и технология удаленного выпуска товаров, которая основана на разделении таможенного контроля на документальный и фактический, проводимые различными таможенными органами.

 

 

– Расскажите подробнее о технологии удаленного выпуска. Насколько нам известно, представители бизнеса высказывались в ее поддержку…

 

– В таможенных органах России технология удаленного выпуска применяется с февраля 2010 года. В 2011 году с применением технологии удаленного выпуска товаров таможенные органы выпустили более 54 тысяч деклараций на товары, что составило около 1,73% всехдеклараций на товары, выпущенных в электронной форме. За Iквартал 2012 года с применением данной технологии было выпущено уже около 26 тысяч деклараций на товары.

Действительно, участники ВЭД выражают заинтересованность в том, чтобы эта технология применялась, так как она позволяет сократить время проведения контроля. В перспективе мы хотим распространить удаленный выпуск на все таможенные органы, правомочные принимать таможенные декларации.

 

 

– Что представляют собой центры электронного декларирования?

 

– В 2010–2011 годах было создано 13 специализированных таможенных постов – центров электронного декларирования (ЦЭД), имеющих компетенцию принимать декларации только в электронном виде и работающих по технологии удаленного выпуска. Фактически любой центр электронного декларирования – это такой же таможенный пост, у которого нет прямого контакта с товаром и участником ВЭД. ЦЭД осуществляет только документальный контроль товара, а фактический контроль производится в другом таможенном органе, где этот товар находится. ЦЭД взаимодействуют со всеми таможенно-логистическими терминалами и иными таможенными органами, в регионе деятельности которых располагается товар, при этом общение должностных лиц ЦЭД с иными таможенными органами и участниками ВЭД производится исключительно через Интернет.

В 2012 году приказом ФТС России созданы еще три ЦЭДа: Брянский таможенный пост Брянской таможни, Можайский таможенный пост и Щелковский таможенный пост Московской областной таможни. В настоящее время этот проект приказа проходит регистрацию в Минюсте России и вступит в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

 

 

– Как известно, с 17 июня 2012 года решением Комиссии Таможенного союза было введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза автотранспортом. Говорить о результатах пока, наверное, рано. Расскажите немного о том, как таможенные органы готовились к работе по новой схеме?

 

– Проделана огромная работа. Мы доработали штатные программные средства, оснастили таможенные органы техникой с повышенной производительностью. Обеспечена безотказная работа Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети, в том числе организация резервных каналов связи. Портал ФТС России «Электронное представление сведений» прошел тестирование на надежность. В пунктах пропуска созданы абонентские пункты доступа к порталу.

Во всех региональных таможенных управлениях и таможнях было организовано обучение таможенников работе с программными средствами. Уделили внимание мы и работе с бизнесом: проведены консультативные советы с участниками ВЭД, на которых обсуждались многие вопросы, в том числе по применению программ. Информация об обязательном предварительном информировании размещалась в СМИ, мы проинформировали и представителей таможенных служб сопредельных государств, проводили консультации по работе с порталом ФТС России «Электронное представление сведений».

Предварительное информирование базируется на Рамочных стандартах безопасности и облегчения торговли. И этот шаг был для нас большим прорывом. Считаю, что ФТС России была полностью готова к введению обязательного предварительного информирования.

 

 

– Каким образом можно подать предварительную информацию?

 

– Предварительная информация подается в электронном виде либо через веб-порталы таможенных органов государств – членов Таможенного союза, либо в ходе взаимодействия их информационных систем и информационных систем заинтересованных лиц. В России реализованы оба способа представления информации: работает портал ФТС России «Электронное представление сведений» (http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx) и есть возможность подключения к Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов РФ (ЕАИС ФТС России) информационных систем заинтересованных лиц.

Портал «Электронное представление сведений» – бесплатный и самый доступный способ представления предварительной информации. Требуется лишь подключение к Интернету. Благодаря порталу, участники ВЭД могут внести сведения самостоятельно и заблаговременно до пересечения границы.

 

 

– Что происходит после того, как таможенники получают информацию?

 

– Полученные сведения о товарах и транспорте используются при оформлении прибытия товаров, а также при открытии процедуры транзита. После подачи информации через портал участник ВЭД получает уникальный идентификатор предварительных сведений в виде штрихкода, который предъявляется в пункте пропуска на границе. С помощью идентификатора таможенник делает запрос и, получая все необходимые сведения, совершает таможенные операции.

Стоит сказать, что при предварительном информировании в системе размещается наиболее полная информация о ввозимых товарах, тогда как информация, представленная другими способами, часто требует редактирования, внесения сведений вручную. Это позволяет сократить время на регистрацию сообщений о прибытии товаров в пункте пропуска. В итоге минимизируется человеческий фактор, причем без потери эффективности таможенного контроля.

Источниками предварительной информации являются и таможенные службы иностранных государств, и заинтересованные участники внешнеэкономической деятельности. Наибольший объем предварительной информации из иностранных таможенных служб поступает в рамках информационного взаимодействия с Комиссией Европейских сообществ (КЕС).

 

 

– Много ли такой информации вы получаете от зарубежных коллег?

 

– С начала 2012 года из КЕС поступило 506 306 сообщений с предварительной информацией, использовано для таможенных целей 44 883 сообщения (более 8,9%). В рамках информационного взаимодействия с ГТУ Финляндии по технологии «зеленый коридор» загружено в нашу базу данных 1910 сообщений с предварительной информацией.

С 1 января по 13 июня 2012 года таможенные органы получили через информационные системы заинтересованных лиц около 260 тысяч сообщений с предварительной информацией, 200 тысяч из них использовались при оформлении прибытия товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза автомобильным и железнодорожным транспортом, а с использованием портала «Электронное представление сведений» подано около 127 тысячи таких сообщений, около 90 тысяч из них использовались при оформлении прибытия товаров и транспорта.

 

 

– Вы говорите о сухопутном транспорте. Есть ли какие-то особенности для авиатранспорта?

 

– Сейчас ФТС России разрабатывает пилотный проект по практическому внедрению стандарта e-freightавиаперевозок. Проект планируется реализовать к концу 2012 года. Таможенный орган будет получать предварительную информацию о самом транспортном средстве и его маршруте, об экипаже, пассажирах, товарах, припасах, находящихся на борту. Решение по проведению и формам таможенного контроля, решение о выпуске товаров будут приниматься еще до прибытия воздушного судна. Опять же сокращается время проведения таможенных операций, и, главное, мы отказываемся от бумажных носителей.

В настоящее время идет организация пилотной зоны для внедрения в работу федеральных органов исполнительной власти, аэропортов и эксплуатантов воздушных судов электронного взаимодействия по предоставлению документов с применением системы e-freight. Участие в пилотной зоне уже подтвердили ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», ООО «Международный аэропорт Новосибирск» и ряд крупнейших авиакомпаний.

В рамках пилотной зоны будут подписаны нормативно-правовые акты, регулирующие использование системы e-freightв федеральных органах исполнительной власти, будет проведена опытная эксплуатация системы e-freight. Уменьшение финансовых и трудовых затрат, связанных с предоставлением документов на бумажных носителях, очевидно для всех участников процесса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика