Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Инвестиционные проекты федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» | Издательский дом

Инвестиционные проекты федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)»

 

Генеральный директор ФКУ «Ространсмодернизация» Игорь Фрейдин

 

 

Сегодня мы находимся на этапе комплексного развития транспортной системы России, при котором задача поддержания существующей инфраструктуры трансформируется в задачу одновременного и сбалансированного развития транспортной отрасли как единого комплекса, способствующего равномерному развитию регионов страны.

В России, как и в других развитых и развивающихся странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики и важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Сегодня здесь занято порядка 5,3 млн человек * и создается около 8% ВВП страны.

Недостаточный уровень развития транспортной системы существенно замедляет темпы социально-экономического развития и приводит к значительным потерям для экономики и населения страны. В ноябре 2011 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин на Всероссийской конференции транспортников подчеркнул системообразующую роль транспортной системы и заявил о необходимости осуществления инфраструктурного транспортного прорыва. В результате, по словам В.В. Путина, «транспортный комплекс должен в разы повысить свою техническую оснащенность, эффективность, и стать конкурентоспособной отраслью экономики».

 

 

СТРАТЕГИИ И ПРОГРАММЫ   

 

Для определения ориентиров дальнейшего развития транспортной системы России разработан и реализуется ряд стратегий и программ среднесрочного и долгосрочного характера. С 2002 года развитие транспортной системы страны осуществлялось в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», на сегодняшний день основополагающим стратегическим документом стала утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года №1734-р «Транспортная стратегия России на период до 2030 года», а в качестве инструмента среднесрочного развития транспортной отрасли разработана и утверждена постановлением Правительства от 20 мая 2008 года № 377 федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» (далее – ФЦП), обязанности текущего управления которой возложены постановлением Правительства Российской Федерации на ФКУ «Ространсмодернизация».

 

 

РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

 

Мероприятия подпрограммы РЭТУ нацелены на повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализацию транзитного потенциала России, а именно на создание необходимой современной инфраструктуры на главных направлениях транспортных потоков:

– в рамках коридора «Транссиб» в направлении Европа – Россия – Япония с ответвлениями на Казахстан, Монголию и Китай;

– в рамках транспортного коридора «Север – Юг» в направлении Северная Европа – Россия – Иран – Индия с ответвлением на Кавказ – Персидский залив и Центральную Азию;

– в рамках коридора «Европа – Западный Китай» через территорию России до границ Казахстана.

Существующая система международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, и их обустройство не позволяют в полной мере использовать отечественные транспортные коммуникации для обеспечения международных трансконтинентальных связей. Транзит через территорию Российской Федерации составляет менее 1% ** товарооборота между странами Европы и Азии (используется только 5–7% транзитного потенциала страны). Это обусловлено диспропорциями в развитии различных видов транспорта, несбалансированностью и неэффективностью транспортно-технологической инфраструктуры, отсутствием современной сети логистических центров, низким уровнем использования прогрессивных транспортных технологий, в частности контейнерных, несоответствием уровня качества транспортного обслуживания международным требованиям.

Решение данных проблем возможно при комплексном развитии объектов транспортной инфраструктуры, в первую очередь международных транспортных коридоров, крупнейших транспортных узлов и терминально-логистических комплексов. Исходя из этой задачи, в качестве основных объектов подпрограммных мероприятий были определены инвестиционные проекты создания современных мультимодальных логистических комплексов на базе морских и речных портов России, предполагающие одновременное развитие прилегающих автодорожных и железнодорожных сетей. К таким проектам относятся:

– Комплексное развитие Мурманского транспортного узла,

– Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край),

– Создание сухогрузного района морского порта Тамань,

– Развитие транспортного узла «Восточный – Находка» (Приморский край),

– Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан),

– Создание Дмитровского межрегионального мультимодального логистического центра,

– Создание мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт».

Кроме того, подпрограммой РЭТУ предусмотрены мероприятия по развитию инфраструктуры международных транспортных коридоров:

– Комплексное развитие инфраструктуры международного транспортного коридора «Транссиб» – Транссибирского контейнерного моста (Европа – Россия – Япония с ответвлениями на Республику Казахстан, Китай, Монголию и Корейский полуостров);

– Комплексное развитие инфраструктуры международного транспортного коридора «Север – Юг) (Северная Европа – Россия – Иран – Индия с ответвлениями на Кавказ, Персидский залив, Центральную Азию);

– мероприятия по комплексному развитию международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай» на территории Российской Федерации (на участке Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – до границы с Республикой Казахстан).

Требуемый объем инвестиций в реализацию подпрограммных мероприятий определен в размере 733,8 млрд рублей. При этом более 50% требуемых средств, а именно 402,7 млрд рублей, планируется привлечь за счет финансирования проектов подпрограммы частными инвесторами, что является безусловным преимуществом принципов государственно-частного партнерства. В этой связи ФКУ «Ространсмодернизация» проводит внедрение и адаптацию механизма государственно-частного партнерства, построение системы дальнейшего управления и эксплуатации созданными инфраструктурными комплексами.

В рамках взаимодействия ФКУ «Ространсмодернизация» – государственного заказчика программных проектов – и частных инвесторов, осуществляемого на основе заключаемых инвестиционных соглашений, объекты проекта разбиваются на две группы. Первая группа объектов создается (строительство + финансирование) силами государства (Российской Федерацией, и по ряду проектов – субъектами Российской Федерации), вторая группа объектов – частными инвесторами, определяемыми в результате проведения открытого конкурса. При этом частным инвесторам предоставляется возможность непосредственного выбора технологий создания и схем управления создаваемыми ими объектами. Таким образом, помимо частных инвестиций в проекты РЭТУ, механизм партнерства государства и бизнеса привлекает современные технологии строительства, эксплуатации и управления.

Задача привлечения частных инвесторов к реализации программных проектов успешно решается ФКУ «Ространсмодернизация», к обозначенным проектам проявляют интерес как отечественные, так и крупные зарубежные компании. На сегодняшний день в рамках реализации данной подпрограммы уже подписано пять инвестиционных соглашений с частными инвесторами проектов на общую сумму порядка 16,5 млрд рублей, в процессе подготовки к заключению – соглашения на сумму более 16,8 млрд рублей.

 

 

СВИЯЖСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

 

В качестве примера успешно реализуемых ФКУ «Ространсмодернизация» комплексных инвестиционных проектов следует привести проект «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан)». Данный проект является уникальным инфраструктурным проектом как для регионов Поволжья, так и для всего транспортного комплекса страны. Уникальность проекта заключается в особом географическом расположении создаваемого Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (далее – СММЛЦ) на пересечении международного транспортного коридора «Запад – Восток» и нового международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай», а также в зоне тяготения международного транспортного коридора «Север – Юг».

Кроме того, территория СММЛЦ имеет удобное расположение с учетом необходимых транспортных связей:

• прохождение кратчайшей трансконтинентальной железнодорожной магистрали в направлении «Запад – Восток», а также железнодорожного пути, связывающего крупные поволжские промышленные города по направлению «Северо-Запад – Юг»;

• наличие и слияние судоходных путей главных европейских рек России: Волги и Камы, обеспечивающих не только водную связь с северо-западными и южными, но и северо-восточными и уральским промышленными регионами;

• прохождением автомобильных дорог федерального значения в трех направлениях: «Запад – Восток», «Запад – Юго-Восток» и «Северо-Запад – Юг».

Реализация настоящего инвестиционного проекта позволит обеспечить эффективное взаимодействие всех видов транспорта и организаций, выполняющих операции по осуществлению и обслуживанию международных и внутренних грузовых перевозок. Данный мультимодальный логистический центр планируется использовать для организации приемки, временного хранения, переработки, распределения и отправления грузов по назначению разными видами транспорта на основе логистической технологии. Он позволит обеспечить обслуживание транспортных потоков в рамках международных коридоров, проходящих через регион, а также транспортных потоков внутри региона.

В 2013 году запланировано введение в эксплуатацию пускового комплекса СММЛЦ. В результате в 2014 году, по прогнозным оценкам, объем грузооборота с учетом экспортно-импортных операций составит 14 700 тыс. тонн, в том числе 11 245 тыс. тонн навалочных грузов, 2235 тыс. тонн контейнерных грузов, 1220 тыс. тонн универсальных грузов.

Объекты, входящие в состав проекта, сгруппированы в три подпроекта федерального, регионального и частного финансирования.

Подпроект 1, включающий строительство гидротехнических сооружений, автодорожных и железнодорожных объектов (подъездные пути, развязки), реализуется и финансируется за счет средств федерального бюджета.

Подпроект 2,включающий мероприятия по созданию объектов инженерного обеспечения логистического центра (энергетическое и транспортное хозяйство, связь, водохозяйственный комплекс), реализуется и финансируется за счет средств Республики Татарстан.

Для финансирования и реализации Подпроекта 3, включающего создание объектов терминально-складского и административно-сервисного назначения (контейнерный терминал, терминал навалочных грузов, складской комплекс, административно-управленческий центр, объекты технического и технологического сервиса, объекты обслуживающего назначения), проектом предусмотрено привлечение частных инвесторов. При этом объекты частного финансирования разбиты на шесть лотов, для каждого из которых предусмотрено проведение отдельного открытого конкурса по отбору ответственного частного инвестора.

В связи с необходимостью привлечения значительного объема внебюджетных средств ФКУ «Ространсмодернизация» уделило особое внимание работе по привлечению к реализации проекта частных инвесторов, а также российских и зарубежных финансовых институтов.

По результатам проделанной работы были проведены конкурсные процедуры, и по пяти лотам из шести были отобраны пять частных компаний из числа проявивших заинтересованность в финансировании и строительстве объектов подпроекта. С тремя компаниями – победителями конкурса в марте 2011 года было подписано четыре трехсторонних инвестиционных соглашения о реализации проекта «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан)» по четырем лотам (со стороны Российской Федерации выступило ФКУ «Ространсмодернизация», а со стороны субъекта Российской Федерации – Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан). В 2012 году планируется подписание еще двух инвестиционных соглашений с частными инвесторами, а также проведение открытого конкурса по лоту № 5 «Складская зона (два)».

Следует отметить, что ФЦП предусматривался объем финансирования реализации данного проекта в размере 11 579,9 млн рублей, в том числе:

·        федеральный бюджет – 5611,7 млн рублей (48,5% от общего объема финансирования);

·        бюджет Республики Татарстан – 1259,4 млн рублей (10,9%);

·        внебюджетные источники – 4708,8 млн рублей (40,6%).

Между тем по результатам проведенных конкурсов по отбору частных инвесторов объем привлеченного внебюджетного финансирования уже определен в размере 9909,4 млн рублей, что составляет 59% от общего объема инвестиций в проект и превышает в 2,1 раза объемы внебюджетного финансирования, изначально запланированные федеральной целевой программой.

Комплексный характер настоящего инвестиционного проекта, предполагающий наличие различных источников финансирования и сторон, ответственных за реализацию отдельных подпроектов, обозначил ряд сложностей для структурирования проекта в целом и потребовал глубокой проработки и взаимоувязки различных вариантов финансово-имущественных и организационно-правовых схем реализации проекта, в частности вариантов создания управляющей компании СММЛЦ.

На сегодняшний день можно говорить о своевременном исполнении обязательств по созданию СММЛЦ, принятых сторонами в соответствии с подписанными инвестиционными соглашениями. В части гидротехнических объектов проекта производится строительство причальной стенки, выполнено дноуглубление акватории, в части автодорожных объектов производится отсыпка автодорожного полотна, уложен нижний слой асфальта, начато строительство путепровода, в части железнодорожных объектов – отсыпка железнодорожного полотна, сборка рельсошпальной решетки, вынос инженерных сетей из зоны строительства.

ФКУ «Ространсмодернизация» прикладывает максимальные усилия для того, чтобы в результате реализации как проекта «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан)», так и остальных комплексных инвестиционных проектов подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» были достигнуты все заложенные в программу социально-экономические показатели, способствующие развитию транспортной отрасли Российской Федерации и реализации ее транзитного потенциала.

Мы уверены, что наряду с решением задачи роста экспорта транспортных услуг реализация комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации окажет позитивное влияние на макроэкономические показатели, позволит увеличить занятость трудоспособного населения страны, получить значительный мультипликативный эффект в других отраслях экономики и социальной сфере.

 

* Данные федеральной службы государственной статистики.

** Данные приведены в докладе руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика