Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Строя дороги, мы строим наше будущее! | Издательский дом

Строя дороги, мы строим наше будущее!

 

Начальник ФКУ Упрдор «Волга» Сергей Гаврилов

 

 

 Особенностью России в сравнении с другими странами являются более высокие транспортные издержки, даже с учетом климата, размера территории и расстояний грузоперевозок. При этом мы уступаем по показателям развитости дорожной инфраструктуры и прочим сопоставимым характеристикам, даже в густонаселенных районах, таким странам, как США, Канада и др.

 Значительное продвижение вперед по уровню экономического развития и доходам, получаемым предприятиями и гражданами России, влечет за собой необходимость опережающего развития дорожной инфраструктуры, улучшения ее состояния до мирового уровня, обеспечения транспортной доступности территорий для возможности их экономического роста, повышения безопасности перевозок и качества предоставляемых транспортных услуг.

 Поставленная задача требовала изменения технологий строительства автомобильных дорог в России с применением новых, современных материалов. За последние 10 лет в дорожной отрасли стали эффективно использоваться инновационные подходы при проведении изысканий, проектировании, строительстве, реконструкции, содержании и ремонте дорожной сети.

 Именно с этого мы начали разговор с начальником ФКУ Упрдор «Волга» Сергеем Гавриловым.

 

– Сергей Валентинович, при помощи каких современных технологий и строительных материалов ведутся строительные и ремонтные работы? Что нового появилось в последнее время на подведомственных вашему Управлению дорогах?

 

– В последние годы в дорожных организациях качественно обновился парк техники. Современная импортная и отечественная дорожно-строительная техника, которую применяют сегодня наши подрядчики, позволяет в автоматическом режиме обеспечивать контроль ряда заданных параметров. В частности, уровня поперечных уклонов дороги, толщины и ширины укладываемого слоя асфальтобетонной смеси и др. И ежегодно появляются новые машины и механизмы как для строительства и ремонта дорог, так и для приготовления материалов.

 Традиционно в течение строительного сезона на разных объектах применяются десятки инновационных технологий и материалов. Благодаря внедрению современных машин для укладки и уплотнения асфальтобетонных смесей, широкое распространение получили многощебенистые асфальтобетонные смеси, обладающие повышенными прочностью и коэффициентом сцепления, устойчивостью к истиранию.

 Хорошо зарекомендовали себя на трассах и активно применяются нашими подрядными организациями технологии восстановления асфальтобетонного покрытия методом термопрофилирования и термоусиления с использованием машин – ремиксеров. В проведении ремонтных работ на участках незаменима технология холодной регенерации конструктивных слоев дорожной одежды. Дорожное полотно практически обновляется, и на 5–6 лет продлевается срок его службы.

 В 2–4 раза повышается долговечность дорожного покрытия и снижаются затраты на содержание и ремонт дорог при использовании щебеночно-мастичного асфальтобетона.

 Качественно преображает покрытие дороги, предотвращая преждевременное старение и повышая гидроизоляцию верхних слоев дорожной одежды, устройство поверхностной обработки битумной эмульсией.

 Не обходится без применения передовых технологий и работа по строительству искусственных сооружений. К примеру, сегодня на строительстве обхода г. Краснослободска в Мордовии в конструкциях мостов используется устройство деформационных швов фирмы MAUERSOHNE. Это обеспечивает абсолютную водонепроницаемость, безопасную передачу транспортных нагрузок, износостойкость, жесткое крепление в конструкции и целый ряд необходимых параметров. На этом же объекте при подготовке земляного полотна перед отсыпкой дорожники применяют геотекстиль stabilenka,который, благодаря своей высокой способности к сцеплению с грунтом и поглощению растягивающих нагрузок, действует как арматура. Применение такой технологии при имеющихся слабых грунтах гарантирует достаточную общую устойчивость насыпи до окончательной консолидации подстилающего грунта и достижения необходимой прочности на сдвиг.

 Сегодня мы активно внедряем в практику бестраншейные методы реконструкции инженерных сетей. Современный способ прокладывания и ремонта труб – санация методом «пакер» и светополимерным чулком – уже освоенные нами технологии работы. При строительстве новых подземных коммуникаций мы все чаще используем полимерные трубы, что продлевает сроки эксплуатации и сокращает общее количество ремонтов трубопроводов.

Перечислять можно и дальше, хочу отметить, что использование всех этих новшеств значительно повышает эксплуатационные качества дорог. А это является нашей приоритетной задачей.

 

– Каково сегодня состояние управляемой вами дорожной сети и где сегодня реализуются основные проекты?

 

– Упрдор «Волга» обслуживает 1225 кмавтомобильных дорог федерального значения. На них содержится 137 мостов и путепроводов общей длиной 9963 погонных метра. Закрепленная в оперативном управлении дорожная сеть проходит по территориям Нижегородской, Ульяновской и Самарской областей, Чувашской, Мордовской Республик, Республики Татарстан.

 Программа дорожных работ на нынешний год у нас составляет 11,8 млрд рублей, за первое полугодие она выполнена на 50%. Достаточно успешно решаем непростые задачи строительства новых, а также реконструкции и ремонта существующих автодорог. Управлением разработана и реализуется программа реконструкции магистрали М-7 «Волга». Трасса на сегодняшний день является проблемной. Реконструкция магистрали была проведена в 60–80-е годы XXвека. Многие участки не соответствуют нормативным требованиям по интенсивности движения и нагрузкам на дорожное полотно, которые возросли с 1451 авт/сутки в 1985 году до 39 420 авт/сутки в 2011 году.

 В рамках реализуемой программы в текущем году ведется строительство и реконструкция пяти участков трассы общей протяженностью более 31 кмв границах Чувашской Республики и участка протяженностью 10 кмв границах Нижегородской области.

 В завершающей стадии работа по строительству нового моста (первая очередь) через р. Суру в Чувашской Республике. В августе успешно пройден самый кропотливый и ответственный этап работы. После завершения сборки и надвижки металлического пролетного строения прошло его опускание и окончательная установка на опоры – подферменники. Русловой пролет установлен на шесть опор. Работа велась с применением гидравлических домкратов грузоподъемностью 500 тонн и гидравлических станций. Мостовики завершили установку гидроизоляции и защитного слоя на пролетных строениях, на мостовое полотно укладывается асфальтобетонное покрытие, устанавливаются мачты освещения. Полностью мост с подходами к нему будет введен в эксплуатацию в будущем году.

 Это большой, знаковый проект. На его реализацию из федерального бюджета выделяется более 4 млрд рублей. Новый мост будет иметь следующие транспортно-эксплуатационные характеристики:

– автодорога – подход к мосту категории 1Б;

– строительная длина мостового перехода вместе с подходами – 4,373 км;

– длина мостового перехода с эстакадной частью – 1242 метра;

– число полос движения – 2.

 Ведется реконструкция моста на реке Малый Цивиль в Чувашской Республике.

 В границах Нижегородской области в августе завершен ремонт еще двух участков трассы общей протяженностью более 23 км. Оба участка на своем протяжении имеют десятки углов поворота и были местами концентрации ДТП. Уложенный после фрезерования выравнивающий слой и выполненная шероховатая поверхностная обработка повысили прочность дорожной одежды, увеличили пропускную способность, обеспечили безопасный проезд.

 До 2017 года запланировано построить и реконструировать еще 28 участков магистрали М-7 «Волга» общей протяженностью более 264 кмв Нижегородской области и Чувашской Республике, включая строительство обходов г. Лысково, с. Львово и п. Воротынец, строительство второй очереди моста через реку Суру и реконструкцию моста через реку М. Цивиль в Чувашской Республике.

 Еще одна проблемная задача, требующая решения, – автодорога 1Р-178 Саранск – Сурское – Ульяновск в границах Мордовии и Ульяновской области. Трасса построена в 60–70-е годы XXвека, дорожная одежда на многих участках изношена, и сегодня дорога нуждается в капитальном ремонте.

Нами разработан и реализуется план мероприятий по приведению автодороги в нормативное состояние на 2012–2020 годы с учетом капитального ремонта, ремонта и реконструкции. В Мордовии сегодня ведем капитальный ремонт одного участка, еще один участок 31 + 000 кмввели в эксплуатацию. Здесь насыпь автодороги при прохождении через балку образует так называемый придорожный пруд, который сегодня используется в рекреационных целях, и участок был подвержен оползневым явлениям. На километровом участке выполнен целый комплекс противооползневых работ на обочинах, устройство дренажной системы, водопропускного сооружения.

Дефектное асфальтобетонное покрытие профрезеровано и в последующем восстановлено из крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси. Для предотвращения распространения отраженных трещин старого покрытия в новый слой асфальтобетона между нижним и верхним слоями уложена армирующая сетка типа «Родмеш». В верхний слой покрытия уложен щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА-20), который имеет высокую устойчивость к разрушениям под воздействием транспортного потока и климатических условий, повышает долговечность покрытия в 2–3 раза.

 В рамках программы на трассе в границах Республики Мордовия планируем капитально отремонтировать и реконструировать еще 11 участков.

 В Ульяновской области строим и в следующем году введем в эксплуатацию новый мост через реку Суру. В ходе реализации плана капремонта планируем привести в нормативное состояние еще 11 участков дороги 1 Р-178 Саранск – Сурское – Ульяновск. В реализацию этого проекта вложено более 1 млрд рублей.

 На автодороге «Вятка» также в августе мы завершили первый этап начатой год назад работы по реконструкции моста через плотину Чебоксарской ГЭС. Это сложный с технической точки зрения объект, т. к. дорожное полотно является и крышей машинного зала станции. Выполнен большой объем работ. Сегодня мостовое полотно по левой половине отремонтировано, на него переключено движение транспорта. Полностью движение по мосту будет открыто в следующем году.

 В октябре завершится капитальный ремонт участка 29 + 000 – 33 + 000 кмавтодороги А-151 Цивильск – Ульяновск в Чувашской Республике, будет отремонтировано еще два участка этой трассы.

 В Мордовии в этом году завершается первый этап строительства обхода города Краснослободска. Это тоже значимый проект стоимостью почти в 2 млрд рублей. С завершением строительства объекта город освободится от потока транзитного транспорта. Земляное полотно и путепроводы уже сделаны. Сейчас идет устройство дорожной одежды и укладка асфальтобетонного покрытия.

 

 Хочу остановиться еще на одном направлении нашей работы, которая совершенно не заметна участникам дорожного движения, но очень важна для дорог. Объясню почему…

 

 В нынешнем сезоне в рамках программы ремонта искусственных сооружений на наших дорогах идет большая работа по ремонту водопропускных труб. На днях приемочной комиссией приняты в эксплуатацию после законченного ремонта 12 водопропускных труб на автомобильной дороге 1Р-178 Саранск – Сурское – Ульяновск в Ульяновской области. Внутренняя поверхность железобетонных труб восстановлена с помощью санации светополимерно-тканевым рукавом, на стыках – методом «пакер-чулок». Русла укреплены габионами матрацной формы, откосы насыпи укреплены коробчатыми габионами, которые долговечны в использовании и удобны в эксплуатации.

Использование технологий санации труб светополимерным чулком позволяет вести ремонтные работы, не останавливая движение на участках дорог. Образующаяся после ремонта внутри старой новая труба из армированного полимера, не подверженная коррозии, продлевает срок эксплуатации трубы на 30–40 лет.

Всего в течение сезона после капитального ремонта и ремонта таким способом обновится 61 водопропускная труба на автодорогах 1Р-178, А-151, М-5 «Урал» в Мордовии, Ульяновской области, Чувашии.

 Серьезное внимание уделяется содержанию действующей сети дорог и обеспечению безопасного проезда по ним. Кроме постоянно выполняемых работ по обустройству проезжей части, ведется большая работа по устройству освещения участков дорог, проходящих по населенным пунктам, автобусных остановок и пешеходных переходов.

 В июле на федеральной трассе М-7 «Волга» Нижегородской области и Чувашии начали функционировать 22 автономные осветительные системы на автобусных остановках и пешеходных переходах. Они не требуют подвода к инженерным сетям и технологического обслуживания, так как работают на солнечных батареях. Использование таких осветительных систем на федеральных трассах позволяет комплексно решать задачи повышения безопасности дорожного движения и энергосбережения.

Это не первый опыт, в 2011 году автономные световые опоры были установлены и успешно функционируют на мостовых переходах на трассе А-151 Цивильск – Ульяновск.

 

– Делается много, как справляетесь с таким объемом работ?

 

– В основе результативной работы всегда стоят люди. Мы работаем с такими мощными подрядными организациями, как ОАО «Мостотрест», ОАО «Волгомост», ОАО «Дорисс», ОАО «ДСК «Автобан», ООО «МДС», которые обладают всем необходимым потенциалом. Они оснащены современной техникой, квалифицированным кадровым составом, постоянно работают над внедрением инновационных технологий.

И, конечно, несколько слов хочу сказать об управлении. У нас небольшой, но дружный коллектив. 82% работников имеют высшее образование. Ежегодно четверть коллектива проходит переподготовку, повышение квалификации, стажировку.

Работникам управления приходится решать множество задач, часто связанных с дорогами лишь опосредованно. Это проблемные вопросы с земельными участками, имуществом, транспортной безопасностью. Здесь необходима высокая квалификация специалистов юридической, финансовой служб. Аппарат управления должен быть грамотным и мобильным, знающим дорожную специфику.

 Коллектив в основном молодой, но есть и ветераны, которые делятся с молодежью своим опытом. Из династии дорожников Управления, к примеру, дорожная династия Алексеевых берет начало с 1941 года, когда Алексей Иванович (первый из династии) был призван на строительство Сурского моста около города Ядрин в Чувашии. За хорошую работу был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Его сыновья Вениамин Алексеевич и Константин Алексеевич пошли по стопам отца. Вениамин Алексеевич до 1990 года работал ремонтером, мастером, прорабом в ДЭУ № 713. Константин Алексеевич, начав свою трудовую деятельность в ДСЭР № 3 (в настоящее время ФГУ ДЭП № 145), форсунщиком на АБЗ, работал мастером, прорабом, главным инженером, начальником ремонтно-строительного участка в дорожно-эксплуатационных организациях. Удостоен звания «заслуженный строитель Чувашской Республики». А внук – Алексей Константинович – трудится в нашем управлении ведущим экспертом дорожного хозяйства и, надеемся, станет достойным продолжателем династии.

 Владимиров Матвей Владимирович – дед еще одного нашего работника, заместителя начальника отдела эксплуатации и сохранности автодорог Матвеева Ивана Николаевича, проработал в дорожной отрасли более 45 лет. Начинал на Урмарской дороге (в Чувашии) дорожным бригадиром. Бригада строила улучшенные грунтовые дороги, далее строились дороги булыжно-мостовые. В 1937 году за хорошую работу ему вручено «Красное Знамя».Его сын Николай Матвеевич окончил Казанскую школу дорожных мастеров главного дорожного управления при Совете министров РСФСР и до 1969 года в течение 18 лет работал в Урмарском дорожном отделении инженером, главным инженером. Жена Матвеева Клавдия Андреевна тоже дорожник.

С 1990 года династию дорожников Матвеевых достойно продолжает Иван Николаевич Матвеев. С 1995 года он работает в нашем управлении. Супруга Ивана Николаевича Татьяна Леонидовна тоже трудится в дорожной отрасли.

Мой заместитель Мартынов Сергей Динаидович тоже потомственный дорожник. Его отец Динаид Александрович стоял у истоков создания Центральных ремонтных мастерских в г. Цивильске (Чувашия), работая мастером, главным инженером, и много лет руководил предприятием. Сергей Динаидович продолжил дело отца. До 2011 года прошел путь от слесаря до руководителя ЦРМ, преобразованного в ОАО ДЭП № 139. С 2011 года в нашем управлении курирует работу по содержанию дорог. Его дочери Татьяна и Евгения тоже идут по стопам отца, получив дорожные профессии, трудятся в отрасли. Сестра Сергея Динаидовича – Ольга Динаидовна – тоже дорожник.

На людях, целеустремленных и преданных своей профессии, и держится наша работа. Помня об этом и имея потенциал для свершений, мы с уверенностью смотрим в завтрашний день. Строя дороги, мы строим наше будущее!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика