Базовые отрасли экономики
Министр транспорта Максим Соколов
В Российской Федерации, как и в других экономиках АТЭС, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики, важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Сегодня в транспортном хозяйстве страны занято порядка 3,3 млн человек. Здесь ежегодно создается до 6% ВВП страны.
В настоящее время Российская Федерация, являясь неотъемлемой частью евроазиатского пространства, играет важную роль в развитии двусторонних и многосторонних отношений, а также в укреплении геополитических связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Набирающие обороты процессы интеграции и гармонизации мировой экономики, создание транснациональных и межгосударственных экономических и политических объединений ставят перед транспортной отраслью новые сложные задачи, решение которых невозможно в рамках отдельного государства. Наша страна, две трети территории которой находится в Азии, нацелена на дальнейшее наращивание экономического взаимодействия с динамично развивающимися странами этого региона. Благоприятное геополитическое положение Российской Федерации в треугольнике основных центров экономического развития в мире Европа – Северная Америка – Азия предопределяет ее существенную роль в обеспечении политических, культурных и, прежде всего, торгово-экономических связей между этими регионами.
КОРИДОР «ТРАНССИБ»
В условиях российского климата и больших расстояний непрерывный круглогодичный транзит грузов через нашу территорию в состоянии обеспечить в основном железная дорога. Железнодорожные коммуникации объединяют все районы России, что является необходимым условием ее территориальной целостности и единства ее экономического пространства. Они связывают Россию с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей. Параметры, заложенные в стратегические планы развития железнодорожного транспорта, предусматривают строительство к 2030 году 10–15 тыс. км новых линий железнодорожного транспорта общего пользования. Главным элементом, обеспечивающим сегодня транзит, является международный транспортный коридор «Транссиб» – мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, оборудованная современными средствами информации и связи. Магистраль обслуживает регионы, где сосредоточено более 50% промышленного потенциала страны, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Технические возможности Транссиба позволяют сейчас перевозить ежегодно 100–120 млн тонн грузов в год. Международный транспортный коридор «Транссиб» в широтном направлении имеет железнодорожные выходы на международный транспортный коридор МТК № 2. Фактически МТК «Транссиб» является продолжением МТК № 2 на направлении «3апад – Восток» (Берлин – Минск – Москва – Нижний Новгород). «Транссиб» имеет железнодорожные выходы в меридиональном направлении, в т. ч.на Международный транспортный коридор Север – Юг. Cтратегия развития МТК «Транссиб» непосредственно связана с социально-экономическим развитием всей страны и Дальневосточного региона в частности. И это неудивительно, т. к. регион составляет 36,4% от всей территории России, богат природными ресурсами и населяет его 6,3 млн человек.
ИНФРАСТРУКТУРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Если говорить о развитии инфраструктуры Дальнего Востока, то необходимо отдельно остановиться на транспортно-промышленном узле «Ванино – Советская Гавань». Здесь концентрируются интересы крупных финансово-промышленных групп: ОАО «Мечел», ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», ООО «Компания «Базовый элемент», ЗАО «Управляющая компания Петропавловск», ООО «Саха (Якутская) транспортная компания». Эти компании реализуют комплексные инвестиционные проекты, тяготеющие к зоне Байкало-Амурской магистрали. Проекты носят выраженный межрегиональный характер, включают добычу полезных ископаемых, строительство горно-обогатительных, перерабатывающих комбинатов и перегрузочных экспортных терминалов в морских портах Ванино и Советская Гавань. Комплексные, взаимоувязанные планы развития Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла объединены в общую концепцию, предполагающую использование побережья не только для перевалки сырья, но и для создания перерабатывающих производств, организации судоремонта. С развитием этого узла тесно увязывается работа по утверждению и реализации межрегионального инвестиционного проекта «Стратегическая программа развития Байкало-Амурской магистрали на перспективу до 2020 года». Ванино-Советско-Гаванский узелвключает в себя комплекс взаимоувязанных проектов развития транспортной, энергетической, инженерной, коммунальной и социальной инфраструктур, направленных на развитие этой узловой точки Транссибирского международного транспортного коридора как важнейшего звена логистических цепей по поставке российской продукции в страны АТР. В 2010 году в направлении данного узла железнодорожным транспортом перевезено 15,8 млн тонн грузов с ростом к 2004 году почти в 3 раза, а к докризисному уровню 2008 года – в 2 раза. В порту Ванино крупные российские компании наращивают портовые мощности. ОАО «СУЭК» введен угольный терминал мощностью 12 млн тонн кузбасского угля в год с дальнейшим увеличением до 24 млн тонн в год к 2020 году. ОАО «Мечел» через порт Ванино намерено поставлять с Эльгинского месторождения на экспорт 25 млн тонн угля в год; ООО «Саха (Якутская) транспортная компания» – 31 млн тонн угля, железорудного концентрата и пиломатериалов в год; ООО «Базовый элемент» – 3,1 млн тонн грузов различной номенклатуры в год, в том числе зерна в объеме до 2,5 млн тонн в год. Особое значение приобретает создание в Ванино-Советско-Гаванском транспортно-промышленном узле первой в России морской портовой особой экономической зоны «Советская Гавань» как инструмента государственно-частного партнерства, что позволит сформировать в Советской Гавани современный, отвечающий международным требованиям портово-промышленный район, состоящий из портово-логистического, судоремонтного, биоресурсного и промышленного кластеров. Согласно Концепции создания и развития портовой особой экономической зоны на территории Советско-Гаванского муниципального района грузовые потоки в данной зоне достигнут к 2020 году 30 млн тонн в год, к 2025 году – 35 млн тонн в год.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Помимо того, что уже сказано, нами совместно с коллегами из КНДР и Республики Корея осуществляются мероприятия по модернизации Транскорейской магистрали и разрабатывается новый маршрут перевозки грузов: порт Раджин (КНДР) – Туманган (КНДР) – Хасан (Россия) – российская сеть железных дорог – Европа. Уже завершен первый этап реконструкции железнодорожного участка Хасан – Раджин. 13 октября 2011 года проведен демонстрационный поезд. В рамках первого этапа эксплуатации данного маршрута запланирован экспорт российского угля в объеме 5 млн тонн в страны АТР. Одновременно будет прорабатываться возможность использования создающейся инфраструктуры для перевалки контейнерных грузов из Республики Корея и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще одним направлением развития транзитных перевозок может стать привлечение грузов Северо-Восточных китайских провинций в российские дальневосточные порты, учитывая пропускную способность транспортной инфраструктуры Китая. Однако решение данного вопроса зависит, в первую очередь, от возможностей стивидорных компаний переработать данные транзитные грузопотоки без ущерба для обслуживания транзитных перевозок по Транссибу и обеспечить конкурентоспособный тариф и уровень сервиса.
РАЗВИТИЕ БАМа
В целях реализации перечисленных планов большое значение имеет увеличение пропускной и провозной способностей Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Программа развития БАМа на перспективу до 2020 года предусматривает строительство второго главного пути и развитие подходов в порты Дальневосточного морского бассейна. Провозная способность Байкало-Амурской магистрали к 2020 году должна быть увеличена до 93 млн тонн. В частности, в этих целях реконструируется участок Оунэ − Высокогорная, где ведется строительство нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре − Советская Гавань. Срок реализации проекта – конец 2012 года. Реализация данного проекта позволит увеличить пропускные и провозные способности участка с 12–15 до 35 млн тонн, а к 2020 году до 50 млн тонн грузов в направлении портов Ванино и Советская Гавань. В целях повышения качества обслуживания на железнодорожных магистралях России, в том числе проходящих по территории Дальневосточного региона, а также их интеграции в евроазиатскую транспортную сеть будет осуществлен ряд мероприятий, в числе которых: улучшение взаимодействия железнодорожных администраций с пограничными и таможенными органами в части урегулирования режима работы пограничных и таможенных органов, развитие таможенной и пограничной инфраструктуры; информатизация транспортной сети, предусматривающая формирование телекоммуникационной сети связи как основы для внедрения современных информационных технологий; дальнейшее развитие и модернизация железнодорожной инфраструктуры; меры по увеличению контейнеризации перевозок: увеличение парка контейнеров и подвижного состава, создание современной и разветвленной сети депо для ремонта контейнеров и вагонов, более широкое применение технологии маршрутных контейнерных поездов; продолжение работы по унификации и совершенствованию тарифов, разработка сквозных тарифов на перевозки грузов в сообщении Европа – Азия; создание логистических провайдерских компаний, в функции которых входит организация перевозок грузов в контейнерах по принципу «от двери до двери» с гарантированным стабильным временем доставки, конкурентоспособной сквозной тарифной ставкой и предоставлением пакета сопутствующих услуг; повышение уровня сохранности грузов при перевозке и внедрение механизмов страхования перевозок, в том числе проработка возможности обеспечения сквозного страхования грузов при транзитной перевозке в целях обеспечения конкурентоспособности по сравнению с морским транспортом; совершенствование технологии транзитных перевозок, оптимизация взаимодействия с другими участниками транзитной транспортной цепи.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Не только Дальнему Востоку уделяется внимание. Транспортная стратегия РФ включает строительство в период 2016–2030 годов альтернативного транспортного направления из Урала в порты Белого и Баренцева морей для освоения лесных ресурсов севера европейской части России. Строительство новой железнодорожной магистрали Белкомур: Архангельск − Сыктывкар − Пермь позволит улучшить транспортные связи Северо-Западного региона России, где сосредоточен ряд сырьевых ресурсов страны, с промышленными районами Урала и странами Балтийского региона. Планируется развитие железнодорожной инфраструктуры для обслуживания новых портовых терминалов на западном берегу Кольского полуострова, а также строительство железнодорожной линии Воркута (Хальмер-Ю) − Усть-Кара в целях обеспечения выхода грузопотока из Воркутинского района к Баренцеву морю. Реализация перечисленных мероприятий позволит активизировать грузопотоки в направлении Баренцева моря с выходом на страны Скандинавского полуострова по проектируемому Северному транспортному коридору «Восток – Запад». В последнее десятилетие резко выросли грузовые перевозки автомобильным транспортом, который не имеет альтернативы при решении многих социальных задач, в том числе при обеспечении населения продуктами и товарами, удовлетворении жизненно важных потребностей людей, связанных с повседневной работой, учебой, отдыхом, оказанием медицинской помощи населению. Изменение образа жизни людей в последние десятилетия сделало автомобиль необходимым средством передвижения, элементом повседневной жизни. В связи с этим доступность и качество транспортных услуг для населения, в первую очередь, зависит от состояния и качества автомобильных дорог, по которым осуществляются перевозки, а также от уровня развития, связности, разветвленности и конфигурации единой дорожной сети всех уровней. К 2030 году Транспортной стратегией Российской Федерации предусматривается довести протяженность автомобильных дорог общего пользования до 1,35 млн км (при немногим более 0,7 млн км в 2010 году), долю федеральных автодорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, до 80% их общей протяженности. В рамках увеличения протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения запланированы мероприятия, направленные: · на строительство автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров, обслуживающих наибольшие автотранспортные потоки между основными экономическими центрами страны; · на строительство и реконструкцию участков существующих автомобильных дорог, обеспечение их технического состояния требованиям, предъявляемым соответствующими международными соглашениями к международным автомагистралям европейской и азиатской сети автомобильных дорог; · на строительство и реконструкцию участков автомобильных дорог на подходах к международным автомобильным пунктам пропуска на Государственной границе Российской Федерации; · на строительство и реконструкцию участков автомобильных дорог на подходах к морским и речным портам, аэропортам, а также в крупных транспортных узлах. Подпрограммой «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» предусмотрены проектно-изыскательские работы для разработки инвестиционного проекта развития транспортного коридора «Восток – Запад» по направлению Россия − Япония с ответвлениями на Казахстан, Китай, Монголию и Корейский полуостров. Подпрограммой «Развитие экспорта транспортных услуг» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» предусмотрены мероприятия по комплексному развитию международного транспортного коридора «Европа − Западный Китай» на территории Российской Федерации (на участке Санкт-Петербург – Казань − Оренбург − до границы с Республикой Казахстан). Этапы и сроки реализации предусматривают в 2010–2012 годах подготовку инвестиционного проекта, в 2013–2014 годах – проектирование и строительство в 2014–2016 годах. Продолжается работа с Китайской Народной Республикой по реализации совместных проектов на региональном уровне по строительству мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск − Хэйхэ, подготовке проектов соглашений о строительстве автомобильных мостов в районе пунктов пропуска Покровка − Логухэ и Полтавка − Дунин.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ
Российская Федерация уделяет серьезное внимание развитию северных коммуникаций страны, среди которых Северный морской путь выступает важнейшей частью инфраструктуры хозяйственных комплексов российского Крайнего Севера и Дальнего Востока. Для целого ряда российских регионов он является единственной транспортной артерией. Помимо этого, Севморпуть является альтернативным и кратчайшим естественным транспортным коридором между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При его использовании расстояние по доставке грузов из регионов АТР в Европу сокращается на 2440 морских миль (на 23%), что, в свою очередь, сокращает длительность рейса на 10 суток и экономит до 800 тонн топлива. Сегодня, с развитием новых масштабных проектов по добыче полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации, значение Севморпути в части обеспечения доставки энергоносителей на международные рынки становится просто неоценимым. По оценке ряда экспертов, только потенциальный объем транзитных грузов по Северному морскому пути в восточном направлении может составить 5–6 млн тонн и в западном – 2–3 млн тонн. Поэтому не случайно все, что связано с арктической морской транспортной системой и ее развитием, является неотъемлемой частью национальной политики России. 18 июля 2012 года Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». С принятием закона создается централизованное государственное управление СМП, обеспечивающее безопасные условия плавания судов на его акватории и предоставление равного доступа всем заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.
ПОДГОТОВКА К АТЭС-2012
При подготовке к неделе саммита АТЭС-2012 важную роль уделяли модернизации транспортной системы региона. Во Владивостоке активно велось строительство транспортных объектов. В их числе обновленный аэропорт, дорожно-транспортные развязки и мост, соединяющий Владивосток с островом Русский. В рамках развития города Владивостока, как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, предусмотрено строительство 15 транспортных объектов, суммарный объем инвестиций составит около 4,3 млрд долларов. Первый объект транспортной инфраструктуры, который увидели гости саммита АТЭС, – это обновленный аэропорт Владивостока Кневичи. Одна из взлетно-посадочных полос аэропорта введена в эксплуатацию и может принимать любые типы воздушных судов без ограничений. В аэропорту построен новый аэровокзальный комплекс общей площадью 47,5 тыс. кв. м, который имеет пропускную способность 1360 человек в час, или 3,5 млн в год. Транспортное сообщение между городом и аэропортом обеспечено скоростной железной дорогой типа «Аэроэкспресс». Аэропорт Владивостока стал первым аэропортом в Российской Федерации, работающим по принципу «открытого неба», что привлечет дополнительные пассажиро- и грузопотоки в Дальневосточный регион России и будет способствовать либерализации воздушного сообщения между странами АТР. Один из самых масштабных проектов АТЭС-2012 – это строительство уникального мостового перехода через пролив Босфор Восточный на остров Русский. Этот мост является крупнейшим вантовым мостом в мире, а его центральный безопорный пролет длиной 1104 мстал рекордным в мировой практике мостостроения. Общая длина моста – 1885,53 м, а общая протяженность с эстакадами – 3100 м. Высота пилонов при этом достигает 320,9 м. Строительство мостового перехода на о. Русский завершено во втором квартале 2012 года. Непосредственно на острове Русском идет строительство разветвленной дорожной сети, а также вертодрома. В настоящее время осуществляется реконструкция пассажирских причалов Владивостокского морского порта и зданий Дальневосточного федерального морского университета им. Г.И. Невельского.
В рамках мероприятий по интеграции Дальнего Востока России Транспортно-логистические цепочки поставок должны стать одним из инструментов укрепления экономической интеграции в странах АТР, а также совершенствовать транспортные связи между Россией и экономиками АТЭС. Наша страна предпринимает серьезные усилия по достижению заявленной лидерами экономик АТЭС цели повышения эффективности цепочек поставок в регионе на 10% к 2015 году.
Материал подготовлен на основе выступления М. Соколова на встрече министров транспорта АТЭС.
|
|
|