Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Преодоление барьеров | Издательский дом
#

Преодоление барьеров

 


 

Руководитель Росавиации Александр Нерадько

 

 

Основными целями развития региональных перевозок являются обеспечение транспортной доступности регионов Российской Федерации, повышение авиационной подвижности населения и обеспечение условий для повышения деловой активности. Достижение указанных целей может быть реализовано при одновременном решении ряда задач по пяти направлениям:

1)    обеспечение функционирования и развития региональной аэродромной структуры;

2)    совершенствование механизма субсидирования бюджетов разных уровней;

3)     развитие и обновление парка воздушных судов;

4)     снижение себестоимости региональных перевозок и совершенствование государственного регулирования в этой сфере;

5)     развитие каждого из направлений – необходимое условие для развития региональной авиации в целом.

 

 

Общесоциальные итоги

 

Региональные авиаперевозки пока не способны генерировать соответствующие пассажиропотоки. Это приводит к высокой себестоимости авиаперевозок и, соответственно, к увеличению цены билетов, поскольку удельные затраты на содержание аэропортовой сети, использование судов исключительно велики. Сегодня эти региональные, местные перевозки в основном носят социальный характер и не являются предметом коммерчески эффективного бизнеса. И именно на этих маршрутах отсутствует конкуренция, и, соответственно, стоимость перевозки пассажиров на них достаточно высока. В качестве примера приведу несколько цифр: средняя стоимость авиаперевозок в расчете 1 пассажиро-километр на региональных авиалиниях в 4 раза превышает аналогичный показатель на магистральных линиях, при этом средний тариф экономического класса по внутрирегиональным линиям туда-обратно составляет 23 тысячи рублей, а на некоторых маршрутах – 23 или 22 тысячи только в одну сторону, что почти эквивалентно среднемесячной зарплате населения в нашей стране.

Почему это происходит? Анализ структуры затрат российских авиакомпаний показывает, что на стоимость перевозки влияет ряд внутриотраслевых и внешних факторов. Основной внутриотраслевой фактор – расходы на аэропортовое обслуживание, это что касается деятельности региональных авиакомпаний, компаний, осуществляющих региональные перевозки. В результате принятых решений об изменении предельного уровня аэропортовых сборов и тарифов рост расходов авиакомпаний на обслуживание удалось стабилизировать, и он в среднем составил 8,2%. Если бы решения не были приняты, то это было бы еще больше.

Наиболее существенными факторами роста ставок аэропортовых сборов на сегодняшний день являются расходы, связанные с использованием федерального имущества, не подлежащего приватизации, в том числе и размер арендной платы за земельные участки, высокая степень износа аэродромного имущества, требования по обеспечению авиационной безопасности без учета интенсивности полетов аэропорта. Данные факторы приводят к существенному росту сборов за взлет-посадку в пределах 5%, а по второму фактору – обеспечение авиационной безопасности – почти 20%.

Таким образом, финансовая нагрузка на авиакомпании, осуществляющие региональные перевозки, может быть снижена в первую очередь за счет государственной поддержки данного вида перевозок, а также путем создания благоприятных условий для авиакомпаний, осуществляющих региональные и местные перевозки.

 

 

Механизмы формирования опорной сети аэродромов

 

Правительство РФ одобрило Концепцию развития аэродромной и аэропортовой сети до 2020 года, в которой были определены механизмы формирования национальной опорной сети аэропортов. Принятие данной Концепции в 2008 году и соответствующих мер было обусловлено резким сокращением количества действующих аэродромов. На территории России за последние 20 лет количество аэропортов сократилось с 1,3 тысячи практически до 315. И с 2002 года в аэродромную инфраструктуру РФ совокупно были направлены средства федерального бюджета в размере более 145 млрд рублей, что позволило приостановить сокращение аэродромной сети. И при этом сегодня аэропорты и аэродромы уже не выводятся из эксплуатации, а в крайнем случае переходят в статус посадочных площадок и продолжают функционировать. И всего с учетом площадок в настоящий момент их функционирует около 1,6 тысячи.

В целях сохранения и развития местных региональных авиаперевозок в районах Крайнего Севера созданы и создаются федеральные казенные предприятия. На базе 50 аэропортов регионального и местного значения было создано шесть федеральных казенных предприятий.

Также создание федеральных казенных предприятий позволяет сдерживать рост пассажирских тарифов на региональных и местных линиях и создает основу для развития местных перевозок. На финансирование казенных предприятий средствами федерального бюджета предусмотрено почти 2,5 млрд рублей.

 

 

Субсидирование перевозок

 

В последние годы у нас наметилась тенденция роста авиаперевозок. Положительная динамика стала возможна в том числе благодаря осуществляемой с 2009 года Программе государственной поддержки авиационных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Сибири. Программа показала свою жизнеспособность и востребованность. В текущем году продано более 463 тысяч льготных (субсидируемых) билетов на сумму более 3 млрд рублей.

С учетом предложений субъектов Российской Федерации правительством утверждена программа субсидирования в 2013 году до суммы более 3,5 млрд рублей и включению в перечень маршрутов курортных городов Минеральные Воды, Анапа и Геленджик. В 2012 году правительством приняты решения о субсидировании авиаперелетов женщин в возрасте свыше 55 лет, расширении перечня субсидируемых маршрутов и распространении мер поддержки на инвалидов первой группы всех возрастов и сопровождающих их лиц, а также лиц, сопровождающих детей-инвалидов. На эти цели дополнительно выделено более 400 млн рублей.

К сожалению, на долю региональных и местных перевозок по-прежнему приходится чуть более 4,5 млн пассажиров, что составляет около 7%. В этой связи одним из приоритетных направлений политики авиационных властей в области авиационной деятельности является развитие региональных и местных воздушных линий. Проводится работа по созданию в Российской Федерации комплексной системы государственной поддержки и развития региональной авиации. Только в 2013 году на эти цели предусмотрено выделение около 8 млрд рублей.

 

 

«Дорожная карта»

 

В целях систематизации мер по развитию региональных перевозок разработан проект «Дорожной карты» развития региональных авиаперевозок, включающий следующие основные направления:

 

Первое. Развитие сети региональных и местных аэропортов.

По данному направлению реализуется Программа создания и финансирования федеральных казенных предприятий.

В 2013 году предусмотрено выделение более 2,5 млрд рублей федеральным казенным предприятиям и на субсидии аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера.

 

Второе.Развитие авиаперевозчиков на региональных и местных линиях.

В настоящее время рассматривается вопрос субсидирования из федерального бюджета непосредственно авиаперевозчиков, увеличение сезона субсидированных авиаперевозок, снятие ограничений по возрасту пассажиров и расширение перечня субсидированных маршрутов региональных воздушных перевозок. На реализацию указанных предложений проектом федерального закона в 2013–2015 годах предусмотрено около 3 млрд рублей ежегодно.

При указанном объеме субсидирования услугами воздушного транспорта по специальным (льготным) тарифам смогут воспользоваться уже около 730 тысяч пассажиров. При этом ожидаемый рост пассажиропотока на этих направлениях составит на начальном этапе реализации программы до 15%.

Также одной из целей развития региональной авиации является обеспечение условий для повышения деловой активности населения.

В этой связи предусмотрена реализация в 2013 году пилотного проекта, предусматривающего предоставление субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов, расположенных на территории Приволжского федерального округа, организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок.

Реализация пилотного проекта создаст условия для повышения деловой активности и подвижности населения. В случае успешности реализации этого проекта данная практика будет распространена и на другие регионы.

 

Третье. Развитие парка воздушных судов.

В 2012 году на указанные цели предусмотрено выделение около 2 млрд рублей.

Реализация комплекса мер, предусмотренных «Дорожной картой», в совокупности с мерами, предпринимаемыми непосредственно субъектами, позволит обеспечить прорыв в развитии региональных и местных перевозок, повысить доступность услуг воздушного транспорта и авиационную подвижность населения. Вместе с тем одной из целей развития региональной авиации является также обеспечение условий для повышения деловой активности населения, что актуально для всех районов нашей страны. В качестве примера как раз можно привести Приволжский федеральный округ, где разработана Программа развития региональных перевозок. При этом Приволжский федеральный округ является одним из наиболее развитых промышленных центров с концентрацией высокотехнологичных производств и высокой численностью населения и при этом развитой аэропортовой сетью, но в то же время подвижность населения там, с точки зрения использования авиации, крайне мала, ниже, чем в других округах Российской Федерации. Если останавливаться на мировом опыте, то мировая практика также указывает на то, что необходимо законодательно формировать системы обязательных общественных услуг, так называемых public service obligation, по выполнению необходимых социально значимых авиационных перевозок. При этом одной из основных форм привлечения авиакомпаний к реализации таких перевозок является, с правовой точки зрения, предоставление исключительного права эксплуатации воздушной линии на период до трех лет, а с финансовой – оплата в денежном выражении за счет субсидирований из средств госбюджета и других источников. В данном случае, если говорить о России, то вот как раз второй источник – средства субъекта Российской Федерации. В США объем, например, такой государственной поддержки сопоставим с российскими параметрами и в 2012 году составил 143 млн долларов. В США такая программа действует в 32 штатах и 153 населенных пунктах. Если предложения наши будут соответствующим образом проработаны и поддержаны, то, естественно, опыт, в том числе и американской модели, будет учтен при обсуждении предложений и совершенствовании наших отечественных программ субсидирования.

Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность и в конечном счете на доступность региональных местных перевозок, является также используемый парк воздушных судов. У нас в 2012 году в составе действующего парка региональных пассажирских самолетов 340, из них 244 отечественного производства, 96 – иностранного. Однако с 1 июля, ввиду нормативных требований по обязательному оснащению воздушных судов системами подвижной связи и опасности сближения воздушных судов, проблема встает очень остро, потому что далеко не все воздушные суда целесообразно с экономической точки зрения оснащать такими системами.

Что касается поддержки, то федеральным бюджетом предусмотрено бюджетное ассигнование на субсидирование лизинговых платежей в размере почти 2 млрд рублей, в 2012 году – 1,9 млрд, и соответствующие субсидии доводятся до авиакомпаний. На сегодняшний день уже выплачены субсидии в размере 330 млн рублей на поставку семи самолетов, а всего на настоящую дату планируется сумма 1,212 млрд на поставку 50 самолетов. В целом эта мера позволит субсидировать приобретение 117 самолетов за период до 2014 года.

 

И в завершение

Говоря о наших предложениях, мы считаем, что в части установления требований по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах с низкой интенсивностью полетов нам необходимо также внести изменения в Закон «О транспортной безопасности» – естественно, без ущерба для этой безопасности, но ввести минимальные требования для региональных и местных аэродромов и посадочных площадок, которые соответствуют реальным угрозам. Затраты на содержание таких аэродромов сегодня непомерно высоки как для самих аэродромов, так и для авиакомпаний.

Следующим шагом по стимулированию развития региональных и местных перевозок является применение системы скидок на оплату аэропортовых сборов и тарифов при начале эксплуатации новых маршрутов и их аэропортов. Для обеспечения аналогичного подхода к определению ставок арендной платы считаем целесообразным утвердить также нормативно-правовой акт по арендным ставкам в отношении земельных участков.

В совокупности с мерами, предпринимаемыми непосредственно субъектами Российской Федерации, возможно обеспечить прорыв в развитии региональных и местных перевозок, обеспечить доступность услуг воздушного транспорта, ну и если не достичь объема перевозок 1990 года, то по крайней мере приблизиться к этим параметрам с точки зрения эффективности региональной авиации.

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика