Метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации на московских аэродромах
Уже более 80 лет вся деятельность ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» связана с развитием гражданской авиации нашей страны. НачальникФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» Леонид Мищенко
Начиная с 1931 года из небольшой группы, обеспечивающей первые полеты гражданской авиации, ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» стало мощным оперативно-производственным учреждением по метеорологическому обеспечению полетов воздушных судов по российским и международным авиалиниям, полетов первых лиц государства и глав иностранных государств, делегаций органов государственной власти федерального и регионального уровня и др. на аэродромах Внуково, Домодедово, Шереметьево, Раменское, Луховицы и вертодроме Солнцево.
Значение метеорологического обеспечения
Развитие авиационного комплекса, а также совершенствование метеорологических наблюдений, связанное с переоснащением аэродромов Внуково, Шереметьево, Домодедово современным метеорологическим оборудованием, предъявляют новые требования к метеорологической службе, в первую очередь к организации метеорологических наблюдений и усовершенствованию сбора и распространению метеоинформации. ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» в течение многих лет является базой испытания и внедрения нового метеорологического оборудования (станции КРАМС, КРАМС-М1, КРАМС-2АРМ, АМИС-РФ, КРАМС-4), средств измерения метеорологических величин, новых средств приема, передачи и обработки метеорологической информации. На аэродромах устанавливаются приборы последнего поколения, обеспечивающие измерение видимости с допустимой погрешностью в диапазоне от 10 до 10 000 ми высоты нижней границы облаков в диапазоне от 0 до 7500 м, вводятся в эксплуатацию автоматизированные метеорологические информационно-измерительные системы АМИС-РФ и КРАМС-4. Данные системы позволяют производить автоматические измерения и сбор метеорологической информации об основных параметрах атмосферы на аэродроме с двух взлетно-посадочных полос, обработку этой информации, формирование метеорологических сообщений, отображение, регистрацию и распространение информации по каналам связи для обеспечения взлета и посадки воздушных судов по I, II и III категориям ИКАО в соответствии с требованиями стандартов и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации. Впервые в 2003 году на аэродроме Шереметьево приступили к метеорологическому обеспечению заходов на посадку и посадок воздушных судов по минимуму IIIкатегории ИКАО, в 2005 году – в Домодедово. На аэродроме Внуково, в 2013 году, после реконструкции и ввода в эксплуатацию ВПП-1 планируется сертифицировать аэродром для обеспечения посадок воздушных судов по категории III ИКАО. На московских аэродромах установлено в соответствии с требованиями Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА) и эксплуатируется сертифицированное, регулярно поверяемое метеорологическое оборудование как российских, так и иностранных производителей. ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» совместно с Институтом радарной метеорологии, производителем станции КРАМС-4, разработали вид метеодисплея, на котором отображается информация местной сводки в соответствии с требованиями Приложения 3 ИКАО. На стартовом диспетчерском пункте вышки аэродромного командно-диспетчерского пункта метеоинформация отображается на рабочие места диспетчеров для каждой взлетно-посадочной полосы (ВПП) отдельно. Кроме этого, метеоинформация одновременно для двух ВПП отображается на метеодисплеях, установленных в соответствии с НГЭА на других пунктах. В сводки погоды, передаваемые на средства отображения, кроме метеоинформации, соответствующей рабочему курсу, включаются результаты наблюдений за метеопараметрами с противоположного курса, информация об опасных явлениях погоды: турбулентности, обледенении, сдвиге ветра, по данным бортовой погоды (в качестве дополнительной информации), и прогноз погоды для посадки. Специальные сводки погоды, сопровождаемые звуковым и цветовым сигналом, передаются на средства отображения метеоинформации; по громкоговорящей связи (ГГС)голосом передаются только специальные сводки о начале и прекращении грозы и замерзающих (переохлажденных) осадках. Кроме того, на метеодисплее предусмотрено отображение выпущенных по аэродрому предупреждений и предупреждений о сдвиге ветра. Выпускаемые предупреждения по аэродромам содержат краткую информацию о метеорологических условиях, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на воздушные суда на земле, в том числе на воздушные суда на местах стоянки, на аэродромное оборудование и технические средства обеспечения полетов. Предупреждения о сдвиге ветра включают краткую информацию о наблюдаемом или ожидаемом сдвиге ветра, который может оказать неблагоприятное воздействие на воздушное судно на траектории захода на посадку или взлета в слое от уровня ВПП до 500 мили на воздушное судно на ВПП во время послепосадочного пробега или разбега при взлете. Специалисты ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» в соответствии с положениями Приложения 3 ИКАО и НМО ГА-95 разработали формат для выпуска и передачи на рабочие места диспетчеров ОВД предупреждений по аэродрому и предупреждений о сдвиге ветра. Подразделения ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» выпускают прогнозы погоды по аэродромам и прогнозы для посадки. Для метеорологического обеспечения полетов ВС ниже эшелона полета FL100 выпускаются зональные прогнозы в картографическом виде, которые представляют собой комбинацию прогноза особых явлений погоды SIGWXи прогнозов ветра и температуры воздуха на высотах.
Метеорологическая информация
Метеорологическая информация, предоставляемая эксплуатантам и экипажам ВС российских и иностранных авиакомпаний, содержит последние авиаметеорологические данные и отвечает требованиям Международной организации гражданской авиации. В пакет полетной документации включаются прогнозы ветра и температуры на высотах, прогнозы особых явлений погоды, сводки METAR/SPECI, прогнозы TAF/ TAFAMDдля аэродромов вылета и намеченной посадки, для запасных аэродромов вылета, на маршруте, информация SIGMET, консультативная информация о вулканическом пепле и тропических циклонах, относящаяся ко всему маршруту, и при необходимости прогнозы GAMETи/или зональные прогнозы погоды в картографическом виде и информация AIRMET. Прогнозы ветра и температуры на высотах и прогнозы особых явлений погоды в филиалах ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» декодируются с помощью специального программного обеспечения ГИС Метео из данных GRIB и BUFR, получаемых из Лондонского Всемирного центра зональных прогнозов (ВЦЗП) по наземным каналам связи, в стандартные карты для фиксированных зон, определенных ИКАО. Четыре раза в сутки (после сбора в 00, 06, 12 и 18 UTCсиноптических данных) строятся прогностические карты особых явлений погоды, действующие в течение 24 часов, и прогностические карты ветра и температуры на высотах, действительные на 6, 12, 18, 24 часов и, при необходимости, 30 часов с периодом действия +/-3 часа от фиксированного срока. Карты прогноза ветра и температуры строятся для эшелонов полета FL020, 050, 100, 180, 240, 300, 340, 390 и 450. Карты для эшелонов FL020 и 050 используются при метеообеспечении полетов в нижнем воздушном пространстве. В легенде карты указывается провайдер, обеспечивший ее выпуск, – ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета». Поправкой 75 к Приложению 3 ИКАО введено положение о необходимости включать в полетную документациюво всех случаях «консультативную информацию о вулканическом пепле и тропических циклонах, относящуюся ко всему маршруту». На сегодняшний день по каналу АСПД-МЕКОМ распространяется консультативная информация о вулканическом пепле и тропических циклонах в буквенно-цифровом формате. ИКАО же рекомендует включать в состав полетной документации данный вид информации в графическом формате. При обеспечении конкретного рейса дежурный синоптик осуществляет соответствующий запрос в БАМД, при наличии информации в буквенно-цифровом формате о вулканическом пепле и/или тропических циклонах, относящейся к маршруту полета обслуживаемого рейса, проверяет наличие соответствующей консультативной информации в графическом формате на официальных сайтах MetOffice(информации о вулканическом пепле) и ВМО (информации о тропических циклонах) и включает ее в предоставляемую экипажам воздушных судов полетную документацию. При отсутствии на официальных сайтах информации в графическом формате в полетную документацию включается соответствующая консультативная информация в буквенно-цифровом формате.
ДМРЛ-С
В рамках реализации ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации на 2009–2015 годы» во Внуково устанавливается доплеровский метеорологический радиолокатор ДМРЛ-С, выходная продукция которого будет включать: – горизонтальные сечения радиоэха на разных высотах; – вертикальные сечения радиоэха в любом заданном азимуте; – карту интенсивности осадков; – радиальную (доплеровскую) скорость ветра; – направление и скорость перемещения облачных образований; – карту метеоявлений (гроза, град, шквал, смерч, ливни, облачности); – контуры опасных метеорологических явлений; – при наличии радиоэха вертикальный и горизонтальный сдвиг ветра с указанием его интенсивности. При работе в режиме «радиальная (доплеровская) скорость ветра» конечным продуктом является пространственное распределение радиальных скоростей в радиусе обзора 125 км. Данная информация позволит получать дополнительные сведения о пространственном распределении параметров ветра и производить расчет сдвига ветра и его интенсивности, представляющего значительную опасность при взлете и посадке воздушных судов. Наряду с использованием информации АМДАР использование информации о пространственном распределении характеристик ветра дает возможность синоптику более объективно оценивать метеорологические условия при составлении прогнозов погоды и предупреждений о сдвиге ветра. В ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» в оперативной работе используется весь объем спутниковых метеорологических данных при составлении авиационных прогнозов погоды по московским аэродромам, при проведении консультаций и инструктажей членов летных экипажей и органов управления воздушным движением, которые проявляют серьезную заинтересованность в указанной информации. Особенно полезно комплексное использование информации МРЛ и спутниковых данных, которое позволяет: – проследить эволюцию облачных систем (в том числе и над территорией, не освещенной наблюдениями за погодой) с ее последующей оценкой; – провести более детальный анализ синоптических процессов при выпуске прогнозов об опасных для авиации явлениях погоды; – проследить развитие процессов облакообразования и связанных с ними осадков, гроз, шквалов, сильной турбулентности, обледенения и других явлений погоды. Современный этап развития технологий прогнозирования атмосферных процессов, направленный на повышение точности и заблаговременности прогнозирования опасных явлений погоды,основывается на использовании продукции гидродинамических моделей атмосферы высокого пространственного разрешения COSMO-RU, WRF-ARW(пространственное разрешение – 7 км, 2,2 кми менее). В ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» проведены испытания прогнозов метеоэлементов и опасных для авиации явлений погоды, полученных в ФГБУ «Гидрометцентр России» на основе численных прогнозов с использованием модели COSMO-RU – 7 км, работающей на СуперЭВМ Росгидромета. Прогнозы выпускаются для аэродромов Внуково, Домодедово, Шереметьево в виде метеограмм на 78 часов с шагом 1–3 часа и в виде карт с шагом сетки 7 км. Испытания подтвердили возможность использования выходной продукции гидрометеорологических моделей при прогнозировании скорости и направления ветра у земли, осадков, конвективной облачности, при консультациях экипажей воздушных судов и других пользователей. В ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» разработана и внедрена система менеджмента качества (СМК), получен сертификат соответствия, удостоверяющий, что СМК применительно к метеорологическому обслуживанию гражданской и экспериментальной авиации соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008. ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» располагает высококвалифицированными специалистами в области авиационной метеорологии и современными техническими средствами для качественного метеорологического обслуживания гражданской и экспериментальной авиации.
|
|
|