Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Авиация Камчатки: не выживать, а жить | Издательский дом
#

Авиация Камчатки: не выживать, а жить

 

 

Генеральный директор ФКП «Аэропорты Камчатки» Александр Журавлёв

 

 

Географическое положение Камчатки имеет важное межконтинентальное значение в транспортной системе морских и воздушных путей сообщения, которое осуществляется через г. Петропавловск-Камчатский и г. Елизово. Перевозка пассажиров, почты и груза воздушным путем осуществляется через аэропорты местных воздушных линий и базовый аэропорт г. Елизово.

 Отсутствие развитой сети автомобильных дорог, труднодоступность отдаленных регионов придают воздушному транспорту особое место в развитии экономики края. Проблему развития воздушных перевозок в Камчатском крае необходимо рассматривать в разрезе двух составляющих: развитие внутрирегиональных воздушных перевозок и развитие межрегиональных перевозок.

 

ФКП «Аэропорты Камчатки» создано 15 ноября 2010 года в соответствии с Постановлением Правительства № 300 от 4 мая 2010 года путем присоединения ФГУП «Корякское авиапредприятие» к ФГУП «Петропавловск-Камчатское авиационное предприятие» с последующим выделением из последнего ФКП «Аэропорты Камчатки». В состав предприятия вошли 11 аэропортов и 7 посадочных площадок.

Цель создания ФКП «Аэропорты Камчатки» – развитие аэропортовой сети в Камчатском крае, создание благоприятных условий по доступности населению авиаперевозок. За период с 1996 по 2001 год из Государственного реестра гражданских аэропортов (аэродромов), расположенных на территории Камчатской области и КАО, было исключено 14 аэропортов (аэродромов), что усилило негативные социальные, демографические и экономические тенденции Камчатского региона.

 

Для достижения поставленной цели ФКП «Аэропорты Камчатки» ставит перед собой следующие задачи:

·     проведение единой тарифной политики, нацеленной на снижение уровня ставок аэропортовых сборов;

·     повышение регулярности и безопасности полетов;

·     планомерная модернизация и реконструкция аэропортов за счет государственных инвестиций;

·     приведение аэропортовой деятельности, осуществляемой в аэропортах МВЛ, к действующим сертификационным требованиям;

·     создание достойных условий для работы в аэропортах МВЛ.

 

 

Государственная поддержка

 

Ежегодно из бюджета РФ выделяется 452 млн рублей для содержания и развития аэропортов МВЛ Камчатского края.

За счет предоставленной государственной поддержки ФКП «Аэропорты Камчатки» в январе 2011 года снизило ставки аэропортовых сборов. Так, консолидированный сбор за взлет-посадку и авиационную безопасность снизился почти вдвое (с 4291 руб./т взл. массы в 2010 году до 2432 руб./т взл. массы и 2414 руб./т взл. массы за 9 месяцев 2012 года).

Эффективность комплексных мер государственной поддержки малой авиации Камчатского края демонстрируется динамикой количества самолето-вылетов и обслуживаемых пассажиров. В связи со снижением аэропортовых сборов и выделением правительством Камчатского края субсидии регулярному перевозчику значительно снижена стоимость авиабилетов. Количество самолето-вылетов в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилось на 175%, обслуженных пассажиров – на 142%. За 9 месяцев 2012 года наблюдается прирост пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 5%.

За 25 лет, предшествующие созданию ФКП, практически не осуществлялись капитальные вложения в инфраструктуру аэропортов МВЛ Камчатского края. На момент создания ФКП основные средства аэропортов были изношены на 95%.

За время функционирования ФКП «Аэропорты Камчатки» осуществлены серьезные инвестиции в развитие инфраструктуры аэропортов. Объем инвестиций в обновление основных производственных фондов предприятия в 2011 году составил 338,3 млн рублей, а в 2012 году, по прогнозным оценкам, составит 287,8 млн рублей.

В 2011 году было приобретено 45 единиц спецтехники и автотранспорта, в 2012-м соответственно – 31 единица.

В 2011 году после землетрясения 2006 года и наводнения 2008 года было восстановлено ССО «Светлячок» в аэропорту Тиличики. В 2012 году осуществлена реконструкция светосигнального оборудования в аэропорту Мильково.

Произведены ремонты в зданиях аэровокзалов и гаражных боксов.

Проведен текущий ремонт взлетно-посадочных полос в аэропортах Мильково, Тиличики, Усть-Камчатск.

Особое внимание уделяется реализации мер транспортной безопасности. За время функционирования установлены накопители модульного типа в 4 аэропортах, 15 контрольно-пропускных пунктах. В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы» в 2011 году приобретено досмотровое оборудование на сумму 16,61 млн рублей.

 

 

Преодоление проблем

 

В своей деятельности предприятие сталкивается и с определенными трудностями.

Одна из серьезных проблем – постепенный уход инженерно-технического персонала в аэропортах МВЛ. Данный состав работников не обновлялся в течение долгого периода времени, и в настоящее время инженерно-технический персонал аэропортов сформирован в основном за счет сотрудников пенсионного возраста. В целом по предприятию доля сотрудников старше 49 лет составляет 33%. Молодежь неохотно соглашается на переезд в отдаленные поселки Камчатского края, в которых находятся наши аэропорты. Кроме того, необходимы дополнительные расходы на организацию быта молодых специалистов, при этом собственного ведомственного жилья у предприятия нет. Также необходимо понимать, что выпускнику техникума или института требуется время для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.

 

Другая проблема связана с особенностями государственного регулирования. Средства, выделяемые предприятию в виде субсидии, не разрешается использовать на новое строительство и реконструкцию зданий и сооружений. Данный факт является серьезным тормозом в дальнейшем развитии предприятия. Хотелось бы посредством данной статьи привлечь внимание лиц, в чьих компетенциях находится данный вопрос, к его решению.

 

 

 

 

Перспективы

 

         Руководство Камчатского края, понимая перспективность развития малых аэропортов в рамках федерального казенного предприятия, в 2012 году выступило с инициативой присоединения к ФКП «Аэропорты Камчатки» муниципального аэропорта Усть-Хайрюзово. В 2012 году ФКП «Аэропорты Камчатки» совместно с Росавиацией проведена работа по выделению дополнительных средств из бюджета Российской Федерации на финансирование текущей деятельности и развития данного аэропорта в составе ФКП «Аэропорты Камчатки». Это позволит снизить действующие в аэропорту ставки (консолидированный сбор за взлет-посадку и авиационную безопасность) в 8 раз, повысить транспортную активность населения и инвестиционную привлекательность данного населенного пункта Камчатского края. Также предусмотрены инвестиционные вложения в развитие инфраструктуры аэропорта, что повысит оперативность и качество обслуживания пассажиров.

  На 2013 год запланирован монтаж инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности в четырех аэропортах Камчатского края. Реализация данных мер позволит снизить вероятность незаконного вмешательства в деятельность ГА, обеспечить безопасность пассажиров, воздушных судов и объектов инфраструктуры аэропортов.

Комплексная реконструкция инженерно-технических сооружений аэропортов предполагается в рамках реализации федеральных целевых программ. В 2013 году в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» будет осуществлена реконструкция аэропортов Палана и Никольское.

В 2014–2018 годах планируется выделение из федерального бюджета 5 млрд рублей на реконструкцию аэропортов Оссора, Тиличики, Тигиль, Озерная в рамках реализации ФЦП.

 

683038, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Циолковского, д. 43

Тел./факс: (415-2) 218-500, (415-2) 218-510

E-mail: priem@airkam.ru

www.airkam.ru

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

 

Яндекс.Метрика