Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Байкальская воздушная гавань | Издательский дом
#

Байкальская воздушная гавань

 

Аэропорт Байкал – внутрироссийский узловой аэропорт федерального значения, имеющий статус международного. Аэропорт расположен в непосредственной близости к озеру Байкал, объекту всемирного природного наследия, и является развитым авиатранспортным узлом в центре авиационных путей, соединяющих европейскую часть России с Сибирью, Дальним Востоком и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Обеспечивает авиационное сообщение города Улан-Удэ (столицы Республики Бурятия) и Республики Бурятия с другими регионами Российской Федерации.

 

И.о. генерального директора ООО «Аэропорт Байкал» Евгений Сивцов

 

 

Благодаря преимуществам по метеорологическим условиям «Байкал» используется в качестве запасного для аэропортов Иркутска и Читы. В рамках межправительственных соглашений он обслуживает воздушные суда США и других стран НАТО по договору о ликвидации ракет средней и малой дальности по программе «Открытое небо».

Близость к Байкалу и создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» создают уникальные возможности для значительного перспективного роста туристического пассажиропотока через международный аэропорт Байкал.

 

 

ИСТОРИЯ: ОТ ПЕРВЫХ ЛАСТОЧЕК ДО ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО

 

1925 год –приземлились первые самолеты летчиков М.А. Волковойнова и И.К. Полякова – участников перелета из Москвы в Пекин.

1 августа 1926 года – открыто регулярное воздушное пассажирское сообщение между Верхнеудинском (Улан-Удэ) и Ургой (Улан-Батор).Также в аэропорту производят посадку самолеты, летающие по маршрутам Москва – Владивосток, Иркутск – Чита.

1931 год – начинается строительство нового аэродрома на левом берегу реки Селенга.

19351941годы – развитие местного воздушного сообщения на территории Бурятии.

1966год – начало эксплуатации новых турбовинтовых самолетов Ан-24.

1971 год – в аэропорту Улан-Удэ построена и сдана в эксплуатацию ИВПП (бетон). Начало полетов самолетов Ил-18 из Москвы.

19801981 годы – в аэропорту Улан-Удэ была произведена реконструкция ИВПП и построены новые стоянки для воздушных судов. Длина ИВПП увеличена на 800 метров. В 1981 году аэропорт начинает принимать самолеты Ту-154.

1983 год – в августе сдан в эксплуатацию новый аэровокзал. В сентябре-октябре аэропорт обслуживает транзитные авиарейсы, перенесенные из Читы в связи с закрытием ИВПП аэропорта Читы на ремонт.

19881989 годы – аэропорт обслуживает множество транзитных рейсов, в том числе международных (Москва – Пхеньян, Москва – Улан-Батор и туристических из стран СЭВ), перенесенных из Иркутска в связи с реконструкцией ИВПП аэропорта г. Иркутск. Количество самолето-вылетов в сутки в аэропорту Улан-Удэ в отдельные дни достигало 70, из них Ту-154 – 30.

1990 год – количество перевезенных пассажиров за год достигло 800 тысяч человек.

1994 год – в июне – сентябре аэропорт обслуживает транзитные авиарейсы, перенесенные из Читы в связи с реконструкцией ИВПП аэропорта Читы.

2001год –авиапредприятие было разделено на несколько независимых компаний, в результате чего было создано ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ», в состав которого вошли все аэропорты Республики Бурятия.

2007 год – реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы, что позволило принимать и обслуживать любые типы ВС практически без ограничений по взлетной массе. Кроме этого, осуществлен монтаж нового светосигнального оборудования (ССО) ОВИ-1, благодаря чему аэропорт возобновил прием воздушных судов в темное время суток. По запросам авиакомпаний и в перспективе работать в круглосуточном режиме. Аэропорт Улан-Удэ допущен к приему следующих типов воздушных судов: А – 319/320/321, В – 737/757/767, Ту – 204/214/154, Ил-76, Ан-12, Як-42, АТР – 42/72, СААБ-340 и других типов воздушных судов.

2008 год – принято решение о переименовании международного аэропорта Мухино в международный аэропорт Байкал.

2010 год – с 1 июня открыто постоянное воздушное сообщение между Улан-Удэ и Улан-Батором.

25 мая 2011 годаИнвестиционно-финансовая компания «Метрополь» стала владельцем 100% акций аэропорта.

29 октября 2011 годасовершен первый рейс Улан-Удэ – Бангкок (Таиланд).

Июнь 2012 года – открытие прямых рейсов по маршруту Улан-Удэ – Пекин, Улан-Удэ – Анталия.

18 июля 2012 годаоткрытое акционерное общество «Аэропорт Байкал» реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт Байкал».

 

 

 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ  АЭРОПОРТА

 

Аэропорт Байкал обладает всеми техническими возможностями для приема российских и международных воздушных судов: имеет взлетно-посадочную полосу длиной 3 тысячи метров, светосигнальное оборудование (ОВИ-1), всю необходимую инфраструктуру, аэронавигационное и метеооборудование, большой аэровокзал, квалифицированный персонал, сертификат соответствия по осуществлению аэропортовой деятельности № ФАВТ А.01123 от 28 марта 2008 года. 

В 2011 году аэропорт Байкал вошел в федеральную программу оборудования постоянных таможенных и пограничных воздушных пунктов пропусков. В связи с этим за собственные средства проводится реконструкция внутри здания аэровокзала, позволяющая увеличить в три раза площадь международного сектора вылетов и организовать таможенный зеленый и красный коридоры.

 

На сегодняшний день из аэропорта Улан-Удэ совершают полеты девять авиакомпаний:

– А/к S7 Airlines;

– А/к «Якутия»;

– А/к «Бурятские авиалинии»;

– А/к «Аэрофлот» («Владивосток Авиа»);

– А/к «Таймыр»;

– А/к «Северный ветер»;

– А/к «Транс Аэро»;

– А/к «Ир Аэро».

В середине августа 2012 года на базе аэропорта Байкал прошел Совет по безопасности полетов при поддержке Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта. Был поднят вопрос о развитии региональной авиации и возобновлении работы внутреннего сообщения. Большинство крупных российских городов не связаны прямым сообщением, поэтому при передвижении на дальние расстояния у жителей республики возникает немало сложностей. Главным результатом прошедшего Совета по безопасности полетов стало решение о создании единой Восточно-Сибирской региональной авиакомпании, которая позволит увеличить эффективность перевозок Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края. Для реализации данного проекта было подписано соглашение о сотрудничестве между руководителями аэропортов Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края.

По данным первого полугодия 2012 года, пассажиропоток аэропорта увеличился на 47% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Планируемая пропускная способность аэровокзала на конец 2012 года составит 250 тысяч пассажиров – это каждый четвертый житель Республики Бурятия или каждый второй житель Улан-Удэ.

Стратегию развития аэропорта на ближайшие 15 лет разрабатывают специалисты крупнейшей международной компании Lufthansa Consulting. Учитывая опыт и новейшие технологии, используемые в данной компании, концепция полностью раскроет экономический потенциал аэропорта.

 

 

Задачи на среднесрочную перспективу развития аэропорта Байкал:

 

– дальнейшая демонополизация рынка авиаперевозок с целью обеспечения доступности авиатранспорта;

– стимулирование международного пассажиропотока, чартерных рейсов, бизнес-авиации путем совместной работы с туроператорами России, Японии;

– открытие новых региональных рейсов;

– продолжение и окончание реконструкции федеральной собственности для повышения уровня безопасности полетов и привлекательности аэропорта;

– работа по увеличению транзитных грузовых перевозок.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика