Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Региональная и местная авиация в развитии Крайнего Севера | Издательский дом
#

Региональная и местная авиация в развитии Крайнего Севера

 

В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1190-р от 15 июля 2010 года ФГУП «ЧукотАВИА» реорганизовано в форме выделения федерального казенного предприятия «Аэропорты Чукотки», основанного на праве оперативного управления и отнесенного к ведению Росавиации.

 

Генеральный директор ФКП «Аэропорты Чукотки»Юрий Леус

 

 

В ФКП «Аэропорты Чукотки», зарегистрированного 22 октября 2010 года, вошли 9 (девять) филиалов, в том числе со статусом международного (аэропорт Провидения) и федерального значения (аэропорт Певек), а также аэропорты местного (регионального) значения: Кепервеем, Залив Креста, Марково, Лаврентия, Беринговский, Омолон, Мыс Шмидта.

Основной целью создания, предметом деятельности казенного предприятия явились:

·           обеспечение с государственной поддержкой функционирования аэропортов Чукотки, наземное обслуживание авиационных перевозок, авиационных работ на территории Чукотского автономного округа;

·           осуществление аэропортовой и сопутствующей деятельности.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

 

Сложившаяся десятилетиями работа аэропортов в Чукотском регионе однозначно подтвердила, что без поддержки на федеральном уровне наземная аэропортовая деятельность, особенно в последние годы, развиваться не может. Роль государства в поддержании и развитии чукотской аэродромной (аэропортовой) инфраструктуры огромна, особенно в финансовой части.

Все понимают значение авиации, региональных, местных авиаперевозок на Чукотке, так как здесь авиационное сообщение – это практически единственный путь передвижения между районными центрами, это реальная транспортная связь с соседними регионами и центральными районами России.

От эффективности государственной поддержки, субсидирования аэропортов Северо-Востока страны зависят практически все показатели деятельности авиатранспортной инфраструктуры в лице ФКП «Аэропорты Чукотки», развитие 9 (девяти) филиалов авиапредприятия по всем направлениям, что положительно сказывается на взаимоотношениях с базирующимися авиакомпаниями (как постоянно, так и временно), увеличении их числа и, как следствие, – на росте объемов авиаперевозок, повышении их доступности и стабильности в условиях Крайнего Севера.  Для примера, сегодня ФКП «Аэропорты Чукотки» имеет договорные отношения на базирование (временное и постоянное), наземное аэропортовое обслуживание воздушных судов с 32 авиакомпаниями в лице ФГУПов, ООО, ЗАО, ОАО. В их числе по-прежнему нашими надежными постоянными партнерами являются:

 

·     ФГУП «ЧукотАВИА» – основной пассажирский региональный местный авиаперевозчик;

·     ОАО «Авиакомпания «Якутия» – средне- и дальнемагистральный пассажирский перевозчик;

·     ЗАО «Авиакомпания «Ир Аэро» – региональный пассажирский авиаперевозчик;

·     ООО «Авиакомпания «Вим-Авиа».

 

Среди основных авиакомпаний, обеспечивающих доставку грузов в Чукотский регион через наши аэропорты, значатся следующие:

 

·     ОАО «Авиакомпания «Восток»;

·     ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр»;

·     ООО «Восток авиа сервис»;

·     ООО «Аэро Чартер»;

·     ЗАО «Авиакомпания «Русское небо» и другие.

 

 

ИНОСТРАННЫЕ ПАРТНЕРЫ

 

Стабильным нашим иностранным авиапартнером на протяжении многих лет является ООО «Юниверсал Авиэйшн», организующее авиаперевозки через международный пункт пропуска через государственную границу РФ – аэропорт Провидения из США.

Чукотка становится все более привлекательной для иностранных предприятий, компаний, организаций в туристическом, экономическом, инвестиционном направлениях. Сегодня расширяется, увеличивается поток иностранных граждан в регион из-за рубежа через аэропорты Чукотки, получившие значительное развитие за последние два года в статусе федерального казенного предприятия.

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Приведу некоторые основные показатели в сравнительном плане за периоды деятельности ФКП «Аэропорты Чукотки» в 2011–2012 годах. Выполнение плана по самолетовылетам, охватывающим более 20 типов воздушных судов, по авиапредприятию за 2011 год составило 113%, а по таким типам ВС, как Ан-24 – 157%, Ми-8 – до 105%, а, например, по итогам 9 месяцев 2012 года выполнение плана по типам ВС Ил-76 составило 119%, Ан-24 – 115%, Ан-74 – 375% (средний процент за истекший период по всем типам ВС в 2012 году составил 93%).

Данные факты свидетельствуют о главном: государство, обеспечивающее финансовую поддержку аэропортам, образно говоря, делая их привлекательнее, получает в итоге явный рост объемов авиаперевозок с растущей динамикой по годам от авиакомпаний, обеспечивающих полеты на Чукотку.

В свою очередь, модернизированное, обновляющееся производство в течении 2 (двух) лет существования ФКП «Аэропорты Чукотки» дает значительный экономический эффект по исполнению сметы плановых и фактических доходов.

Так, по итогам работы авиапредприятия за 2011 год за аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов и прочие аэропортовые услуги получено доходов на общую сумму 177 млн 208 тысяч рублей и по итогам работы за 9 (девять) месяцев 2012 года – 136 млн 619 тысяч рублей.

В настоящее время государство, в лице Росавиации, придерживается политики строгого ограничения по дотационному содержанию федеральных казенных предприятий на уровне 2011–2012 годов, то есть по отходящему принципу. В связи с этим для увеличения объемов местных, региональных перевозок в целях привлечения большего числа авиаперевозчиков в Чукотский регион мы придерживаемся следующего, одного из основных, правил по:

·     расширению перечня (по типам ВС) к приему-выпуску, обслуживанию ВС в соответствии со Свидетельствами годности аэродромов ФКП «Аэропорты Чукотки».

Так, за 2011 год, истекший период 2012 года допущены на наши аэродромы воздушные суда следующих типов по филиалам:

 

·     аэропорт Певек – Як-42, Ан-148, Dash8;

·     аэропорт Марково – RobinsonR-44 Raven1;

·     аэропорты Провидения, Беринговский, Лаврентия – Ан-38.

 

Всем присутствующим хочу напомнить, что все аэродромы на Чукотке имеют классификацию «Г» – горных аэродромов, то есть это серьезная, горная, не равнинная, а со сложными рельефом и метеоусловиями территория, в чем неоднократно убеждались впервые прилетающие на наши аэродромы авиаперевозчики.

В связи с этим мы в лице ФКП «Аэропорты Чукотки» стремимся поддерживать, в соответствии с требованиями руководящих документов, в надлежащем состоянии взлетно-посадочные полосы наших аэродромов (одну с искусственным бетонным покрытием и восемь грунтовых полос) при четком взаимодействии со специалистами по организации воздушного движения и метеоагентства. Для примера, при проведении текущего ремонта взлетно-посадочных полос для их поддержания в 2011 году освоено 6 млн 916 тысяч рублей и в 2012 году (за истекший период) – 3 млн 740 тысяч рублей.

Энерговооруженность наших филиалов напрямую влияет на стабильность объемов авиаперевозок в Северо-Восточном регионе, а также на обеспечение безопасности полетов.

Так, при проведении ремонтных работ по объектам энергообеспечения ФКП «Аэропорты Чукотки» в 2011 году освоило 10 млн 142 тысяч рублей, а в 2012 году – 24 млн 513 тысяч рублей.

На 2013 год, согласно проекту Программы деятельности предприятия на модернизацию наземной аэропортовой инфраструктуры запланировано свыше 30 млн рублей. За истекшие 2011 год и 9-месячный период 2012 года при проведении работ по модернизации аэропортовой инфраструктуры, ремонту зданий и сооружений освоено почти 68 млн рублей.

 Программа деятельности ФКП «Аэропорты Чукотки» предусматривает и в дальнейшем сохранение, стабильность исполнения показателей, работы коллективов предприятия; задач, возложенных на него государством в лице Росавиации по увеличению объемов работ по аэропортовому наземному обслуживанию воздушных судов за счет:

 

·          привлечения, увеличения для работы на территории Чукотского автономного округа числа авиакомпаний;

·          расширения перечня допусков по типам воздушных судов на аэродромы аэропортов Чукотки;

·          поддержания в надлежащем состоянии взлетно-посадочных полос;

·          совершенствования наземной аэропортовой инфраструктуры;

·          проведения гибкой тарифной политики при заключении договоров на базирование, наземное аэропортовое обслуживание с потенциальными авиаперевозчиками (авиакомпаниями);

·          модернизации парка наземной спецавтотехники для обслуживания ВС, пассажиров, грузоклиентуры.

 

Для примера, в 2011 году ФКП «Аэропорты Чукотки» приобрело и получило 20 единиц спецтехники различного аэропортового назначения; в 2012 году с учетом предстоящего закрытия морской навигации ожидаемый показатель – 37 единиц техники. А на 2013 год запланировано приобретение до 30 единиц спецавтотехники, что позволит в полной мере модернизировать автотранспортный парк аэропортов Чукотки на ближайшую перспективу.

Таким образом, поддержание, совершенствование сложившейся системы авиаперевозок, особенно местного, регионального уровня, на Чукотке во многом зависит от качественной работы, совершенствования, обновления, модернизации наземной, аэропортовой инфраструктуры филиалов ФКП «Аэропорты Чукотки», охватывающей важнейшую территорию Северо-Востока России, где гражданская авиация по сути является единственным круглогодичным видом транспорта, обеспечивающим региональные, местные авиаперевозки и, конечно, связь с центральными районами страны. При этом, в условиях государственной поддержки в лице Федерального агентства воздушного транспорта, работа ФКП «Аэропорты Чукотки», как показал двухгодичный период его становления, строится по принципу объективности, прозрачности, эффективности; то есть каждый вложенный государством рубль в землю, здания, сооружения, технику, авиаработников оправдан, экономически обоснован, с положительным в итоге результатом, сказывающимся на работе каждого авиатора, а также на обслуживании авиапассажиров или авиакомпаний, выполняющих полеты на территории Чукотского автономного округа.

 

 

689503, Чукотский АО, Анадырский район, п. Угольные Копи – 3,

ул. Портовая, д. 6

Тел.: (42732) 2-71-72

E-mail: fkp@apchukotki.ru

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

 

Яндекс.Метрика