Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспорт России и его инфраструктура | Издательский дом

Транспорт России и его инфраструктура

 


 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

 

С развитием экономики нашей страны, реализацией крупных инвестиционных проектов в регионах, повышается роль и значение транспортной отрасли, создания единого комплекса транспортных связей в России. Несомненно, что создание и модернизация объектов транспортной инфраструктуры, как федеральной, так и региональной собственности стимулирует экономический рост в регионах, создает новые рабочие места, увеличивает поступление налоговых платежей в бюджеты субъектов, вносит значительный вклад в увеличение регионального валового продукта.

 

 

ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ

 

Значительную роль в обеспечении потребностей регионов, развитии бизнеса и привлечении инвестиций играют автомобильный транспорт и автомобильные дороги. Автомобильный транспорт обеспечивает более 80% общего объема грузоперевозок без учета трубопроводного. В дорожном хозяйстве работает около 450 тысяч человек. Значительная часть промышленных предприятий регионального значения, строительство и торговля, агропромышленное производство, малый и средний бизнес ориентированы на автомобильный транспорт. В этой связи, существенное значение для решения задач устойчивого развития регионов имеет создание системы дорожных фондов. Размер Федерального дорожного фонда составит в 2013 г. 450 млрд. рублей и увеличится по сравнению с текущим годом (414,4 млрд. рублей) на 10 %. По предварительной оценке в 2013 г. размер субъектовых дорожных фондов составит более 470 млрд. рублей при фактическом объеме финансирования в 2010 г. – в размере немногим более 200 млрд. рублей, т.е. рост более чем в 2,5 раза. Считаю необходимым вернуться к плановым показателям по наполнению дорожных фондов, так как снижение ставок акцизов на топливо повышенных экологических классов приведет к недофинансированию дорожных фондов в ближайшей перспективе.

 

Объемы доходов региональных дорожных фондов в 1,5 раза превысили объемы финансирования дорожного хозяйства в 2011 году. На фоне этого  на автомобильных дорогах регионального значения в соответствии с информацией, представленной субъектами, в 2012 году доля затрат на эксплуатационные расходы остается в среднем равной чуть более 26 % от нормативной потребности, что явно недостаточно. В связи с этим, при формировании бюджетов субъектов в части дорожного хозяйства необходимо определить приоритетность финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог в соответствии с утвержденными нормативами.

 

 

КОНТРАКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

 

Благодаря внедрению механизмов дорожного фонда и внесению изменений в законодательство о концессиях в этом году появилась возможность внедрения долгосрочных контрактов, предусматривающих выполнение комплекса работ по проектированию, строительству, реконструкции и содержанию участков дорог – так называемых «контрактов жизненного цикла». Уже подготовлены новые проекты строительства дорог с использованием механизма КЖЦ. Необходимо расширять практику его применения в дорожной отрасли и рекомендовать к применению данный механизм на региональном уровне, а также распространить его на все виды транспорта.

 

 

ИНВЕСТИЦИИ В РЕГИОНЫ

 

Для повышения инвестиционной привлекательности субъектов в области агропромышленного производства актуальной стала задача соединения сельских населенных пунктов с сетью дорог с твердым покрытием. На законодательном уровне установлена обязанность субъектов отчислять ежегодно по 5 % своего дорожного фонда на строительство сельских дорог, а в 2012 и 2013 годах – еще по 5 % на капитальный ремонт дорог в пределах населенных пунктов и дворовых территорий. В Правила формирования Федерального дорожного фонда внесено положение о выделении на строительство сельских дорог в среднем по 7 млрд. рублей в год, с увеличением этой цифры пропорционально росту доходов от акцизов на автомобильное топливо. Уже в этом году за счет федеральных и субъектовых фондов будет построено более 2000 км новых сельских дорог.

На региональном уровне необходимо разработать меры по стимулированию развития производства местных строительных материалов, обеспечивающих высокое качество автомобильных дорог, а также создать условия для привлечения на региональные рынки строительства дорог профессиональных отечественных и иностранных компаний.

 

 

СОФИНАНСИРОВАНИЕ ЗАКУПОК

 

Одним из способов участия федерального центра в развитии муниципальных перевозок является содействие обновлению подвижного состава общественного транспорта. В этом году Правительством принято решение о предоставлении субсидий в сумме 3,5 млрд. рублей бюджетам субъектов по софинансированию закупок автобусов отечественного производства, трамваев и троллейбусов, произведенных на территории государств - участников Единого экономического пространства.

Для обеспечения единообразия тарифообразования на всей территории страны, повышения безопасности и качества пассажирских перевозок, Минтрансом в этом году разработаны методические рекомендации по расчету тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении. Летом этого года Минтрансом также разработан и Правительством внесен в Государственную Думу законопроект «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам». Кроме того, в 2012 году Минтрансом подготовлен и представлен в Правительство проект федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта». Впервые регулирование вопросов, связанных с функционированием и развитием метрополитенов и других видов внеуличного транспорта, предполагается установить на уровне федерального закона.

 

 

ВОЗДУШНЫЕ МОСТЫ

 

В 2011 году впервые в российской истории отечественными авиакомпаниями перевезено более 64-х млн. пассажиров. Докризисный уровень 2008 года превышен на четверть. В январе-октябре этого года на воздушном транспорте отмечается рост перевозок в размере около 17-ти % к аналогичному периоду 2011 года. Процент занятости кресел возрос до 80%, что превышает среднеевропейские показатели. Положительная динамика стала возможна, в том числе благодаря осуществляемой с 2009 года программе государственной поддержки авиационных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Сибири. Программа показала свою жизнеспособность и востребованность. В текущем году продано более 463 тысячи льготных (субсидируемых) билетов на сумму более 3 млрд. рублей.

С учетом предложений субъектов Российской Федерации, Минтрансом России разработана, а Правительством утверждена программа субсидирования в 2013 году до суммы более 3,5 млрд. рублей и включению в перечень маршрутов курортных городов Минеральные Воды, Анапа и Геленджик. В текущем году Правительством были поддержаны предложения Минтранса и приняты решения о субсидировании авиаперелетов женщин в возрасте свыше 55 лет, расширении перечня субсидируемых маршрутов и распространении мер поддержки на инвалидов первой группы всех возрастов и сопровождающих их лиц, а также лиц, сопровождающих детей-инвалидов. На эти цели дополнительно выделено более 400 млн. рублей.

В целях повышения доступности воздушных перевозок пассажиров и стимулирования развития деловой активности, Минтрансом России подготовлен проект постановления о предоставлении из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда и в обратном направлении.

Проектом постановления предусматривается субсидирование воздушных перевозок по льготному тарифу граждан РФ всех возрастных категорий и вне зависимости от места жительства, в период с 15 мая по 15 октября.

Вместе с тем при общем росте перевозок по международным и дальнемагистральным маршрутам в сегменте региональных перевозок практически отсутствует положительная динамика. К сожалению, на долю региональных и местных перевозок приходится чуть более 4,5 млн. пассажиров, что составляет около 7 %. В этой связи одним из приоритетных направлений политики Минтранса в области авиационной деятельности является развитие региональных и местных воздушных линий. Проводится работа по созданию  комплексной системы государственной поддержки и развития региональной авиации. Только в 2013 году на эти цели предусмотрено выделение около 8 млрд. рублей.

 

 

«ДОРОЖНАЯ КАРТА»

 

В целях систематизации мер по развитию региональных перевозок Минтрансом  разработан проект «Дорожной карты» развития региональных авиаперевозок, включающий следующие основные направления:

1. Развитие сети региональных и местных аэропортов. По данному направлению реализуется программа создания и финансирования федеральных казенных предприятий. В 2013 году предусмотрено выделение более 2,5 млрд. рублей федеральным казенным предприятиям и на субсидии аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера.

2.  Развитие авиаперевозчиков на региональных и местных линиях. В настоящее время рассматривается вопрос субсидирования из федерального бюджета непосредственно авиаперевозчиков, увеличение сезона субсидированных авиаперевозок, снятие ограничений по возрасту пассажиров и расширение перечня субсидированных маршрутов региональных воздушных перевозок. На реализацию указанных предложений, проектом федерального закона в 2013-2015 гг. предусмотрено около 3 млрд. рублей ежегодно. При указанном объеме субсидирования услугами воздушного транспорта по специальным (льготным) тарифам смогут воспользоваться уже около 730 тысяч пассажиров. При этом ожидаемый рост пассажиропотока на этих направлениях составит на начальном этапе реализации программы до 15-ти %.

Также одной из целей развития региональной авиации является обеспечение условий для повышения деловой активности населения. В этой связи нами предусмотрена реализация в 2013 году пилотного проекта, предусматривающего предоставление субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов, расположенных на территории Приволжского федерального округа, организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок. Реализация пилотного проекта создаст условия для повышения деловой активности и подвижности населения. В случае успешности реализации этого проекта, данная практика будет распространена и на другие регионы.

3. Развитие парка воздушных судов. В 2012 году на указанные цели предусмотрено выделение около 2-х млрд. руб. Реализация комплекса мер, предусмотренных «Дорожной картой», в совокупности с мерами, предпринимаемыми непосредственно субъектами, позволит обеспечить прорыв в развитии региональных и местных перевозках, повысить доступность услуг воздушного транспорта и авиационную подвижность населения.

 

 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФЛОТ

 

Основными направлениями развития морского транспорта является увеличение пропускной способности морских портов и провозной способности отечественного транспортного флота. Морские порты – активно развивающейся элемент транспортной системы. Объем перевалки грузов морскими портами за последние десять лет (с 2002 – по 2011 годы) увеличился более чем в 2 раза и по итогам 2012 года ожидается на уровне 550 млн. тонн.

Наши порты планомерно увеличивали долю грузов российской внешней торговли, стабилизируясь на уровне 85%, остальное, оставив на долю портов Балтии и Украины. Между тем, еще 10 лет назад через иностранные порты перерабатывалась половина всех российских грузов.

2011 год стал по настоящему прорывным в борьбе за влияние в Арктике, включая вопросы организации мореплавания и аварийно-спасательной готовности. В июле 2012 года принят ФЗ № 132 о государственном регулировании торгового мореплавания в акватории Севморпути, который вступит в силу в январе 2013 года. В ближайшее время Минтрансом будет создана «Администрация Северного морского пути». В целях обеспечения прохождения судов по Севморпути государство впервые за историю современной России размещает заказ на одновременное строительство 5 ледоколов, в том числе одного атомного. Как следствие, в июле этого года нами заложен новый порт на полуострове Ямал в поселке Саббета.

       Значительное внимание уделяется развитию внутреннего водного транспорта. Объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в 2011 году вырос на 21% и составил 127 млн. тонн. В июле этого года также принят Закон (№ 131) «О совершенствовании системы государственного управления внутренним водным транспортом». Данным законом упорядочена система и механизмы контроля судов на внутреннем водном транспорте, а также повышена ответственность судовладельцев за безопасную эксплуатацию речных судов. Это большой шаг к повышению безопасности судоходства на внутренних водах. Созданы базы данных для электронных навигационных карт на внутренние водные пути общей протяженностью 40 тыс. км. Прорывным событием на водном транспорте стало принятие ФЗ направленного на поддержку отечественного судостроения и судоходства. Это позволило максимально загрузить отечественные судоверфи заказами на новые суда.

 

 

ИНВЕСТПРОГРАММЫ РЖД

 

В части железнодорожного транспорта  основным вопросом является износ основных фондов. За период реформы объем частных инвестиций в обновление вагонного парка составил более 600 млрд. рублей. И на сегодня дефицита грузовых вагонов нет. Но в другие сегменты - инфраструктуру и локомотивы необходимы серьезные финансовые вложения. Начиная со следующего года, в инвестпрограмме РЖД предусмотрены закупки порядка 700-та локомотивов ежегодно до 2015 года. Следующей задачей является ликвидация ограничивающих участков на Транссибе, БАМе и подходах к морским портам.

Завершается строительство Кузнецовского тоннеля на БАМе, что даст удвоение пропускных способностей на подходах к Ванинскому порту.

Правительством одобрена инвестпрограмма РЖД до 2015 года в объеме более 1 трлн. рублей, в которой предусмотрено поддержание существующей инфраструктуры, обновление локомотивного парка и реализация экономически окупаемых проектов по развитию инфраструктуры.

С целью обеспечения доступности пригородных перевозок для населения, было принято решение о сохранении субсидирования пригородных перевозок в объеме 25 млрд. рублей в 2013 году. Но руководству субъектов необходимо решать вопрос организации пригородных перевозок с полной компенсацией убытков пригородных пассажирских компаний, поскольку данная тема находится в их непосредственной компетенции и мера федеральной поддержки является существенной, но временной.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Деятельность министерства сконцентрирована на четырех важнейших перспективных направлениях:

1.  модернизация и развитие транспортной инфраструктуры на инновационной основе. Учитывая значимость дорожной инфраструктуры приведение дорог в нормативное состояние общая значимая задача. Необходимые предпосылки решения финансирования этих работ созданы. Поэтому с 2014 года мы обязаны исключить термин «ненормативное содержание», поскольку норматив будет один – содержание и ремонт на 100 %.

2.   обеспечение доступности транспортных услуг для населения. В этом направлении, прежде всего, стоит вопрос о развитии региональных и местных воздушных перевозок. Работа над реализацией указанных программ должна быть безусловным приоритетом. В целях совершенствования транспортного обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения Минтрансом разработана методология транспортного обслуживания этой категории граждан. Наша задача в 2013 году завершить работу над формированием нормативно-правовой базы по данному вопросу.

3.   повышение комплексной безопасности населения на транспорте, включая экологическую безопасность.

4.   совершенствование системы финансирования транспортного комплекса и повышение инвестиционной привлекательности. Дальнейшее развитие должны получить механизмы государственно-частного партнерства. Общий потребный объем частных инвестиций оценивается на период до 2020 года в дорожные проекты на уровне 300-та млрд. рублей, морские порты – 350-ти млрд. рублей, аэропортовую инфраструктуру – около 200-та млрд. рублей.

Представленные подходы отражены в проекте Государственной программы «Развитие транспортной системы». Госпрограмма включает в себя все инструменты и механизмы достижения обозначенных приоритетов на период до 2020 года.

Поставленные перед транспортным комплексом задачи социальной и экономической направленности могут быть решены только путем концентрации усилий федеральных и региональных ветвей власти, общества и бизнеса. Комплексный подход к решению транспортных проблем позволит создать благоприятные инфраструктурные условия для реализации инновационного сценария экономики и развития регионов.

 

 

Материал подготовлен на основе выступления Министра в Совете Федераций РФ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

 

Яндекс.Метрика