Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Основные направления государственной политики в сфере организации дорожного движения | Издательский дом

Основные направления государственной политики в сфере организации дорожного движения

 

 

Устойчиво развивающийся транспортный комплекс Российской Федерации является базовым условием территориального и социального единства страны.

 

Заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов

 

 

Сегодня на пути к устойчивому развитию транспорта в городах России стало резкое повышение уровня загрузки автомобильных дорог движением транспортных средств.

Перегруженность транспортных систем российских городов снижает мобильность населения, оказывает негативное влияние на эффективность работы городского транспорта, приводит к значительным потерям времени на передвижение, росту числа ДТП, выбросов загрязняющих веществ и транспортного шума.

Складывающаяся ситуация приводит к снижению качества жизни населения и серьезным экономическим потерям для страны в целом. По имеющимся экспертным оценкам, эти потери достигают до 7–9% ВВП в год.

В настоящее время до 27% автомобильных дорог федерального значения работают в режиме перегрузки и нуждаются в проведении различных мероприятий по повышению их пропускной способности. Средняя скорость движения за последние 5 лет снизилась в среднем на 40%, а в часы пик падает до 5–10 км/чпри оптимальных 30–35 км/час.

Улично-дорожные сети российских городов сформировались исторически и по большей части остались неизменными с 70–90-х годов прошлого века, когда в документах градостроительного планирования перспективный уровень автомобилизации предусматривался в размере в 170–180 автомобилей на 1000 жителей. Предполагалось, что население городов будет продолжать использовать для поездок в основном общественный пассажирский транспорт. Однако происшедшие в стране после 1991 года радикальные социально-экономические изменения привели к быстрому росту парка личного автотранспорта и превращению его в существенную часть национальной транспортной системы.

Сейчас до 30% общего объема перевозок пассажиров в городах приходится на личный автотранспорт, и эта доля продолжает расти. В выходные дни 40–50% поездок горожан за город выполняется на личном транспорте.

Заложенная градостроителями в недавнем прошлом расчетная пропускная способность УДС оказалась значительно превышенной при уже достигнутом в настоящее время (250–340 легковых автомобилей на 1000 жителей) и продолжающем быстро расти уровне автомобилизации населения на урбанизированных территориях.

В последние десять лет ежегодный прирост автомобильного парка и интенсивности движения составлял 4–6%, а увеличение пропускной способности УДС – не более 0,5–1%.

Сегодня отставание дорожно-транспортной сети от имеющихся потребностей составляет приблизительно 20–25 лет.

 

 

Направления госполитики

 

Существующие тенденции роста объемов дорожного движения не дают утешительных прогнозов: локальные и сетевые заторы постепенно становятся регулярным и нарастающим явлением, которое при отсутствии адекватного государственного реагирования неизбежно приведет к потере устойчивости функционирования транспортной системы страны в целом со всеми вытекающими последствиями.

 

Целью государственной политикив сфере ОДД является достижение высоких стандартов качества жизни населения и обслуживания экономики за счет эффективного и качественного удовлетворения транспортного спроса при условии одновременной минимизации всех видов сопутствующих социальных, экономических и экологических издержек.

 

Целью государственного регулированияв сфере организации дорожного движения и сбалансированного развития территориальных транспортных систем является создание правовых, экономических и технических условий для обеспечения надежного и безопасного движения транспортных средств и пешеходов.

Государственная политика в сфере организации дорожного движения и сбалансированного развития территориальных транспортных систем сегодня включает следующие направления:

 

1. Совершенствование территориального и территориально-транспортного планирования.

2.      Развитие улично-дорожных сетей.

3.      Модернизация общественного пассажирского транспорта.

4.      Организация городского парковочного пространства и парковочная политика.

5.      Введение приоритетов в управлении движением автотранспорта.

6.      Совершенствование инженерных средств и методов организации дорожного движения.

7.      Оптимизация работы грузового автомобильного транспорта.

8.      Формирование новых стереотипов транспортного поведения населения.

9.  Поощрение современных форм организации различных видов трудовой деятельности, сокращающих транспортный спрос населения и общественные транспортные издержки для государства.

 

 Перед государством, субъектами, городами России стоит главная задача – определить механизмы управления, которые позволят в полной мере реализовать перечисленный инструментарий на практике, сделать его востребованным в повседневной практике принятия управленческих и организационно-технических решений на всех уровнях организации дорожного движения.

Создание эффективной системы управления в сфере организации дорожного движения требует четкого определения предмета и сферы правового регулирования, разграничения компетенций и задач органов государственного и местного управления.

Сама деятельность по организации дорожного движения сегодня не имеет самостоятельного статуса в качестве объекта правового регулирования. Закон «О безопасности дорожного движения», содержащий определение этого понятия, не раскрывает содержания и целей деятельности по организации дорожного движения.

Также, согласно действующему законодательству, организация дорожного движения не является самостоятельным видом деятельности, а включается в состав дорожной деятельности как один из видов работ по содержанию дорог. Как следствие, федеральное законодательство, регулирующее деятельность органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, не упоминает ОДД в числе вопросов, подлежащих регулированию на региональном и местном уровнях.

 

 

Законодательное регулирование

 

Решение проблем эффективного функционирования процесса перемещения людей и грузов по автомобильным дорогам, урегулирование всех вышеперечисленных направлений деятельности по организации дорожного движения требуют кардинальных изменений в нормативной правовой базе, а также подготовки и принятия Федерального закона «Об организации дорожного движения».

Целью закона будет создание правовых условий для организации эффективного и бесперебойного осуществления процесса дорожного движения на территории Российской Федерации как неотъемлемого условия обеспечения устойчивого функционирования транспортной системы Российской Федерации.

С целью реализации основных направлений государственной политики в сфере организации дорожного движения в Министерстве транспорта Российской Федерации подготовлены.

 

1.                Основные направления государственной политики в сфере организации дорожного движения и основные положения проекта Федерального закона «Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2.                Концепция проекта «Программа по совершенствованию городских транспортных систем».

3.               Проект создания федерального консультационного органа по вопросам управления городскими транспортными системами.

4.                Начата подготовка методических документов, определяющих показатели оценки качества и эффективности организации дорожного движения на автомобильных дорогах и улично-дорожной сети, а также предложения по системе показателей государственного статистического учета в сфере организации дорожного движения. Разрабатывается методическое обеспечение управляющих мероприятий в сфере организации дорожного движения:

– по управлению дорожным движением и введению ограничений на движение автотранспортных средств в городах;

– по развитию альтернатив личному легковому автотранспорту;

– по совершенствованию организации городского парковочного пространства, пересмотру имеющихся нормативов обеспеченности зданий, сооружений и городских территорий парковочными местами;

– по оптимизации грузового движения, установлению на муниципальном уровне особых временных условий для работы торгово-складских и других объектов, требующих подвоза или вывоза грузов автотранспортом;

– по ремонту и содержанию улично-дорожных сетей, регламентации проведения работ дорожно-эксплуатационными службами в условиях заторов.

5.                Проводится комплексная работа по внедрению принципов и механизмов системы «Открытое правительство» по рекомендациям Правительства Российской Федерации о доступности информации для населения в сфере организации дорожного движения.

 

Решение существующей проблемы необходимо искать сообща. И мы ждем от специалистов транспортной отрасли открытого диалога, конструктивной критики, общественных законодательных инициатив, проектов и предложений в сфере организации дорожного движения. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

 

Яндекс.Метрика