Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Дороги республики | Издательский дом

Дороги республики

 

 

Республика расположена в центре Азиатского континента и входит в горную зону Восточной Сибири. По территории республики проходят Транссибирская железная дорога, Байкало-Амурская магистраль, автомагистрали федерального значения.
 
 
Генеральный директор ФГУП «Бурятавтодор» Олег  Светозаров
 
 
 
 
СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
 
История  развития  автомобильных  дорог  Республики Бурятия – это  история  становления   ФГУП «Бурятавтодор».  Претерпев  с  1924  года   несколько  преобразований  и  реорганизаций,  к  1979 году   система  управления  дорожным  хозяйством  сформировалась  в  Управление  строительства  и  эксплуатации  автомобильных  дорог  при  Совете  министров  Бурятской  АССР,  затем  в 1979–1985 годах предприятие было преобразовано в   Бурятское производственное  управление  строительства  и эксплуатации  автомобильных  дорог,  далее, в  результате  объединения данного  Управления  с  Управлением  автомобильной  дороги Иркутск – Улан-Удэ,  было  создано   Бурятское производственное объединение строительства и эксплуатации автомобильных дорог,  просуществовавшее  в  такой   форме  до  2002 года. За  этот  период, благодаря  упорному  труду   многих  поколений   дорожников  Бурятии,  к  1991  году  было  завершено  создание   опорной  сети   автодорог  общего  пользования   республики. Со  столицей  республики  соединены  19  районов  из  21.
 В 2002 году   объединение   было  преобразовано  во  ФГУП «Бурятавтодор»,  причем  функции  заказчика  и  управления территориальными автомобильными  дорогами   были  изъяты, т. е.  с  2002 года   ФГУП «Бурятавтодор»  стало  подрядной  организацией   по  строительству,  ремонту  и  содержанию   автомобильных   дорог. 
 
 
 
 
ФГУП «Бурятавтодор» сегодня
 
 
     На сегодняшний день в составе ФГУП «Бурятавтодор» находятся восемь  дорожно-строительных филиалов,  размещенных по всей  территории Республики Бурятия, занимающихся  строительством, ремонтом, содержанием  автомобильных дорог  и искусственных дорожных  сооружений на них. Наше предприятие   обслуживает  1393 км  автомобильных дорог, в т. ч. 514 км  – федеральных автомобильных дорог и 879 км – региональных. 
     Предъявляемые современные требования к наличию, строительству и содержанию автомобильных дорог предполагают  новые подходы, технологии, технику, материалы. Повышение капитальности автомобильных дорог, комфортности проезда по ним требует  улучшения качества всего комплекса строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. 
     Качественное устройство дорожных одежд, помимо современной техники и технологии, предполагает применение дорожно-строительных материалов, соответствующих требованиям нормативно-технической документации.   Большие объемы строительства автомобильных дорог требуют и большого количества качественных каменных материалов. Будет необходимо резкое количественное и качественное увеличение техники и оборудования по изготовлению инертных материалов для дорожного строительства. 
Проблема повышения капитальности и уровня содержания автомобильных дорог республики требует  повышения объемов  выпуска качественных асфальтобетонных смесей, отвечающих всем современным требованиям. ФГУП «Бурятавтодор», в рамках частичного выполнения этой задачи, приобрело по договорам лизинга мобильный асфальтобетонный завод южнокорейского производства DMAB МВ 800 с комплектом машин по укладке асфальтобетона, который позволил увеличить объемы и качество устройства асфальтобетонных покрытий предприятием. 
     Руководствуясь современными  требованиями к строительству и содержанию автомобильных дорог, предполагающими новые технологии, технику, материалы и требования  к квалификационному составу работников,  ФГУП «Бурятавтодор»  проводит  организационные меры  по улучшению своей работы,  переоснащению  филиалов  новой  дорожно-строительной  техникой, усилению своего кадрового состава. 
     Разработаны и внедрены в производство регламенты по изготовлению горячих и холодных а/бетонных смесей, заливке трещин битумно-резиновой мастикой, заделке повреждений асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог струйно-инъекционным методом.
 
 
 
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
 
 
Одной из проблем автомобильных дорог Бурятии является образование пучин на них в весенне-летний период после их выхода из режима зимнего содержания. Основной причиной пучинообразования является  то, что земляное полотно этих автомобильных дорог было построено несколько десятков лет назад в расчете на совершенно другие нагрузки. Технология и методы их постройки отвечали требованиям того времени, когда автомобильные дороги нужно было построить быстро и исходя из имеющихся материально-технических средств. Исходя из этого, большинство объемов  земляного полотна автомобильных дорог было построено из притрассовых резервов бульдозерами, грейдер-элеваторами, автогрейдерами и скреперами. В результате земляное полотно большинства автомобильных дорог состоит из пучинистых грунтов.  Проблема пучинообразования в те времена не стояла так остро. Но сейчас, с  резким ростом количества автомобильного транспорта, увеличением интенсивности движения, количества большегрузных автомобилей в общем потоке и, как следствие, резким увеличением нагрузок на автомобильные дороги, проблема пучин становится очень актуальной. В связи с задачей, поставленной Министерством транспорта РФ, привести с 2011 года содержание федеральных автомобильных дорог к нормативному уровню, необходимы переустройство земляного полотна всей сети федеральных автомобильных дорог республики и полная замена в них всех пучинистых грунтов. Без устройства земляного полотна, отвечающего всем современным требованиям, невозможно устройство и содержание, по требованиям нормативов, любых конструкций дорожных одежд. Это же относится и к искусственным сооружениям и обустройству дорог.             
Большинство автомобильных дорог муниципального, регионального значения, и даже части федеральных дорог с твердым покрытием, построены из холодных смесей с применением гудрона и местных каменных материалов, в основном из песчано-гравийных смесей. Из-за отсутствия достаточного финансирования подавляющее большинство автомобильных дорог имеет большой недоремонт, то есть в 3–4 раза увеличены межремонтные сроки на них, они имеют большой износ, а при увеличивающихся нагрузках, интенсивности движения автомобильного транспорта и объемах перевозок они просто разрушаются. Эта проблема особенно остра для региональных автомобильных дорог, но она также актуальна и для автомобильных дорог федерального значения. Большой проблемой является и обустройство дорог.
Огромные запасы известняка в республике позволяют организовать, при относительно небольших затратах, производство цементов невысоких марок, пригодных для устройства укрепления грунтов земляного полотна автомобильных дорог, а также оснований дорожных одежд, в частности из тощих бетонов. Применение тощих бетонов для строительства автомобильных дорог республики представляется очень перспективным. Так же как и строительство автомобильных дорог с жестким типом покрытия, то есть с цементобетонными покрытиями. Это особенно важно в связи с задачей повышения капитальности покрытий из-за увеличения нагрузок на них. К тому же устройство цементобетонных покрытий и оснований менее опасно в части нанесения вреда окружающей автомобильные дороги природе и работникам по условиям труда, по сравнению с применением асфальтобетонных смесей.
 
 
  
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
 
 
В целях выполнения распоряжения Федерального дорожного агентства от 22 октября 2009 года № 01-28/10255 «О применении действующего законодательства РФ при размещении заказов», с целью контроля за ходом работ на объектах предприятия в режиме реального времени создан центр управления производством. На дорожно-строительные механизмы предприятия установлены 44 комплекта навигационно-связного серийного оборудования ГЛОНАСС/GPS производства фирмы «М2М телематика», которые покрывают сеть обслуживаемых федеральных а/дорог М-55 и А-165 на территории РБ.
В 2013 году планируется произвести модернизацию имеющихся асфальтобетонных заводов с целью повышения их производительности и обеспечения экологических требований.
Постоянно ведется работа, направленная на экономию строительных материалов, энергетических ресурсов путем оптимизации производственных процессов.   
 
 
 
КОГДА НЕ ХВАТАЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ
 
 
Дефицит квалифицированных кадров. Это относится как к инженерно-техническим работникам, особенно к инженерам-дорожникам, так и к работникам основных дорожных профессий: автогрейдеристам, машинистам асфальтоукладчиков, катков, асфальтобетонных заводов,  погрузчиков, бульдозеров. На эти проблемы отрасли быстро реагируют учебные заведения республики. Пока достаточно оперативно на эту проблему откликнулся Восточно-Сибирский государственный  университет технологий и управления и открыл факультет по специальности: «автомобильные дороги и аэродромы», первый выпуск уже состоялся в 2009 году. Улан-Удэнский институт железнодорожного транспорта и лесопромышленный колледж также начали подготовку специалистов среднего звена по этой специальности, первый выпуск которых состоялся в 2011 году. Идут переговоры с учебными заведениями республики по подготовке специалистов среднего звена, квалифицированных механизаторов. 
В коллективе предприятия работают дорожники-профессионалы – выпускники Томского государственного архитектурно-строительного университета, Иркутского государственного университета, Хабаровского политехнического института, Красноярского политехнического института.  
Предприятие придает особое значение повышению уровня квалификации своих работников,  тесно сотрудничая с ОАО «Владимирский учебный центр»,  Московским институтом современного бизнеса, Ассоциацией дорожных проектно-изыскательских организаций «РОДОС», Восточно-Сибирским университетом технологий и управления, Иркутским государственным техническим университетом,  Бурятским республиканским техникумом строительства и городского хозяйства и другими  учебными заведениями. 
ФГУП «Бурятавтодор» осуществляет тесное сотрудничество с СРО НП «Межрегиональное  объединение дорожников «Союздорстрой». Так, на предприятии внедрена  и работает система  менеджмента качества,  соответствующая  международному стандарту ISO 9001:2008. Получено свидетельство о внесении в реестр «Инновационный  менеджмент в строительстве». На основании результатов расширенного сертификационного аудита предприятие получило аттестат, удостоверяющий  факт соблюдения ФГУП «Бурятавтодор» требований ВТО в части применения  единых международных норм и правил  управления процессами и общим менеджментом предприятия. Кроме этого, ФГУП «Бурятавтодор» принимает активное участие в ежегодном  национальном  конкурсе российских строителей «Строймастер», выдвигая  своих лучших работников на  различные номинации.
В коллективе предприятия имеется более 190 ветеранов, проработавших  25  лет и более. Свыше 200 человек награждены ведомственными  наградами Министерства транспорта Российской Федерации.
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

 

Яндекс.Метрика