Дороги республики
Республика расположена в центре Азиатского континента и входит в горную зону Восточной Сибири. По территории республики проходят Транссибирская железная дорога, Байкало-Амурская магистраль, автомагистрали федерального значения.
Генеральный директор ФГУП «Бурятавтодор» Олег Светозаров
СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
История развития автомобильных дорог Республики Бурятия – это история становления ФГУП «Бурятавтодор». Претерпев с 1924 года несколько преобразований и реорганизаций, к 1979 году система управления дорожным хозяйством сформировалась в Управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог при Совете министров Бурятской АССР, затем в 1979–1985 годах предприятие было преобразовано в Бурятское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог, далее, в результате объединения данного Управления с Управлением автомобильной дороги Иркутск – Улан-Удэ, было создано Бурятское производственное объединение строительства и эксплуатации автомобильных дорог, просуществовавшее в такой форме до 2002 года. За этот период, благодаря упорному труду многих поколений дорожников Бурятии, к 1991 году было завершено создание опорной сети автодорог общего пользования республики. Со столицей республики соединены 19 районов из 21.
В 2002 году объединение было преобразовано во ФГУП «Бурятавтодор», причем функции заказчика и управления территориальными автомобильными дорогами были изъяты, т. е. с 2002 года ФГУП «Бурятавтодор» стало подрядной организацией по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
ФГУП «Бурятавтодор» сегодня
На сегодняшний день в составе ФГУП «Бурятавтодор» находятся восемь дорожно-строительных филиалов, размещенных по всей территории Республики Бурятия, занимающихся строительством, ремонтом, содержанием автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них. Наше предприятие обслуживает 1393 км автомобильных дорог, в т. ч. 514 км – федеральных автомобильных дорог и 879 км – региональных.
Предъявляемые современные требования к наличию, строительству и содержанию автомобильных дорог предполагают новые подходы, технологии, технику, материалы. Повышение капитальности автомобильных дорог, комфортности проезда по ним требует улучшения качества всего комплекса строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.
Качественное устройство дорожных одежд, помимо современной техники и технологии, предполагает применение дорожно-строительных материалов, соответствующих требованиям нормативно-технической документации. Большие объемы строительства автомобильных дорог требуют и большого количества качественных каменных материалов. Будет необходимо резкое количественное и качественное увеличение техники и оборудования по изготовлению инертных материалов для дорожного строительства.
Проблема повышения капитальности и уровня содержания автомобильных дорог республики требует повышения объемов выпуска качественных асфальтобетонных смесей, отвечающих всем современным требованиям. ФГУП «Бурятавтодор», в рамках частичного выполнения этой задачи, приобрело по договорам лизинга мобильный асфальтобетонный завод южнокорейского производства DMAB МВ 800 с комплектом машин по укладке асфальтобетона, который позволил увеличить объемы и качество устройства асфальтобетонных покрытий предприятием.
Руководствуясь современными требованиями к строительству и содержанию автомобильных дорог, предполагающими новые технологии, технику, материалы и требования к квалификационному составу работников, ФГУП «Бурятавтодор» проводит организационные меры по улучшению своей работы, переоснащению филиалов новой дорожно-строительной техникой, усилению своего кадрового состава.
Разработаны и внедрены в производство регламенты по изготовлению горячих и холодных а/бетонных смесей, заливке трещин битумно-резиновой мастикой, заделке повреждений асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог струйно-инъекционным методом.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Одной из проблем автомобильных дорог Бурятии является образование пучин на них в весенне-летний период после их выхода из режима зимнего содержания. Основной причиной пучинообразования является то, что земляное полотно этих автомобильных дорог было построено несколько десятков лет назад в расчете на совершенно другие нагрузки. Технология и методы их постройки отвечали требованиям того времени, когда автомобильные дороги нужно было построить быстро и исходя из имеющихся материально-технических средств. Исходя из этого, большинство объемов земляного полотна автомобильных дорог было построено из притрассовых резервов бульдозерами, грейдер-элеваторами, автогрейдерами и скреперами. В результате земляное полотно большинства автомобильных дорог состоит из пучинистых грунтов. Проблема пучинообразования в те времена не стояла так остро. Но сейчас, с резким ростом количества автомобильного транспорта, увеличением интенсивности движения, количества большегрузных автомобилей в общем потоке и, как следствие, резким увеличением нагрузок на автомобильные дороги, проблема пучин становится очень актуальной. В связи с задачей, поставленной Министерством транспорта РФ, привести с 2011 года содержание федеральных автомобильных дорог к нормативному уровню, необходимы переустройство земляного полотна всей сети федеральных автомобильных дорог республики и полная замена в них всех пучинистых грунтов. Без устройства земляного полотна, отвечающего всем современным требованиям, невозможно устройство и содержание, по требованиям нормативов, любых конструкций дорожных одежд. Это же относится и к искусственным сооружениям и обустройству дорог.
Большинство автомобильных дорог муниципального, регионального значения, и даже части федеральных дорог с твердым покрытием, построены из холодных смесей с применением гудрона и местных каменных материалов, в основном из песчано-гравийных смесей. Из-за отсутствия достаточного финансирования подавляющее большинство автомобильных дорог имеет большой недоремонт, то есть в 3–4 раза увеличены межремонтные сроки на них, они имеют большой износ, а при увеличивающихся нагрузках, интенсивности движения автомобильного транспорта и объемах перевозок они просто разрушаются. Эта проблема особенно остра для региональных автомобильных дорог, но она также актуальна и для автомобильных дорог федерального значения. Большой проблемой является и обустройство дорог.
Огромные запасы известняка в республике позволяют организовать, при относительно небольших затратах, производство цементов невысоких марок, пригодных для устройства укрепления грунтов земляного полотна автомобильных дорог, а также оснований дорожных одежд, в частности из тощих бетонов. Применение тощих бетонов для строительства автомобильных дорог республики представляется очень перспективным. Так же как и строительство автомобильных дорог с жестким типом покрытия, то есть с цементобетонными покрытиями. Это особенно важно в связи с задачей повышения капитальности покрытий из-за увеличения нагрузок на них. К тому же устройство цементобетонных покрытий и оснований менее опасно в части нанесения вреда окружающей автомобильные дороги природе и работникам по условиям труда, по сравнению с применением асфальтобетонных смесей.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
В целях выполнения распоряжения Федерального дорожного агентства от 22 октября 2009 года № 01-28/10255 «О применении действующего законодательства РФ при размещении заказов», с целью контроля за ходом работ на объектах предприятия в режиме реального времени создан центр управления производством. На дорожно-строительные механизмы предприятия установлены 44 комплекта навигационно-связного серийного оборудования ГЛОНАСС/GPS производства фирмы «М2М телематика», которые покрывают сеть обслуживаемых федеральных а/дорог М-55 и А-165 на территории РБ.
В 2013 году планируется произвести модернизацию имеющихся асфальтобетонных заводов с целью повышения их производительности и обеспечения экологических требований.
Постоянно ведется работа, направленная на экономию строительных материалов, энергетических ресурсов путем оптимизации производственных процессов.
КОГДА НЕ ХВАТАЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ
Дефицит квалифицированных кадров. Это относится как к инженерно-техническим работникам, особенно к инженерам-дорожникам, так и к работникам основных дорожных профессий: автогрейдеристам, машинистам асфальтоукладчиков, катков, асфальтобетонных заводов, погрузчиков, бульдозеров. На эти проблемы отрасли быстро реагируют учебные заведения республики. Пока достаточно оперативно на эту проблему откликнулся Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления и открыл факультет по специальности: «автомобильные дороги и аэродромы», первый выпуск уже состоялся в 2009 году. Улан-Удэнский институт железнодорожного транспорта и лесопромышленный колледж также начали подготовку специалистов среднего звена по этой специальности, первый выпуск которых состоялся в 2011 году. Идут переговоры с учебными заведениями республики по подготовке специалистов среднего звена, квалифицированных механизаторов.
В коллективе предприятия работают дорожники-профессионалы – выпускники Томского государственного архитектурно-строительного университета, Иркутского государственного университета, Хабаровского политехнического института, Красноярского политехнического института.
Предприятие придает особое значение повышению уровня квалификации своих работников, тесно сотрудничая с ОАО «Владимирский учебный центр», Московским институтом современного бизнеса, Ассоциацией дорожных проектно-изыскательских организаций «РОДОС», Восточно-Сибирским университетом технологий и управления, Иркутским государственным техническим университетом, Бурятским республиканским техникумом строительства и городского хозяйства и другими учебными заведениями.
ФГУП «Бурятавтодор» осуществляет тесное сотрудничество с СРО НП «Межрегиональное объединение дорожников «Союздорстрой». Так, на предприятии внедрена и работает система менеджмента качества, соответствующая международному стандарту ISO 9001:2008. Получено свидетельство о внесении в реестр «Инновационный менеджмент в строительстве». На основании результатов расширенного сертификационного аудита предприятие получило аттестат, удостоверяющий факт соблюдения ФГУП «Бурятавтодор» требований ВТО в части применения единых международных норм и правил управления процессами и общим менеджментом предприятия. Кроме этого, ФГУП «Бурятавтодор» принимает активное участие в ежегодном национальном конкурсе российских строителей «Строймастер», выдвигая своих лучших работников на различные номинации.
В коллективе предприятия имеется более 190 ветеранов, проработавших 25 лет и более. Свыше 200 человек награждены ведомственными наградами Министерства транспорта Российской Федерации.
|
|
|