Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Отечественное машиностроение ждет поддержку государства | Издательский дом

Отечественное машиностроение ждет поддержку государства

 

Вице-президент НП СРО «Спецавтопром» Юрий Шемчишин

 

 

 Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» включает подпрограмму 3 «Машиностроение специализированных производств».

 

 В машиностроение специализированных производств входит выпуск строительно-дорожной, наземной аэродромной, коммунальной, пожарной и лесной техники. Целью данной подпрограммы является развитие конкурентоспособности машиностроения специализированных производств и обеспечение народно-хозяйственных потребностей и нужд обороны в современной строительно-дорожной и наземной аэродромной технике по количеству и составу.

 

 Обеспеченность строительно-дорожной и коммунальной техникой позволит освоить новые технологии в общегражданском и дорожном строительстве, это даст возможность принципиально начать снижение стоимости строительства жилых объектов, что в итоге положительно отразится на социальном положении населения в стране.

Эффективному развитию машиностроения специализированных производств в России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы – общеэкономические и отраслевые:

·                   общеэкономические системные проблемы:

– высокие процентные ставки по банковским кредитам;

– опережающий рост себестоимости продукции за счет увеличения цен на сырье и энергоносители;

·                   отраслевые системные проблемы:

– недостаточный уровень инвестиций в машиностроение специализированных производств привел к тому, что стоимость оборудования, имеющего возраст более 10 лет, составляет 80% в общей массе оборудования. В связи с использованием несовременных технологических процессов и старых моделей техники российская техника по показателям энерго- и материалоемкости, надежности, комфортности использования и экспортных возможностей  зачастую уступает импортной;

– недостаточное развитие производства компонентной базы.

 

 Любая программа для ее успешной реализации должна иметь стратегию развития, на сегодняшний день «Стратегия развития строительно-дорожного, коммунального и наземного аэродромного машиностроения Российской Федерации на 2012–2015 годы и на период 2020 года» отсутствует.

 

 Минпромторг РФ, разработавший данную программу, должен изыскать средства на НИР для разработки стратегии достижения поставленных целей и задач, без стратегии развития программа работать не будет.

 

 Мы должны видеть и прописать в стратегии:

– нормативные акты;

– социально-экономические проблемы;

– ожидаемые результаты;

– задачи;

– сроки и этапы реализации;

– перечень основных мероприятий и приоритетов;

– объемы и источники финансирования.

 

 Вторым ключевым моментом успешной реализации данной подпрограммы является проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по модернизации и совершенствованию существующих образцов специализированной техники и созданию новых.

 

 Крайне необходимо увеличить денежные средства, выделяемые на НИОКР! Российская дорожно-строительная техника не хуже импортной, у специалистов имеются свежие идеи и новые инженерные мысли, но для их воплощения в опытные образцы и тем более в производство в промышленных масштабах требуются серьезные материальные вложения. Нужно вкладывать средства в развитие своей науки и техники! В Европе, например, без ассоциаций машиностроителей правительством решения не принимаются, выделяются деньги на разработку современных образцов техники, где конкретно указываются все технические требования к образцу техники, сделать лучше можно, хуже – нельзя. Все, что хуже, идет в третьи страны.

 

 НИОКР, по моему мнению, следует разбить по направлениям:

 – дорожно-землеройная техника;

 – техника для строительства дорог;

 – техника для зимнего и летнего содержания и т.д.,

 это все должно быть записано в Стратегии развития.

 

Дорожно-строительная, коммунальная техника – техника повышенной опасности, которая применяется для строительства, содержания дорог и т.д., – это безопасность на дорогах, человеческие жизни. Данной технике необходимо проводить приемо-сдаточныеиспытания на Дмитровском полигоне в НАМИ. Мы испытываем технику заводов, входящих в некоммерческое партнерство,2 раза в год, а это должна быть отработанная практика, чтобы без подтверждения эксплуатационных характеристик, испытаний образцов госструктуры и дорожные организации не смогли закупать технику.

 Производители импортной техники не предоставляют свою технику и не проводят испытания на соответствие заявленным характеристикам, а нашим производителям, чтобы продать в Европе свою технику, даже если она будетиметь лучшие показатели, требуется европейская сертификация.

 Некоммерческое партнерство производителей дорожно-строительной, коммунальной и наземной аэродромной техники совместно с НАМИ, МАДИ и другими структурами готово разрабатывать технические задания, требования к технике, осуществлять контроль за серийным производством и испытаниями на подтверждение заявленных технических характеристик при условии выделения субсидий на такие разработки.

 В августе 2012 года с целью мониторинга технического оснащения дорожных организаций был организован автопробег Москва – Владивостокпри поддержке ЗАО «Коминвест-АКМТ», объездили практически все дорожные подразделения России.

На сегодняшний день в России эксплуатируется техника (вдумайтесь в эти цифры!) 75 % старше 10 лет:

 

Название

 

До 10 лет

10–15 лет

Свыше 15 лет

Экскаваторы

18%

22%

 

60%

Автогрейдеры

14%

21%

 

65%

Бульдозеры

21%

29%

 

50%

Техника для содержания дорог

15%

21%

64%

 

Погрузчики

12%

27%

 

61%

Коммунальная техника

16%

32%

52%

 

 

 

 Необходимые мероприятия государственной поддержки:

 

 –Субсидии на техническое перевооружение предприятий (беспроцентный кредит на 3–5 лет). Не может быть современного машиностроения без современных станков и оборудования.

 –Приказ Минэкономразвития России № 120 от 12 марта 2012 года «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков», где была ссылка на то, что российский производитель имеет право преференции перед иностранным, в реальности не работает – в нормативных документах не прописана ответственность организаторов аукционов и конкурсов за игнорирование данного приказа. Согласно 94-ФЗ (поправки к которому готовятся в ГД РФ в разработанном Законе «О Федеральной контрактной системе (ФКС)», но до сих пор не приняты), побеждает предложивший низшую цену (как правило, это напрямую связано и с пониженным качеством). В результате потребитель страдает, а отечественная техника, поставленная недобросовестным производителем, окончательно теряет авторитет.

 

 –Утилизация дорожно-строительной, сельскохозяйственной техники.

 Необходимо поддержать введение утилизационного сбора на дорожно-строительную, сельскохозяйственную технику.

Утилизационный сбор нужен для восстановления окружающей среды. Экологии наносится непоправимый вред загрязнением атмосферного воздуха парниковыми газами (СО2), которые выделяются разными типами самоходных средств, ввозимых на территорию РФ с предельными сроками эксплуатации, а также загрязнением территории отходами, остающимися после частичной утилизации.

 

Пример:

 В связи со вступлением в ВТО и отменой ввозных пошлин в Россию ввезено всего за январь – октябрь 2012 года техники, бывшей в употреблении:

– бульдозеров – 403 ед., за период сентябрь-октябрь – 208 ед. – 51%;

– экскаваторов 248 ед., за период сентябрь-октябрь – 102 ед. – 41%;

– автогрейдеров 500 ед., за период сентябрь-октябрь – 226 ед. – 45%;

– погрузчиков строительных – 589 ед., за период сентябрь-октябрь – 306 ед. – 52%;

– самоходной коммунальной техники – 273 ед., за период сентябрь-октябрь – 107 ед. – 39%;

– катков дорожных – 321 ед., за период сентябрь-октябрь – 96 ед. – 30%.

Если не принять жесткие меры к ввозу техники, бывшей в употреблении, то скоро вся наша страна превратится в большую свалку.

 

 Ведь понятно, что техника, выслужившая нормативные сроки эксплуатации, по своим техническим характеристикам не может выполнять те требования, которые заложены изначально, а зарубежные производители, чтобы не платить деньги своим утилизаторам, поставляют такую технику в Россию, еще и прибыль получают!

 

Рост показателей производства российскими предприятиями упал по сравнению с 2011 годом на данный период:

– по бульдозерам – 46%;

– экскаваторам – 18%;

– автогрейдерам – 30%;

– погрузчикам строительным – 21% и т.д.

 

– Субсидировать железнодорожные перевозки на поставку комплектующих из центральной полосы России на заводы Сибири и Дальнего Востока, где планируется сборка дорожно-строительной техники.

 

– Необходимо вмешательство государства в реализацию программ дорожного строительства за счет Федерального дорожного фонда. Данная программа должна проходить за счет использования российской дорожно-строительной техники.

 

 Осуществление предлагаемых мероприятий послужит хорошей базой для развития отечественного машиностроения и повышения его конкурентоспособности, на что в итоге и нацелена Государственная программа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика