Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: М54 - дорога в будущее | Издательский дом

М54 - дорога в будущее

 


 Одной из важных дорожных программ для ФКУ «Упрдор «Енисей» является строительство дороги на участке 1023 + 800 – 1048 + 000 кмс мостовым переходом через реку Эрзин. В 2010–2011годах сданы первый и второй пусковые комплексы, в сентябре 2012 года сданы третий и четвертый пусковые комплексы. Новый участок дороги соответствует всем мировым стандартам – такое решение вынесла приемочная комиссия во главе с и.о. начальника «Управления Байкалуправтодор» Д.Ю. Юминовым.

 

Начальник   ФКУ «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Андрей Кок

 

 

 Закончилось строительство участка дороги М-54 протяженностью 23,84 км. Федеральная трасса связывает Россию с Монголией. И с ее развитием, т.е. асфальтированием дороги, соответствующей всем стандартам качества, можно развивать экономические, политические и социальные контакты двух стран. Для нашей республики это имеет огромное значение в плане экономических и международных отношений. А старая грунтовая дорога не позволяла увеличить грузооборот между республикой и Монголией.

 

 

ОТВЕЧАТЬ ВСЕМ ТРЕБОВАНИЯМ

 

 В конце сентября на торжественном открытии 1023 + 800 – 1048 + 000 кмс мостовым переходом через реку Эрзин приняли участие председатель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Кан-оол Даваа, начальник Упрдор «Енисей» М-54, депутат Верховного Хурала Андрей Кок, начальник подрядной организации, ООО «Восток», Сергей Уюсов и члены приемочной комиссии.
 На торжественном открытии приглашенные и присутствующие отметили качественно выполненную работу. Это был общий труд всего коллектива ООО «Восток». Особо отличившимся рабочим были вручены грамоты и благодарности Упрдор «Енисей» и Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва.
 Подрядной организацией ООО «Восток» работы по строительству дороги общей протяженностью 23,84 кмначаты в 2009 году. В 2010 году сдан в эксплуатацию 1-й пусковой комплекс протяженностью 2,9 кмс мостовым переходом через р. Эрзин. Кроме этого, для удобства водителей и пассажиров дорога обустроена автопавильонами. Второй пусковой комплекс на участке 1026–1033кмпротяженностью 7,1 кмвведен в эксплуатацию в прошлом году. Участок также отвечает всем требованиям комфортабельности и безопасности движения.
 С 2011 года начаты работы по строительству третьего пускового комплекса протяженностью 8,9 кми четвертого пускового комплекса протяженностью 4,9 км.

 

 При строительстве этого участка дороги были применены новейшие технологии. В асфальтировании впервые на территории республики и Красноярского края применялся щебеночно-мастиковый асфальтобетон. Это позволяет увеличить срок службы обычного асфальтобетона в несколько раз, прочностные характеристики выше, увеличивается его морозостойкость, влагостойкость, трещиностойкость.
 Укладывается ЩМА на дорожную поверхность стандартным укладчиком с дальнейшим уплотнением обычными статическими 8–12-тонными катками. Использование вибрации на катках недопустимо во избежание раздавливания крупных зерен каменного материала. А из-за высокого содержания вяжущего нельзя использовать катки на пневмошинах.
 Применение данной технологии является одним из самых надежных и дает гарантию на 8–10 лет. В дальнейшем планируется применение данного материала на капитальных ремонтах и ремонтах дорог.

 

 Асфальт производился на мобильном асфальтово-бетонном заводе ООО «Восток», который находится в 100 кмот строительства дороги. Завод выпускает 56 тонн асфальта в час. Там же находится и мобильный дробильный цех для приготовления щебня из камня, добываемого неподалеку. Хоть и производилась щебеночно-мастичная смесь в обычных установках для получения горячей асфальтобетонной смеси, но тем не менее производство и укладка имеют свои специфические особенности. Вследствие низкого содержания мелкого заполнителя в смеси минеральных заполнителей крупный заполнитель нагревается в сушильном барабане значительно больше, что препятствует образованию толстых пленок вяжущего материала при дроблении. Щебеночно-мастичная смесь имеет высокий процент содержания битума. Возможность производить щебеночно-мастичную смесь появилась благодаря тому, что всей работой асфальтобетонной установки управляет микропроцессорная система. А обслуживать ее могут всего три человека: два оператора и один подсобный рабочий.

 

 Во многом благодаря развернувшемуся в республике в последние годы масштабному дорожному строительству ООО «Восток» превратилось в организацию, способную браться за крупные подряды. Приобретение и использование современной строительной техники, отлаженная организация работ, создание бытовых условий для своих работников, укомплектованность кадрами – все это позволило подрядчику завершить строительство с опережением графика и при этом с неплохим качеством. Со следующего года начнутся работы на участке дороги протяженностью 20 км. По завершении их в 2015 году останется еще 11 кмгрунтовки до таможенного пункта Цаган-Тологой. Управлением автомагистрали М-54 «Енисей» подготовлен проект строительства на этом участке. В случае его защиты трасса М-54 на всем ее тувинском отрезке будет иметь надежное твердое покрытие, что обеспечит более удобный доступ товаров из регионов Сибири в Монголию и в обратном направлении.

 

 

НЕ ЗАВИСЕТЬ ОТ ПРИРОДНЫХ КАТАКЛИЗМОВ

 

 Второй главной дорожной программой для Упрдор «Енисей» является удлинение противолавинной галереи. В сентябре было сдано в эксплуатацию 100 мгалереи. В следующем году планируется сдача следующих 550 мв сторону Абакана. В дальнейшем после обследований может быть продолжено строительство галереи. С завершением ее строительства мы станем менее зависимыми от природных катаклизмов.

 

 Противолавинная галерея для Республики Тыва имеет большое экономическое значение. В условиях нестабильного авиасообщения и только планируемого строительства железной дороги автомагистраль М-54 является единственным способом транспортного сообщения Тувы с другими регионами России. Эта дорога хоть и проходит через высокогорный район восточных Саян, можно с уверенностью сказать, что 99% всех транспортных сообщений проходит через противолавинную галерею. Этот один из самых опасных участков трассы, который в зимний период перекрывается из-за спада снежных лавин. Были времена, когда в течение одних суток наблюдалось до 10 сходов снежных лавин. Этот участок дороги опасен не только в зимнее время, даже летом здесь бывает опасно. Тому прямое подтверждение: в результате проливных дождей, шедших в течение двух суток, 21 июня этого года сошли селевые массы с горных склонов, расположенных над противолавинной галереей. Объем грунта при сходе предположительно составлял 700–1000куб. м, в результате чего произошло обрушение откоса насыпи со стороны низовой опоры шириной от 30 до 45 м. Глубина участка разрушения составляет до 50 м, минимальное расстояние от боковых опор до границы разрушения насыпи откоса – 1,5 м. Разрушения дорожного полотна не произошло. И «полка» выдержала натиск стихии, и М-54 остается главным связующим звеном между Тувой и «большой землей». Этот участок самый старый, его построили в конце 70-х – в начале 80-х годов прошлого столетия.

 

 В настоящее время работы по восстановлению противолавинной галереи идут по плану. Такое решение вынесла комиссия по восстановлению галереи, в состав которой входят специалисты Упрдор «Енисей», Красноярской транспортной инспекции, ГИБДД, администрации Ермаковского района Красноярского края и подрядной организации – 91-го Абаканского мостоотряда.
 Комиссией был составлен примерный план работ, и на сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что выполнение плана идет по графику. Рабочие уже заканчивают строить на глубине 45 мнижнюю баррикаду, которая опирается на двух скалах и привязана к ним «ежами». А «ежи» забиваются внутрь скал на 2 м. 4-метровая стена-баррикада сооружена из бетона с арматурой, на строительство ушло около 80 кубов бетона. Бетон спускается по лоткам, длина которого достигает 45 м. Не стоит забывать, что вся работа проводится вручную, так как технику вниз спускать невозможно.
 Сейчас строят еще одну верхнюю стену, на уровне 15 мвниз, потом должна быть сооружена продольная стена-баррикада длиной 30 м, высотой от 2 до 4 м. Расстояния между стенами и пустота между верхней стеной и самой «полкой» будут завалены камнями, потом кладется сетка, а сверху сетки наливается жесткий бетон. Такой слой превращается в «ледяной каток» и может выдержать любую селевую массу.
 В настоящее время выполнены восстановительные работы на сумму около 3 млн рублей, однако по изначальной смете на ликвидацию последствий схода селевых масс потребуется не менее 20 млн рублей. А израсходованные 3 млн – это только на восстановление и укрепление склона. Поэтому цена вопроса может быть и выше. Тут стоит заметить, что эта трасса – главная «артерия», которая соединяет Туву с другими регионами.
 Несмотря на работы, движение по федеральной трассе идет непрерывно. Полное ограничение движения транспорта на 601 кмфедеральной трассы означало бы, что республика полностью будет отрезана от «Большой земли».
 Немаловажен тот факт, что стихия никак не повлияла на строительные работы по «удлинению» противолавинной галереи.

 

 Строительство ведет Мостоотряд № 91 Абаканского филиала ОАО «Сибмост» с разбивкой на этапы в течение четырех лет. В 2010–2011годах были произведены работы по сооружению фундамента и тела верховой опоры, произведено бурение под фундаменты низовой опоры, смонтированы балки перекрытия 175 м. Полностью участок будет введен в эксплуатацию в 2013 году.
 Подрядчикам приходилось работать в крайне сложных условиях, и речь здесь идет не столько о непогоде и климате, сколько о стесняющих работу строителей обстоятельствах. Движение автотранспорта не было остановлено больше чем на полчаса, да и старались не делать этого без крайней необходимости. И погода тоже создавала неудобства. Здесь погода меняется по несколько раз в сутки.

 

 Строительство этого участка галереи не обошлось без новых технологий. Для гидроизоляции полотна под асфальтом применялся «Битрон-7». Вместо устаревшего реагента был использован именно битрон, который пропитывает бетон на глубину до 3 сантиметров, повышая его прочность и водостойкость. Низовая опора нового участка выполнена на буровых столбах. Что вести такую сложную конструкцию – работа трудоемкая, словами передать трудно. Специально для этого в начале года была приобретена дорогая импортная буровая установка «Пауэр», благодаря которой подрядчики достаточно быстро справились с работой. Также наверху нового участка установлены сложные конструкции – «лавинорезы», которые могут раздробить огромные снежные лавины и глыбы падающих камней.

 

 Полностью строительство галереи длиной 550 мв сторону Абакана должны закончить в конце 2013 года. С завершением ее строительства мы станем менее зависимыми от природных катаклизмов.
 После того как подрядчики закончат и сдадут галерею, начнутся работы по ее благоустройству с двух сторон. Со стороны Абакана будет стоянка для транспорта, площадка для пассажиров.
 Работы по удлинению галереи на этом не закончатся. ФКУ Упрдор «Енисей» намерено продолжить возведение противолавинных конструкций в сторону Кызыла как минимум на 100–150 м.

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика