М54 - дорога в будущее
Одной из важных дорожных программ для ФКУ «Упрдор «Енисей» является строительство дороги на участке 1023 + 800 – 1048 + 000 кмс мостовым переходом через реку Эрзин. В 2010–2011годах сданы первый и второй пусковые комплексы, в сентябре 2012 года сданы третий и четвертый пусковые комплексы. Новый участок дороги соответствует всем мировым стандартам – такое решение вынесла приемочная комиссия во главе с и.о. начальника «Управления Байкалуправтодор» Д.Ю. Юминовым.
Начальник ФКУ «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Андрей Кок
Закончилось строительство участка дороги М-54 протяженностью 23,84 км. Федеральная трасса связывает Россию с Монголией. И с ее развитием, т.е. асфальтированием дороги, соответствующей всем стандартам качества, можно развивать экономические, политические и социальные контакты двух стран. Для нашей республики это имеет огромное значение в плане экономических и международных отношений. А старая грунтовая дорога не позволяла увеличить грузооборот между республикой и Монголией.
ОТВЕЧАТЬ ВСЕМ ТРЕБОВАНИЯМ
В конце сентября на торжественном открытии 1023 + 800 – 1048 + 000 кмс мостовым переходом через реку Эрзин приняли участие председатель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Кан-оол Даваа, начальник Упрдор «Енисей» М-54, депутат Верховного Хурала Андрей Кок, начальник подрядной организации, ООО «Восток», Сергей Уюсов и члены приемочной комиссии.
При строительстве этого участка дороги были применены новейшие технологии. В асфальтировании впервые на территории республики и Красноярского края применялся щебеночно-мастиковый асфальтобетон. Это позволяет увеличить срок службы обычного асфальтобетона в несколько раз, прочностные характеристики выше, увеличивается его морозостойкость, влагостойкость, трещиностойкость.
Асфальт производился на мобильном асфальтово-бетонном заводе ООО «Восток», который находится в 100 кмот строительства дороги. Завод выпускает 56 тонн асфальта в час. Там же находится и мобильный дробильный цех для приготовления щебня из камня, добываемого неподалеку. Хоть и производилась щебеночно-мастичная смесь в обычных установках для получения горячей асфальтобетонной смеси, но тем не менее производство и укладка имеют свои специфические особенности. Вследствие низкого содержания мелкого заполнителя в смеси минеральных заполнителей крупный заполнитель нагревается в сушильном барабане значительно больше, что препятствует образованию толстых пленок вяжущего материала при дроблении. Щебеночно-мастичная смесь имеет высокий процент содержания битума. Возможность производить щебеночно-мастичную смесь появилась благодаря тому, что всей работой асфальтобетонной установки управляет микропроцессорная система. А обслуживать ее могут всего три человека: два оператора и один подсобный рабочий.
Во многом благодаря развернувшемуся в республике в последние годы масштабному дорожному строительству ООО «Восток» превратилось в организацию, способную браться за крупные подряды. Приобретение и использование современной строительной техники, отлаженная организация работ, создание бытовых условий для своих работников, укомплектованность кадрами – все это позволило подрядчику завершить строительство с опережением графика и при этом с неплохим качеством. Со следующего года начнутся работы на участке дороги протяженностью 20 км. По завершении их в 2015 году останется еще 11 кмгрунтовки до таможенного пункта Цаган-Тологой. Управлением автомагистрали М-54 «Енисей» подготовлен проект строительства на этом участке. В случае его защиты трасса М-54 на всем ее тувинском отрезке будет иметь надежное твердое покрытие, что обеспечит более удобный доступ товаров из регионов Сибири в Монголию и в обратном направлении.
НЕ ЗАВИСЕТЬ ОТ ПРИРОДНЫХ КАТАКЛИЗМОВ
Второй главной дорожной программой для Упрдор «Енисей» является удлинение противолавинной галереи. В сентябре было сдано в эксплуатацию 100 мгалереи. В следующем году планируется сдача следующих 550 мв сторону Абакана. В дальнейшем после обследований может быть продолжено строительство галереи. С завершением ее строительства мы станем менее зависимыми от природных катаклизмов.
Противолавинная галерея для Республики Тыва имеет большое экономическое значение. В условиях нестабильного авиасообщения и только планируемого строительства железной дороги автомагистраль М-54 является единственным способом транспортного сообщения Тувы с другими регионами России. Эта дорога хоть и проходит через высокогорный район восточных Саян, можно с уверенностью сказать, что 99% всех транспортных сообщений проходит через противолавинную галерею. Этот один из самых опасных участков трассы, который в зимний период перекрывается из-за спада снежных лавин. Были времена, когда в течение одних суток наблюдалось до 10 сходов снежных лавин. Этот участок дороги опасен не только в зимнее время, даже летом здесь бывает опасно. Тому прямое подтверждение: в результате проливных дождей, шедших в течение двух суток, 21 июня этого года сошли селевые массы с горных склонов, расположенных над противолавинной галереей. Объем грунта при сходе предположительно составлял 700–1000куб. м, в результате чего произошло обрушение откоса насыпи со стороны низовой опоры шириной от 30 до 45 м. Глубина участка разрушения составляет до 50 м, минимальное расстояние от боковых опор до границы разрушения насыпи откоса – 1,5 м. Разрушения дорожного полотна не произошло. И «полка» выдержала натиск стихии, и М-54 остается главным связующим звеном между Тувой и «большой землей». Этот участок самый старый, его построили в конце 70-х – в начале 80-х годов прошлого столетия.
В настоящее время работы по восстановлению противолавинной галереи идут по плану. Такое решение вынесла комиссия по восстановлению галереи, в состав которой входят специалисты Упрдор «Енисей», Красноярской транспортной инспекции, ГИБДД, администрации Ермаковского района Красноярского края и подрядной организации – 91-го Абаканского мостоотряда.
Строительство ведет Мостоотряд № 91 Абаканского филиала ОАО «Сибмост» с разбивкой на этапы в течение четырех лет. В 2010–2011годах были произведены работы по сооружению фундамента и тела верховой опоры, произведено бурение под фундаменты низовой опоры, смонтированы балки перекрытия 175 м. Полностью участок будет введен в эксплуатацию в 2013 году.
Строительство этого участка галереи не обошлось без новых технологий. Для гидроизоляции полотна под асфальтом применялся «Битрон-7». Вместо устаревшего реагента был использован именно битрон, который пропитывает бетон на глубину до 3 сантиметров, повышая его прочность и водостойкость. Низовая опора нового участка выполнена на буровых столбах. Что вести такую сложную конструкцию – работа трудоемкая, словами передать трудно. Специально для этого в начале года была приобретена дорогая импортная буровая установка «Пауэр», благодаря которой подрядчики достаточно быстро справились с работой. Также наверху нового участка установлены сложные конструкции – «лавинорезы», которые могут раздробить огромные снежные лавины и глыбы падающих камней.
Полностью строительство галереи длиной 550 мв сторону Абакана должны закончить в конце 2013 года. С завершением ее строительства мы станем менее зависимыми от природных катаклизмов.
|
|
|