Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Мы готовим профессионалов | Издательский дом
#

Мы готовим профессионалов

 


Ректор ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», заслуженный энергетик РФ, д.т.н. Борис Дынькин

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ВСЕГО

 

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС) осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям высшего образования в области транспорта, электроэнергетики, строительства, управления и экономики. Выпускники университета проектируют и создают современные машины и оборудование, управляют транспортным процессом, занимаются коммерческой деятельностью на транспорте и осуществляют международные перевозки, разрабатывают автоматизированные системы управления и проектирования на базе современных ЭВМ, строят железные дороги, инженерные сооружения, системы и объекты электроснабжения.


ДВГУПС – один из немногих вузов Дальневосточного федерального округа, который реализует систему непрерывного образования, а также возможность дополнительного образования. В настоящее время образовательный процесс в университетском комплексе реализуется по 303 образовательным программам ВПО, среднего профессионального образования (СПО), послевузовского образования (аспирантура и докторантура), профессиональной подготовки и дополнительного образования. Университет постоянно расширяет спектр предоставляемых образовательных услуг. За последние пять лет начата подготовка по таким востребованным в регионе направлениям и специальностям, как: «комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «нефтегазовое дело», «пожарная безопасность». С 2013 года будем вести подготовку по специальности «таможенное дело».


По итогам широкого экспертного опроса, проведенного в рамках проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», 15 основных образовательных программ высшего профессионального образования ДВГУПС вошли в число лучших в России. В 2012 году, по оценкам экспертов, к лучшим образовательным программам на основе ФГОС отнесены пять программ университета. Из них три программы бакалавриата: «Психология», «Электроэнергетика и электротехника», «Строительство»; две программы специалитета: «Подвижной состав железных дорог» (специализации «вагоны», «локомотивы», «электроподвижной состав железных дорог»), «Системы обеспечения движения поездов» (специализации «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта», «электроснабжение железных дорог).
 

Контингент обучающихся ДВГУПС в настоящее время составляет более 23 000 человек, при этом образовательный процесс реализует около 1000 преподавателей, из них с учеными степенями доктора или кандидата наук – более 60%.

Несмотря на сокращение выпуска школьников в минувшую пятилетку, университет стабильно выполнял плановые цифры приема. За последние пять лет прием на бюджетные места увеличился на 38,7% и в 2012 году составил 1215 человек.
 

Одним из основных направлений деятельности нашего университета, которое реализуетсяс 1968 года, является повышение квалификации и профессиональная переподготовка уже состоявшихся специалистов и руководителей. В последние годы эта образовательная форма стала очень актуальной и востребованной, потому что позволяет в кратчайший срок откликнуться на потребности производства в подготовке необходимого количества специалистов по новейшим направлениям развития техники и технологий.Сегодня в университете по приоритетным направлениям рыночной экономики, науки и техники реализуются более 100 программ повышения квалификации и 18 программ профессиональной переподготовки.За прошедший период по различным направлениям и программам прошли обучение более 90 тысяч слушателей. За последние пять лет ежегодное количество слушателей, прошедших обучение в институте дополнительного образования (ИДО), увеличилось на 49% (с 5747 чел. в 2007 году до 8543 чел. в 2011 году). Около 70% из них являются работниками ОАО «РЖД».
 

Созданы и успешно работают специализированные центры по безопасности движения, подготовке специалистов сварочного производства, учебно-научный центр информационной безопасности на транспорте, Дальневосточная академия CISCO, центр по подготовке профессиональных бухгалтеров и оценщиков. Большой объем работы проводится по аттестации специалистов в области электрической, промышленной и экологической безопасности, в области охраны труда. С 2002 года в университете ведется подготовка и аттестация специалистов строительного производства.

В последние годы отдельные программы профессиональной переподготовки успешно реализуются и для студентовнашего вуза. Это дает им возможность получить дополнительную к основной специальность и быть более востребованными, более конкурентоспособными на рынке труда.

Активно внедряются в учебный процесс дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Целью их использования является сохранение и увеличение контингента обучающихся за счет повышения качества и эффективности образовательных услуг и предоставления возможности обучающимся осваивать образовательные программы непосредственно по месту жительства или временного пребывания. Студенты, обучающиеся в филиалах университета, слушаютлекции и получают консультации ведущих преподавателей базового вуза. Активно задействованы ДОТ и при проведении занятий в профильных классах железнодорожных школ.
 

Дальнейшее развитие образовательной деятельности мы видим в реализации следующих направлений:

•        Развитие системы непрерывного образования (школа – ссуз – вуз – производство).

•        Развитие сети региональных институтов ДВГУПС с целью приближения центров образования к местам жительства и трудоустройства, причем в тех регионах, где запланировано новое железнодорожное строительство.

•        Привлечение в вуз наиболее талантливой молодежи.

•        Развитие и расширение спектра магистерских программ, в том числе международных, с целью дальнейшеговхождения вуза в мировое образовательное сообщество.

•        Широкое привлечение действующих руководителей и ведущих работников профильных, в первую очередь транспортных, организаций для проведения занятий по основным профилирующим дисциплинам на всех стадиях обучения с целью повышения качества выпускников, взаимосвязи теоретического и практического обучения.

•        Использование в учебном процессе современных достижений в области техники, науки и производства. Модернизация учебно-лабораторной базы и информатизации образовательной деятельности.

 

 

РОССИЮ СПАСЕТ НАУКА

 

Университетпроводит масштабную научно-исследовательскую работу в области комплексного развития транспортной системы Дальневосточного региона. Это более 30 научных направлений в области транспорта, строительства, энергетики, физики, математики, материаловедения, информационных технологий и других, которые имеют огромное значение для развития не только железнодорожной, но и целого ряда других отраслей промышленности. Реальным вкладом в развитие и совершенствование железнодорожной транспортной отрасли стали исследования ученых университета, связанные с вопросами эксплуатации и технической диагностики искусственных сооружений, строительства зданий в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, защиты окружающей среды, строительства, эксплуатации железных дорог в условиях вечной мерзлоты. Под руководством ученых ДВГУПС впервые на Дальнем Востоке была разработана транспортная логистическая схема Хабаровского края. Она позволила замкнуть в единую систему технологию работы более 20 крупных транспортных узлов железной дороги, портов и погранпереходов. За всеми этими фактами стоит многолетний и упорный труд лучших интеллектуальных сил университета.

Ряд научных школ и направлений, реализуемых ДВГУПС, получил широкую известность. Среди них – теоретические и экспериментальные исследования закономерностей взаимодействия оптического излучения с нелинейными средами под руководством доктора физико-математических наук, заслуженного деятеля науки РФ, профессора В.И. Строганова; теоретические и экспериментальные исследования износа рельсов и гребней колесных пар подвижного состава под руководством доктора технических наук, заслуженного работника транспорта РФ, профессора В.Г. Григоренко; исследование, направленное на изучение проблем психологической адаптации специалистов, под руководством доктора психологических наук, профессора К.И. Воробьевой и другие.

Существует ряд научных исследований, которые можно отнести к числу уникальных, поскольку в масштабах общероссийской прикладной науки они проводятся только учеными Дальневосточного государственного университета путей сообщения.
 

Один из ярких примеров – автоматизированная система мониторинга тягового подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного пути, позволяющая отслеживать состояние электровозов, тяговых подстанции, устройств СЦБ и связи в режиме реального времени. Этот проект, не имеющий аналогов в России, в будущем должен перерасти в информационно-управляющую систему. Отдельные ее элементы уже внедрены и успешно работают на одном из самых грузонапряженных участков железной дороги Уссурийск – Находка, а в перспективе, считают разработчики, весь Транссиб должен быть оборудован такими системами, которые по уровню обеспечения безопасности движения позволят российскому железнодорожному транспорту не отставать от мировых лидеров. По поручению ОАО «Российские железные дороги» с 2012 года началась работа по созданию Системы комплексного контроля, прогнозирования и управления состоянием природно-техногенной среды Байкало-Амурской магистрали, главная задача которой – повышение транспортной безопасности: мониторинг состояния железнодорожных магистралей, предупреждение о возникновении опасности, выработка рекомендаций и проектных решений. К участию в этом масштабном проекте привлечены многие российские вузы и научные организации, а во главе стоит Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Такой выбор вполне обоснован: учеными ДВГУПС в течение ряда лет не только разрабатываются элементы подобной системы комплексного контроля, но и успешно применяются на Дальневосточной и Амуро-Якутской магистралях. Проводимые здесь исследования показывают, что эти технологии могут применяться не только в Дальневосточном регионе, но и на других северных участках железнодорожных магистралей России.
 

Именно уникальный опыт ученых университета по научному сопровождению строительства и эксплуатации БАМа позволил ДВГУПС победить в открытом конкурсе на выполнение госбюджетной научно-исследовательской работы по теме, посвященной развитию транзитного и импортно-экспортного потенциала железнодорожной инфраструктуры за счет увеличения пропускных возможностей Байкало-Амурской магистрали, результаты которой будут использованы Минтрансом России при подготовке предложений по реализации инфраструктурных проектов развития БАМа, а также учитываться при корректировке «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».

 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

 

На современном этапе одной из приоритетных задач университета является развитие международного сотрудничества как эффективного средства повышения качества научно-образовательной деятельности и обеспечения конкурентоспособности ДВГУПС. За 2008–2012 годы подписаны соглашения с 38 новыми партнерами из Украины, КНР, Казахстана, Японии, Республики Корея, КНДР.

Именно ДВГУПС стал инициатором создания в 2009 году Международной ассоциации транспортных университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, главная цель которой – интеграция науки, техники и производства в развитие железнодорожного транспорта. Сегодня в состав Ассоциации входят транспортные университеты Китая, Республики Корея, Казахстана, России, Австралии, Монголии. В июне 2011 года на IV Международном симпозиуме транспортных вузов и организаций Европы и Азии, который проходил в городе Нанкине (КНР), ее президентом избран ректор ДВГУПС Б.Е. Дынькин.
 

Деятельность Ассоциации позволила сплотить университеты, транспортные организации, научно-исследовательские институты в области реализации краткосрочных программ повышения квалификации для российских и иностранных специалистов, совместных научных исследований в сфере транспорта, реализации совместных образовательных программ по подготовке специалистов. Международные симпозиумы железнодорожных вузов Европы и Азии вносят весомый вклад в развитие науки и транспортной отрасли, поскольку затрагивают вопросы образовательного и научного сотрудничества между железнодорожными вузами разных стран, межнациональных условий эксплуатации железнодорожного транспорта, научных исследований в различных областях функционирования железнодорожного транспорта.
 

Ежегодно в университете обучается более 250 студентов и аспирантов из зарубежных стран, в первую очередь стран АТР. Российские студенты проходят стажировки в зарубежных вузах в Республике Корея и США. В настоящее время ДВГУПС авторизован на право международного тестирования иностранных граждан на знание русского языка.
 

Приоритетными целями в области международной деятельности университета становится содействие повышению качества образования, увеличению спектра образовательных программ, в том числе на иностранных языках, развитию научного уровня университета, а также обеспечение признания ДВГУПС в мировом научном сообществе. Для этого необходимо реализовать следующие задачи:

·        Расширение условий для дополнительной реализации образовательных услуг университета зарубежным вузам, обучения в университете студентов и аспирантов из стран ближнего и дальнего зарубежья (проведение международной сертификации образовательных программ; разработка программ краткосрочных летних курсов по различным направлениям; введение курсов и дисциплин, преподаваемых на иностранных языках; повышение уровня владения иностранным языком сотрудников и студентов университета для ведения и освоения ООП).

·        Повышение результативности сотрудничества в научной сфере с зарубежными партнерами стран АТР.

·        Развитие новых и обеспечение эффективной работы действующих направлений в работе Международной ассоциации транспортных университетов стран АТР. Развитие сетевого университета.

·        Проведение на базе вуза международных конференций и форумов, активное участие сотрудников университета в международных выставках и конкурсах.
 

В ДВГУПС реализуется идея стратегического управления качеством подготовки специалистов. Результатом развития системы менеджмента качества в университете, сертифицированной в 2006 году, за истекший период является:

·        из победителя в области качества на краевом уровне (2007 и 2009 годы) университет в 2011 году вырос допобедителя ТретьегоВсероссийского конкурса;

·        система управления качеством образовательных услуг подтвердила свое соответствие как требованиям национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 (ресертификация в 2009 году), так и требованиям международного стандарта MS ISO 9001;

·        получены сертификат соответствия СМК международного образца и право использовать знак соответствия IQNet.

Оценка достижений университета в образовательной деятельности отмечена наградами разного уровня.

Так, в 2012 году по решению экспертного совета Дальневосточный государственный университет путей сообщения повторно стал лауреатом Международной транспортной премии «Золотая колесница» в номинации «Лидер транспортной науки и образования».

 

 

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

 

За долгие годы сформировались тесные творческие связи университета с железными дорогами Дальнего Востока и Сибири, с крупными предприятиями. Учеными университета проводятся масштабные научные исследования в области комплексного развития транспортной системы Дальневосточного региона. Это непрерывная работа по созданию новейших технологий, приборов, оборудования, не уступающих общемировым образцам. ДВГУПС располагает развитой научно-производственной базой, здесь успешно работают проблемные научно-исследовательские лаборатории и научно-инженерные центры.

В нашем регионе только в структурных подразделениях Дальневосточного государственного университета путей сообщения сохранилась процедура распределения выпускников. Имея развитую сеть филиалов по всему Дальневосточному федеральному округу, ДВГУПС осуществляет значительную, более 40% от бюджетного приема, целевую подготовку специалистов из числа местного населения по наиболее востребованным для регионов Дальнего Востока специальностям с возвратом подготовленных специалистов на место постоянного жительства. Это способствует комплектованию кадрового состава предприятий, в первую очередь транспортных, специалистами с ВПО. Результаты показывают, что специалисты, подготовленные во всех филиалах нашего университетского комплекса, практически на 100% трудоустроены.

Большинство студентов, выпускаясь, выбирают место с достойной зарплатой и условиями труда. Примерно 60% наших студентов устраиваются на предприятия железнодорожного транспорта. Все заказы этой отрасли мы выполнили на 100%, для нас это самая главная задача. Все годы обучения такой студент проходит практику на одном предприятии, не теряя с ним связи.
 

Так, в 2012 году на железные дороги отправилось 114 выпускников Института тяги и подвижного состава. Из них 62,2% – студенты, обучавшиеся по целевому договору. 45 выпускников института транспортного строительства стали молодыми специалистами на Дальневосточной железной дороге.

Условия, которые предлагают предприятия выпускникам, достаточно хорошие, есть места, где предоставляют квартиру. Но в этом году только четыре студента-бюджетника согласились поехать в регионы.

 

 

ЦЕЛЕВАЯ КОНТРАКТНАЯ ПОДГОТОВКА

 

У компании ОАО «РЖД» очень хорошая репутация. Для своих молодых специалистов она делает многое. Но уже третий год мы наблюдаем рост конкуренции со стороны других предприятий, особенно предприятий энергетической сферы. Не все выпускники согласны работать за 20–25 тысяч рублей в месяц. Единицы пойдут работать на предприятие с выездом из Хабаровска. Сегодня молодой специалист знает себе цену. Такое положение может привести к тому, что предприятия в ближайшее время столкнутся с нехваткой профессионалов.

Современная молодежь хочет жить в крупных городах, где хорошо развита инфраструктура. Студенты, которые приезжают из небольших городов, пытаются закрепиться в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Уссурийске, Владивостоке. В свою очередь мы ведем работу среди студентов. Рассказываем, что идти на предприятия ОАО «РЖД», энергетики и других отраслей экономики престижно, компании не подвержены кризисам.
 

Чтобы работать эффективно с теми, кто не обучается в рамках целевой контрактной подготовки, в университете создан Центр карьеры. Студенты могут легко трудоустроиться там, где им комфортно жить и работать. Опыт нашей работы показывает, что закрепление молодых специалистов в отдаленных регионах возможно только при привлечении к работе специалистов из числа местных жителей, которые, получив образование, обучаясь по целевому договору от предприятия, возвращаются обратно в свой регион.

Если раньше кадровая служба железных дорог Дальнего Востока и Забайкалья централизованно контролировала подготовку и распределение студентов, обучающихся по целевым договорам, то сегодня каждая дирекция решает эти вопросы самостоятельно. И тут возникает вопрос: будет ли наше сотрудничество продолжаться также эффективно, как это было при отлаженной системе централизованной подготовки кадров?

Специалисты – это «скоропортящийся товар». Если они уйдут в другую сферу, через год им необходима переподготовка. Сохранение целевой контрактной подготовки для железнодорожных предприятий и их дальнейшее гарантированное распределение на производство очень важно как дляпредприятий железнодорожного транспорта, так и для университета.

Разрушить десятилетиями сложившуюся систему легко, а на восстановление уйдут годы и колоссальные финансовые средства. Как только одна из дирекций перестанет готовить вместе с нами специалистов, обучающихся по целевым договорам, через некоторое время она столкнется с острой кадровой проблемой, и ей придется привлекать специалистов, особенно в регионы, уже совсем на других, более дорогих финансовых условиях.

В ходе реформы компании необходимо сохранить сложившуюся централизованную целевую контрактную подготовку кадров для всех предприятий железнодорожного транспорта. Мы с ОАО «РЖД» одна команда и должны пережить реформу успешно.

Ведь кадры – это основа компании, кадры решают все…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика